Региональные министры признают, что нереализуемый мегапроект перекрывает воздух действующему аэропорту
На повестке заседания комитета по собственности областного Заксобрания 21 октября стоял вопрос об устранении нарушений, выявленных КСП в ходе проверки деятельности ОАО «Омский аэропорт» за 2014 год. Депутаты не настаивали на подробном освещении этой темы. Больше их интересовали перспективы развития аэропорта Омск-Центральный на фоне малопонятных движений вокруг проекта Омск-Федоровки.
Гендиректор ОАО «Омский аэропорт» Сергей ЗЕЗЮЛЯ рассказал, что 18 сентября совет директоров наметил ключевые направления среднесрочной программы развития действующего аэропорта, и до конца 2015 года стратегия будет готова. На необходимость ее корректировки, кстати, указала Контрольно-счетная палата в своем докладе.
Депутат Сергей КАЛИНИН стал расспрашивать гендиректора Омского аэропорта и глав региональных минимущества и минпрома о долгосрочных перспективах Омска-Центрального: «Со стороны большинству кажется, что давно уже надо закрыть вопрос по Федоровке, а начать развивать Центральный. Но те люди, которые непосредственно занимаются развитием аэропорта, знают какой-то секрет. С нами они не делятся. В том числе, губернатор наверное. Все время мы пытаемся построить Федоровку, а Центральный сам по себе».
Министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Виктор БЕЛОВ объяснил, что пока речь идет только о среднесрочной стратегии, хотя и она «будет тесно связана с судьбой Федоровки. Что до последней, никакого секрета нет – там все «прозрачно и просто». Если кратко, представленная Внешэкономбанком в начале 2015 года концепция проекта строительства Омск-Федоровки предусматривает четыре этапа. До конца текущего года завершится третий этап – поиск инвестора. Четвертого (начала строительства) за ним наверняка не последует из-за отсутствия желающих. Чиновники считают, что срыв мегапроекта позволит официально поставить на Федоровке крест и наконец-то задуматься о долгосрочных планах настоящего аэропорта.
– Два дня в Москве я принимал участие во встречах с потенциальными инвесторами, – рассказал Виктор БЕЛОВ.– На моих глазах прошло порядка 30 фирм, включая ключевых российских игроков, которые работают на региональном рынке. Все они берут проект в разработку, изучают, но всем совершенно ясно, что, если ситуация не поменяется, проект останется нереализованным.
Министр объяснил, что «все упирается в концессионный договор». Он не имеет никакой привлекательности для частного бизнеса из-за отсутствия денег в бюджете (об этом «по-русски было сказано, когда правительство давало предварительную информацию») и невозможности передать инвестору в собственность действующий аэропорт. ВЭБ предлагал пожертвовать Омском- Центральным во исполнение концессионного соглашения, но Омская область отказалась, сославшись на «юридические препятствия».
– Мы не можем этого сделать, поскольку область не является единственным собственником в ОАО «Омский аэропорт», – напомнил про миноритариев Виктор БЕЛОВ.
– ВЭБ в своей модели предусматривает использование ресурсов действующего аэропорта, – добавил министр имущественных отношений Омской области Виктор СОБОЛЕВ.– Наше министерство было категорически против этой позиции. Мало ли кто зайдет и на каких условиях. Не дай бог, разрушит работу действующей организации. Кроме того, как сказал Виктор Иванович (БЕЛОВ. – «КВ»), они себе немножко неправильно представляли юридическую модель. Они хотели в концессионное соглашении вписать обязанность о передаче в управление сначала вообще имущества, затем акций. Мы указали, что не может быть такого условия, поскольку решение здесь принимает не правительство Омской области, а управляющий орган.
Виктор СОБОЛЕВ признает, что без действующего аэропорта «модель теряет всякую привлекательность», однако это не повод отвлекать от него средства: «Речь идет об авиационной безопасности».
Более того, концессионное соглашение рассчитано на 30 лет. «Таких желающих», полагает министр БЕЛОВ, не найдется: «Если вы хотите мое мнение, будет ли Федоровка, – в этой ситуации, конечно, никто не будет вкладывать деньги. Надо просто заканчивать скорее проект».
Виктор БЕЛОВ объяснил, что, пока проект Омск-Федоровки теплится, из федеральной программы гарантированно выпадает Омск-Центральный. Для финансирования и развития действующего аэропорта, по словам министра, необходим соответствующий указ президента. А чтобы получить его, нужно убедить федеральный центр в отсутствии инвестора «в силу экономических причин». В этом провал программы ВЭБ может помочь.
– Придется пройти этот путь и «вхолостую», может быть, отыграть конкурс на концессионное соглашение. Так мы сможем убедиться, что инвесторов действительно нет. Иначе это останется только предположением, и любой орган скажет: откуда вы точно знаете, придет ли к вам арендатор или инвестор по такому конкурсу или нет? А так мы точно ответим, — растолковал министр имущественных отношений депутатам.
Сергей ЗЕЗЮЛЯ уточнил, что пока федеральные деньги идут лишь на поддержание деятельности существующего аэропорта, но не на его развитие.
Окончательно судьба проекта Федоровки решится, по оценкам Виктора БЕЛОВА, в течение первой половины 2016 года.