На пресс-конференции, состоявшейся на минувшей неделе, Вадим КОРМИЛЕЦ высказал свое мнение о причинах затрудненного движения в центре города, об утренних пробках, которые возникли после временного перекрытия улицы Ленина, о способах увеличения пропускной способности дорог и муниципальных пассажирских предприятиях, уже практически исчерпавших все возможности для оптимизации. Вместе с представителями других омских СМИ вопросы Вадиму КОРМИЛЬЦУ задавал и обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
Об оптимизации муниципального транспорта
Во всем мире сокращается доля муниципального транспорта. Весь мир оптимизирует затраты. И мы с 2012 года идем по этому же пути. Было сокращено порядка 40% инженерно-технических работников, мы отказались от неэффективных, откровенно убыточных маршрутов, объединили пассажирские предприятия № 1 и № 4. На мой взгляд, сегодня все возможности оптимизации мы уже исчерпали и подошли к самому краю. К той черте, за которой мероприятия уже не будут приносить результатов. К сожалению, до сих пор остается нерешенным вопрос с тарифами. И хотя РЭК Омской области еще в прошлом году согласовала тарифы для муниципальных пассажирских предприятий на уровне 20-21 рубля, но поскольку частные перевозчики остались на уровне 18 рублей, как вы знаете, то и муниципальному транспорту поднимать стоимость проезда было бы просто самоубийством. При 18 рублях мы можем только пытаться по максимуму сохранить муниципальный транспорт. Сильно нас подкосило, конечно, трагическое ДТП на Сыропятском тракте. В результате, чтобы исключить факты переработки водителей, мы вынуждены были примерно на 30% сократить выпуск подвижного состава.
О сокращении маршрутов
Мы, конечно, продолжим избавляться от маршрутов, которые откровенно убыточны. А подвижной состав, который мы снимем с этих маршрутов, поставим на востребованные маршруты, чтобы уменьшить интервальность. Как показывает опыт, чтобы люди постоянно пользовались маршрутом, интервал между автобусами или троллейбусами должен быть минимальный. Оптимальный интервал – 5 минут. Максимум – 6-8 минут. Это время так называемого терпеливого ожидания. Если автобус ходит раз в 30–40 минут, пассажиры даже летом не будут его ждать, не говоря уже про зимние условия. А социальные маршруты, на которых перевозки невыгодны, но перевозить пассажиров все равно нужно, будем разыгрывать на конкурсе среди частных перевозчиков. Если никто не заявится – будем менять условия конкурса. В том числе по дотациям из бюджета.
О взаимодействии с перевозчиками
Частный перевозчик – это отдельный хозяйствующий субъект. Он нанимает и аттестует специалистов в том числе по направлению безопасности дорожного движения. Как бы вы себя чувствовали, если бы кто-то пришел к вам домой и стал критиковать цвет выбранных вами обоев? Если в работе перевозчика нарушаются нормы труда и отдыха водителя – этим будет заниматься государственный автодорожный надзор. Если выпускает на маршруты технически неисправный подвижной состав – контроль возложен на ГИБДД. Да, определенные формы взаимодействия департамента транспорта с частными перевозчиками предусмотрены. Мы проводим совместные совещания, обсуждаем с ними перспективы, следим за тем, чтобы предприниматели обеспечивали выпуск подвижного состава на линию в том количестве, который предусмотрен муниципальным контрактом. Если перевозчик гарантировал, что выставит на маршрут 10-12 автобусов, то он должен обеспечить именно такое количество. А напрямую руководить перевозчиками мы не можем.
О водителях автобусов
Часть водителей действительно ушла из пассажирских предприятий. И доля водителей-пенсионеров в пассажирских предприятиях растет. Заработная плата, к сожалению, очень маленькая. Молодежь в профессию идет с большой неохотой, скажем так.
О регулировании перекрестков
Работа по увеличению пропускной способности улично-дорожной сети – это самая сложная, пожалуй, часть нашей работы. Сложная она потому, что далеко не всегда удается добиться продолжительного по времени положительного эффекта. Сколько бы мы ни выполняли корректировок циклов светофорных объектов, рано или поздно эффект нивелируется. Есть участки, где уже невозможно ничего сделать корректировками светофоров. Например, на перекрестке Королева-Березовая. Там необходимо выполнить мероприятия по уширению проезжей части на подходе к перекрестку. Аналогичная ситуация на пересечении улицы 10 лет Октября и Окружной дороги. А когда результат все же есть – это очень приятно. Вот пересчитали не так давно интенсивность движения на перекрестке Королева-Заозерная. В сравнении с прошлым годом в часы пик на 21% увеличилась интенсивность движения по Королева со стороны ДК «Химик», на 12% – по Заозерной со стороны Телецентра.
О выделенке для пассажирского транспорта
Есть как положительные, так и отрицательные моменты от введения выделенной полосы на проспекте Маркса. Если заниматься техническим сопровождением, чтобы все участники дорожного движения выполняли требования знаков и дорожной разметки, то эффект будет. Всего за три дня технического сопровождения в августе прошлого года нам удалось добиться сокращения времени проезда по проспекту Маркса автобусов в утренний час пик на 7 минут. К сожалению, некоторым водителям необходимо подправлять мозги. Есть такие, кто останавливается на выделенной полосе для посадки и высадки пассажиров, да еще и в непосредственной близости от перекрестков, абсолютно не заботясь о том, что он один остановился, а сзади несколько автобусов ждут возможности проехать.
О заторах из-за перекрытой улицы Ленина
Я прошу омичей отнестись с пониманием к тем трудностям, которые возникли в центре города. Не надо реагировать разгоряченно. Закрытие улицы Ленина – это вынужденная мера. К тому же, если судить по нашему опыту, «прикатка» любой измененной схемы организации дорожного движения в головах у водителей происходит, как правило, не сразу. Если на каком-то участке поменялась схема движения, то этот участок водители в течение первого месяца проезжают с осторожностью, поскольку боятся попасть в ДТП. И возникает, естественно, затор. А когда изменившаяся ситуация уже уложилась у водителей в головах, тогда они едут по этому участку на предельно возможной скорости.
О планируемых изменениях
К сожалению, не удастся сделать круговое движение на пересечении Исилькульского тракта с улицей 22-го Декабря. Говорю я об этом с большим сожалением на самом деле. А не удастся потому, что мы планировали внести изменения в схему движения за счет внебюджетных средств. Необходимо было приобрести технические средства, чтобы организовать островок безопасности посредине проезжей части, и по весне находился спонсор, который готов был выделить на эти цели деньги, но экономическая ситуация изменилась, и спонсор отказался. А у муниципалитета в этом году денег на эти цели нет, так что будем наносить разметку по старой схеме.
Не хватает средств и для организации круговой схемы у кинотеатра «Маяковский». Чтобы сделать так, как мы планировали изначально, необходимо перекладывать контактную сеть троллейбусов. Требуется установка трех новых опор. Стоимость одной опоры — порядка 100 тысяч рублей. В этом году мы, по-видимому, реализуем только одно изменение — разрешим на Театральной площади левый поворот на улицу Лермонтова для автомобилей, которые движутся по Гагарина из центра. Сейчас весь транспорт, которому нужно попасть на улицы Маршала Жукова и Богдана Хмельницкого, сворачивает на Думскую. В утренние и вечерние часы на Думской часто бывают заторы, и мы собираемся эту улицу частично разгрузить. Тем более, что этот левый поворот нисколько не утяжелит светофорный цикл и не ухудшит условия проезда перекрестка Маркса-Лермонтова для других автомобилей.