«Мы миллиард получаем с единого налога на вмененный доход на территории города и только 24 млн рублей – от патентов»

Дата публикации: 21 октября 2015

Цели введения патентной системы налогообложения стали темой довольно жаркой дискуссии между депутатами, чиновниками областного правительства, городской администрации и представителями общественных организаций. 

14 октября на заседании круглого стола в Законодательном собрании Омской области депутаты обсудили два законопроекта. Первый – по внесению изменений в закон о патентной системе налогообложения.

Патент

Изменения коснулись перечня видов деятельности, который пополнился еще 16 пунктами. Теперь в рамках патентной системы налогообложения будут осуществляться 63 вида предпринимательской деятельности. Это не первые изменения, которые вносятся в данный закон: в 2014 году поправки затронули налоговые ставки.

Министр экономики Омской области Оксана ФАДИНА, ведущая круглого стола, отметила: «Патентная система – один из инструментов, который направлен на упрощение налогообложения для малого предпринимательства. Он должен быть нацелен на стимулирование предпринимательской деятельности». Она рассказала, что за первое полугодие 2015 года было приобретено 712 патентов, и эта цифра в два раза превысила прошлогоднюю за тот же период. При этом на 35 процентов увеличилась и стоимость патентов.

Президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ предложил выделить из сферы торговли отдельно киоски и павильоны, поскольку, по его данным, не все данные объекты находятся в зоне налогообложения. «Патентная система преследует две цели. Первая – безусловно, пополнение бюджета и поддержка малого бизнеса. Вторая – самая главная – чтобы мы могли реально увидеть весь малый бизнес, часть которого сегодня находится в тени. При патентной системе, если она удобная и экономически выгодная, многие выйдут (из тени)». Он поделился опытом других регионов, отметив, что в ряде областей торговые ставки намного ниже, чем в Омске, в частности, в Оренбурге предприниматели из сферы торговли платят за патент не более девяти тысяч рублей в год. По его мнению, если каждый предприниматель выйдет из тени, то налоги увеличатся хотя бы за счет массовости.

Директор департамента финансов городской администрации Инна ПАРЫГИНА, напротив, уверена, что розничная торговля – это наименее скрытый вид деятельности: «В основном у нас страдает бытовое обслуживание. Мы понимаем, для чего был введен патент. Для микробизнеса, чтобы легализовать его. Нужно детально провести аналитику: что мы собираемся поддерживать. И не стоит забывать о бюджете с точки зрения его наполнения». Она отметила, что в сфере торговли в первую очередь нужно «смотреть, каким образом система повлияет на безопасность граждан», однако не пояснила, что подразумевает под этим.

Об идее более глубокого анализа ситуации говорила и Оксана ФАДИНА: «Мы сейчас смотрим, в каких видах деятельности спрос начинает расти, в каких снижает обороты, и это дает ответ на вопрос, по каким видам деятельности нужно увеличить, а по каким сократить (ставку)».

Обсуждение вопроса затронуло и вопрос экономической политики региона. «Мы не налогами должны заниматься, а развитием экономики. Это две большие разницы. Налогами у нас занималась мэрия во времена РОЩУПКИНА. Много раз с ним спорил. У нас собираемость налогов 1,2 рубля была, а зарабатывали рубль. Я говорил: «Валерий Павлович, от нас все уйдут». К сожалению, так и произошло: предприниматели уехали в Новосибирск и другие города. Если мы так будем подходить, все повторится, у нас здесь останутся только структуры для жизнеобеспечения, которые не могут уйти, – заметил Борис СВАТКОВ и добавил:– За счет того что у нас будет больше участников, мы больше получим в копилку городского бюджета».

Поскольку его слова были обращены к Инне ПАРЫГИНОЙ, то она отреагировала на выступление: «Ваше предложение преследует снижение только налоговой нагрузки, а я говорила, что цель патентной системы – это легализация бизнеса. Ваша цель – снизить в четыре раза нагрузку. Но нужно еще оценивать бюджетные риски. В сфере торговли у нас самое минимальное количество предпринимателей, которые занимаются бизнесом нелегально». Затем главный финансист города добавила: «Мы миллиард получаем с единого налога на вмененный доход на территории города и только 24 млн рублей – от патента. Это несоразмерные показатели. Патент не заменит вмененку. Мы в этом убедились».

В ответ Борис СВАТКОВ озвучил имеющиеся у организации данные, что предприятия торговли, имеющие площадь помещения 10 квадратных метров, выплачивают единый налог на вмененный доход 35 тысяч в год, а патент стоит 180 тысяч рублей.

Производство катализаторов

Вторым вопросом круглого стола стал законопроект по привлечению инвесторов на территорию Омской области для стимулирования инвестиций по развитию производства отечественных катализаторов для нефтепереработки. Согласно его условиям предлагается ввести пониженные ставки по налогу на имущество в размере 0,01 (одной сотой) процента и пониженную ставку по налогу на прибыль в 13,5 процента для стимулирования и развития катализаторного производства.

Законопроект обусловливает критерии, которым должен соответствовать инвестор, желающий воспользоваться преференциями. Так, производственная мощность катализаторного производства должна быть не ниже 16 тысяч тонн, а объем инвестиций – не менее 8 млрд рублей в течение 5 лет. При этом производство катализаторов должно быть основным видом деятельности и составлять не менее 70 процентов в сумме доходов организации. Указанными преференциями смогут воспользоваться только предприятия, зарегистрированные с 1 января 2016 года.

– Если говорить о материальных эффектах, то мы планируем обеспечить среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет Омской области на уровне 450 млн рублей. Но наряду с материальными эффектами существуют и нематериальные. Сегодня порядка 17,5 тысячи тонн катализаторов приобретается на международном рынке. Проект важен не только для региона, это в масштабах всей страны достойный ответ по импортозамещению относительно катализаторов каталитического крекинга. Это рабочие места, которые связаны с достаточно высокой заработной платой, – отметила министр экономики региона. Отвечая на вопрос о рисках, связанных с размещением на нашей территории очередного опасного производства, она привела русскую пословицу: «Волков бояться, в лес не ходить. Если мы не будем предпринимать усилий по развитию деятельности, связанной с высокотехнологичным производством, мы далеко отстанем от других регионов, и тогда, действительно, нам нечего будет дискутировать на тему: почему и студенты, и даже пенсионеры уезжают из Омского региона. Поэтому нет сомнений, что такие проекты нужно реализовывать, но при этом выстраивать четкую систему безопасности. По сравнению с другими видами производств это довольно невинный проект, поскольку производство не содержит ни свинца, ни алюминия, выбросов которых в окружающую среду можно было бы опасаться».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/oktyabr/-40/79164