Наталья АЛЕКСАНДРОВА
Заколдованная шкатулка
М.: АСТ, 2015 год. – 320 стр.
Тираж 7 000 экз.
Тыква, тайна и страсть к авантюрам
Не всякую шкатулку стоит открывать
«Надежда села на освободившееся место осторожно, деликатно, стараясь не плюхаться всем весом и не показывать на лице откровенного облегчения. Вообще-то ноги уже не держали – тащилась до метро пешком, а сегодня с утра наступила самая настоящая оттепель, так что под ногами была снежная каша, а под ней – самый настоящий олимпийский каток. Да еще сумка тяжеленная – мать как всегда навязала две банки варенья и половину тыквы. Надежда не хотела брать – дескать, в субботу приедем с мужем на машине, так получила за это выволочку» – главная героиня этого детективного романа бывший инженер, почти пенсионерка, а теперь еще и домохозяйка. Однако спокойная жизнь ей только снится, несмотря на то, что у Надежды любящий муж и налаженный быт. Все дело в том, что она прямо-таки притягивает к себе таинственные истории. Нынче, однако, историй не предвиделось, зато в голове крутились сказанные ей матерью обидные слова. «Мать долго детально разбирала характер нынешних молодых людей и перечисляла их недостатки. «Мы, – говорила мать хорошо поставленным голосом, – всякое в жизни повидали. Надо было – траншеи копали, надо было – бревна на себе таскали. И ни на кого свою работу не сваливали. А тебе лень даже для себя варенье принести, норовишь все хозяйство на мужа свалить, хотя прекрасно знаешь, что он много работает и в выходной должен отдыхать, тем более что тыква до субботы все равно испортится, раз уже разрезана». Тыква тыквой, но в метро по дороге домой Надежда случайно познакомилась с юной художницей и оказалась вовлечена в загадочную историю, уходящую корнями в далекое прошлое. В ее руках оказался таинственный артефакт – японская шкатулка с секретом химицу-бако. Открыть ее не так просто, для этого надо решить ряд непростых головоломок. Но стоит ли вообще это делать? Ведь никто не знает, какую тайну хранит в себе этот изящный предмет. Но извечное женское любопытство и авантюрный характер одерживают верх над осторожностью.
Е.М.
Аркадий ГАЙДАР
Судьба барабанщика
М.: Детская литература, 2014 год. – 183 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Торжественный марш-поход»
Загадочная и страшноватая история не для детей
Когда-то отец Сережи воевал с белыми, а потом ушел в запас. Через два года отец женился на красивой девушке Валентине Долгунцовой. «Люди говорят, что сначала жили мы скромно и тихо. Небогатую квартиру нашу держала Валентина в чистоте. Одевалась просто. Об отце заботилась и меня не обижала. Но тут окончились распределители, разные талоны, хлебные карточки. Стал народ жить получше, побогаче. Стала чаще и чаще ходить Валентина в кино, то одна, то с провожатыми. Домой возвращалась тогда рассеянная, задумчивая и, что там в кино видела, никогда ни отцу, ни мне не рассказывала. И как-то вскоре – совсем для нас неожиданно – отца моего назначили директором большого текстильного магазина». Читатель, даже не слишком проницательный, сразу сообразит, что ничем хорошим такое назначение не кончится. Так и оно и вышло. «Это случилось как раз в тот день, когда возвращался я из школы очень веселый, потому что наконец-то поставили меня старшим барабанщиком нашего четвертого отряда. И, вбегая к себе во двор, где шумели под теплым солнцем соседские ребятишки, громко отбивал я линейкой по ранцу торжественный марш-поход, когда всей оравой кинулись они мне навстречу, наперебой выкрикивая, что у нас дома был обыск и отца моего забрала милиция и увезла в тюрьму». Валентина не долго горевала, а собралась и уехала с новым поклонником на море, оставив мальчишке некоторую сумму денег. Местный хулиган быстро выманил их у малолетнего простака, а потом в кваритиру пришли два незнакомца... Если внимательно вчитаться, то небольшая гайдаровская повесть на час с небольшим чтения производит весьма сильное впечатление хотя бы уже тем, что написанная вроде бы для детской аудитории, она является мощным многослойным Текстом, который говорит о времени тридцатых годов прошлого века гораздо больше, чем многие наукообразные тексты. К слову сказать, культуролог Ирина Глущенкова своей недавно вышедшей книге «Барабанщики и шпионы. Марсельеза Аркадия Гайдара» и вообще приглашает читателя проверить наличие параллельных мотивов в гайдаровской «Судьбе барабанщика», набоковском «Даре» и булгаковских «Мастере и Маргарите».
Е.К.
Нина КАТЕРЛИ
Земля бедованная.
СПб.: ОО «Союз писателей Санкт-Петербурга», «Геликон Плюс», 2014 год. -
544 стр.
Это ведь Родина. Что же ты плачешь,дурак!
Мы не забыли и уже никогда не сумеем забыть их
Повести, составляющие 80% объемасборника, – прощание Нины КАТЕРЛИ с фантастикой. Написаны они в конце 70-х – начале 80-х, в то время,когда вышла ее первая книга «Окно» с простыми, но необыкновенно живыми чудными рассказами«городского фэнтези». В тот период, когда официальнаяфантастика превратилась в гладкое клише, «человеческие» рассказы КАТЕРЛИ восхищали. Но для нее самой ониуже тогда стали прошлым. Не зря же до «Земли бедованной» автор так и не удосужилась опубликоватьповесть «Костылев», написанную в 1983-м. Хотя возможности были. Она о том, как научный сотрудник Костылев проснулся утром в облике черта – с рогами, копытами, шерстью. Во всем остальном – мозгами, ощущениями – он остался тем же. Дело происходит в 1982 году. Он работает в научном учреждении – у него жена, ребенок, кандидатская на носу. Что ему делать? Он пытается продолжать ходить на работу, но его облик далек от образа советского научного сотрудника.Понятно, что идея повести выросла из «Носа» и «Превращения», преломленных «Альтистом Даниловым». Но в отличие отпредшественников автору не удалось выйти на уровень обобщения, удивленияили откровения.Здесь нет пронзительности «Треугольника Барсукова» – лучшей вещи сборника, начинающейся вроде бы как сатира на советский быт, как некий примитивизм а-ля Анри Руссо, подчеркивающий сюрреализм застывшего как в янтаре времени, но выходящий на высокую эмоциональную орбиту: «Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны…ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди».
Впрочем, наибольший объем книги пришелся на повесть «Червец» о некой лаборатории полимеров, научная деятельность которой неожиданно широко развернулась вокруг найденного в мусоре гигантского плоского червя, который был использован только как рычаг для финансирования и включения в перспективные отраслевые планы. По сути эта абсурдная ситуация стала для автора образом ситуации в Советском Союзе времени застоя, то есть та же тема «Треугольника Барсукова», но с гущей пожиже. В конце повествования Червец лично является его героям, разговаривает с ними о России, как черт из «Братьев Карамазовых».
mif1959
Альфред фон ТИРПИЦ
Воспоминания
Пер. с нем.
М.: Вече, 2014 год. – 448 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Безумие давать врагам повод»
Будущий агрессор растет медленно
«При рассмотрении вопроса о виновнике войны в Германии обычно делают двоякую ошибку. С одной стороны, политические отношения конструируются слишком логически. Некоторые лица на основании множества отдельных данных пытаются доказать, что при наличии злой воли врагов мировая война вообще была неизбежна. Этот взгляд я считаю ошибочным. Конечно, не может быть сомнения в том, что Англия, Франция и многие из русских стремились разрушить нашу империю. Тем более должны мы были остерегаться давать им повод для осуществления этого желания». Это было написано в 1919 году гросс-адмиралом Альфредом фон ТИРПИЦЕМ, который поставил себе задачу рассказать об истории германского военно-морского флота второй половины XIX – начала XX века. Автор был свидетелем роста мощи германского ВМФ, а в канун Первой мировой войны осуществил его модернизацию и перевооружение. Фон ТИРПИЦ был также одним из первых сторонников неограниченной подводной войны. Можно было бы отправить эти, на первый взгляд, замшелые мемуары в архив, но история, похоже, и в самом деле развивается по спирали, так что кто может знать, какая параллель возобладает в самое ближайшее время. «Как я указывал уже в 1904 году, мы должны были тщательно избегать всякого случая, способного послужить поводом к войне для наших врагов, ибо в то время мы не были способны к войне с Англией, а следовательно, не могли и спасти нашу внешнюю торговлю, достигшую уже большого развития. Разрыв этой артерии в 1918 году был существенной причиной проигрыша войны. То же самое получилось бы и в 1904 году, ибо даже победа над Францией не могла бы предохранить нашу торговлю и наше существование. Пока дело обстояло таким образом, было безумием давать врагам повод к войне. Пока существовало окружение, нам оставался фактически лишь один путь: строить хороший флот, искать союзов и избегать столкновений».
Е.К.