в расходовании средств на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья
На заседании комитета по экономической политике и инвестициям Законодательного собрания Омской области 15 сентября депутаты рассмотрели информацию региональной КСП о проверках расходования средств, выделенных на расселение граждан из аварийного и ветхого жилья. На этот раз под проверку попали Большереченский и Русско-Полянский районы. В том, как администрации этих районов распорядились в 2014 году и в первые пять месяцев (с января по май) 2015 года деньгами, выделенными по программе переселения, аудиторы усмотрели массу нарушений.
Как сообщила зампредседателя КСП Омской области Наталья ЕВСИНА, в Большереченском районе порядка 63% выделенных на расселение аварийных домов средств были расходованы с нарушениями, а это около 37,8 млн рублей.
По данным КСП, также как и в других районах, в Большеречье установлены многочисленные нарушения в ходе реализации процедур по признанию жилых помещений аварийными или подлежащими сносу. Жилье включали в программу, не имея соответствующих заявлений от собственников, нотариально заверенных копий правоустанавливающих документов. Иногда собственников даже не уведомляли о принятом решении.
– С сентября по декабрь 2014 года администрацией района были заключены муниципальные контракты на приобретение 53 квартир в строящихся 26 многоквартирных домах малоэтажной застройки на сумму 69 млн рублей. Сумма, также как и в других районах, определялась исходя из предельной стоимости одного квадратного метра, установленной региональной адресной программой – 30 975 рублей за квадрат. В то же время постановлением главы района в 2014 году утверждена средняя стоимость одного квадратного метра в районе в размере 29 тысяч рублей. Хочу обратить внимание, что в 2014 году в Большереченском районе также приобретались помещения для детей-сирот, и стоимость жилья, при этом не с печным отоплением, а полностью благоустроенного, составляла 28,4 тысячи рублей за 1 кв. метр. Таким образом, если бы жилье для переселенцев купили по цене в 28-29 тысяч рублей, можно было сэкономить порядка 5 млн рублей, – рассказала ЕВСИНА. По словам аудиторов, такая проблема есть в каждом районе – жилье приобретается по максимальной стоимости, установленной программой, вне зависимости от технического состояния жилых помещений. В итоге получилось, что по цене почти в 31 тысячу рублей за квадрат в Большеречье были куплены жилые помещения с печным отоплением, тогда как в Калачинском районе, к примеру, приобретались полностью благоустроенные.
Кроме того, в Большеречье срок передачи квартир был установлен не позднее 1 июля 2015 года, но на момент проверки передача 22 квартир так и не состоялась и граждане не были переселены.
И самое важное: проверка показала, что приобретенные многоквартирные дома не отвечают требованиям по качеству. Аудиторы привели примеры: во всех жилых помещениях установлены душевые кабины вместо ванн и душевых кабин, стены отделаны пластиковыми панелями вместо керамической плитки, межкомнатные двери не закрываются, есть плесень на стенах и потолке, подтеки и так далее. Депутатам все это еще и продемонстировали в фотографиях.
– Учитывая значительные объемы финансирования при приобретении жилья и такой уровень приемки работ, какой мы видим на слайдах, можно сделать вывод о том, что существующая система контроля за расходованием средств недостаточно эффективна, наблюдается низкий уровень ответственности должностных лиц, – подытожила Наталья ЕВСИНА. По итогам проверки направлено представление администрации района, информация передана в областную прокуратуру.
– Очевидно, что проблема носит системный характер. Главный исполнитель программы — минстрой, и мы видим отсутствие какого-либо контроля со стороны должностных лиц, – отметил председатель комитета Дмитрий ШИШКИН.
– Понятно, что финансирование идет через минстрой, и контроль за исполнением лежит на нас, – согласился заместитель министра строительства и ЖКК Юрий ЕРЕХИНСКИЙ. – Но тем не менее реализацией данных мероприятий занимаются муниципальные районы. Они предоставляют застройщикам землю, проводят конкурсные процедуры, приобретают у застройщиков квартиры и в соответствии с нашими соглашениями осуществляют контроль за качеством выполнения работ. То, что мы видели на фотографиях, конечно, недопустимо. Со стороны администрации подготовлен план по устранению выявленных замечаний. Мы признаем, что здесь были переплачены средства в объеме 422 тысячи рублей, и направили уведомление в район о необходимости возврата субсидии в этом размере.
По словам ЕРЕХИНСКОГО, исполнение данного этапа программы будет идти до конца года и время на устранение замечаний еще есть.
– Каждый раз примерно один и тот же ответ мы слышим: вы признаете проблему, но ситуация повторяется, в разных районах. На мой взгляд, необходимо ставить и кадровый вопрос в том числе, – прокомментировал депутат Вадим МОРОЗОВ.
Во втором, Русско-Полянском районе ситуация оказалась ничем не лучше. Докладывала результаты проверки аудитор КСП Наталья НОВОСИЛЬЦЕВА. Она рассказала, что район получил на программу переселения 80 млн 476 тысяч рублей. По итогам аукционов было заключено 10 контрактов на приобретение 48 жилых помещений. Проверкой опять же установлены многочисленные нарушения законодательства, в том числе в ходе признания помещений непригодными для проживания. «Собственники о принятом решении не уведомлялись, в результате одна из квартир стоимостью более 3 млн до сих пор не заселена по причине отказа собственника. Кроме того, администрацией района в 2014 году составлен искаженный отчет, согласно которому достигнуто 100-процентное выполнение программы. В нескольких аварийных домах, в нарушение ЖК РФ, до сих пор проживают граждане, которые уже утратили право там жить, при этом меры по переселению администрация не предпринимает», – рассказала НОВОСИЛЬЦЕВА.
Кроме того, аудиторы уличили администрацию района в неправомерном дополнительном авансировании застройщиков на общую сумму более 40 млн рублей. Как пояснила докладчица, результаты аналогичных проверок в других районах свидетельствуют о системном характере такого авансирования. Согласно законодательству, как пояснила НОВОСИЛЬЦЕВА, авансировать к началу работ можно не более 30% от суммы контракта, а в дальнейшем авансирование ведется в зависимости от степени готовности приобретаемой квартиры. Но при этом, как считает КСП, справки о готовности строящегося жилья в процентах, на основании которых районная администрация давала авансы подрядчикам, не отражали фактического состояния дел и не могли стать основанием для авансов на указанную сумму. «Конечно, такая проблема существует, потому что побеждают мелкие организации, не имеющие оборотных средств, поэтому, если им не дать денег, объекты не будут построены», – прокомментировал Юрий ЕРЕХИНСКИЙ.
Помимо прочего, и в Русско-Полнянском районе приобретенное для переселенцев жилье, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В квартирах опять же наблюдается конденсат, подтеки, в некоторых из них отсутствует горячая вода и предусмотренные контрактами газовые котлы. Также администрация Русско-Полянского района уличена в ряде нарушений в оформлении бухгалтерских документов в рамках программы. Общая сумма нарушений, выявленных аудиторами, составляет 41 млн 443 тысячи рублей.