Константин ЛУКАШЕВИЧ: «Парки «30-летия ВЛКСМ» и «Советский» могут сами себя содержать, надо только создать нормальную конкурентную обстановку.»

Дата публикации: 30 сентября 2015

С директором МП «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» Константином ЛУКАШЕВИЧЕМ корреспондент «Коммерческих вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО  впервые встретилась в арбитражном суде, поэтому  разговор начался с наболевшего – обсуждения процесса по делу «Корнер-95» против Парка («КВ» писали об этом 2 сентября 2015 года).

– Константин Александрович, добавите что-нибудь к нашей статье о вашем споре с «Корнером-95»?

– Вы представляете, что такое завладеть участком в парке? Какие препятствия нужно пройти? Сразу напрашивается вопрос: как представитель прокуратуры получил этот участок. На последнем судебном заседании, когда судья огласила приговор в нашу пользу, руководитель компании «Корнер-95», заявил: «Я бывший работник прокуратуры». Ну и что? Я человек новый в системе парковой работы. Меня не тяготят ни связи, ни давление. Пришел – вижу недочет – исправляю. Есть парк, его интересы, и я их отстаиваю честно и добросовестно.

– Каким образом вы – врач по профессии – попали в эту сферу?

– Если ты организатор здравоохранения, то прежде всего менеджер. До этого я много лет руководил Центром медицинской и социальной реабилитации «Профилакторий УФСИН». Сначала там территория была такая же, как в парке: приходилось машинами вывозить мусор, убирать поросль деревьев. На собеседовании я задал вопрос: а городу нужно, чтобы я привел парк в порядок, и получил положительный ответ. Мне в работе очень помогает сельскохозяйственное образование, которое я получил в юности в Белоруссии.

– Вы с 29 апреля возглавляете муниципальное предприятие «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ». Можете подвести итоги прошедшего сезона?

– Это итоги работы коллектива. Когда пришел, сезон был в разгаре, и менять направления деятельности не имело смысла. Несмотря на трудности, связанные с ограниченными денежными средствами населения, мы сработали на уровне прошлого года. Это неплохой результат. Учитывая сложные времена, спад должен был быть больше. Свою роль сыграло то, что мы не повышали цены на аттракционы. Конечно, сказать, что мы на старом оборудовании стали по-новому работать, неправильно, но мы выровняли ситуацию финансово.

– В каком плане?

– Предприятие имело небольшую кредиторскую задолженность. Мы ее закрыли за счет доходов. Не могу похвастаться, что купили новые аттракционы, но, по крайней мере, удалось стабилизировать положение.

– Какие первостепенные задачи решались в ходе сезона?

– В первую очередь парк должен быть безопасным для посетителей и привлекательным. Это мы выполнили: скосили траву, вычистили территорию. Я имею в виду не только парк 30-летия ВЛКСМ, но и наши подразделения. Сад им. С.М. Кирова и «Сибирь» – маленькие, с ними проще, а вот Парк 30-летия ВЛКСМ занимает почти 73 гектара, «Советский» – 35, а парк Победы – 170. Обслуживать его сложно.

– Когда вы говорите о безопасности, что имеете в виду?

– И обработку от клещей, и ликвидацию зарослей. Наше общество, к сожалению, так устроено, что в зарослях обязательно появляются скамейки и люди, употребляющие алкогольные напитки или даже что похуже. Подходит женщина: «Спасибо вам, я теперь хожу по всему парку». Спрашиваю: «А раньше?». Она говорит: «Страшно было». Буреломы пугали людей. Сейчас, когда мы все вычистили, совсем другое дело.

– Какие проблемы в парке сейчас?

– Вандализм. Мы из упавших деревьев делаем малые архитектурные формы. 90 процентам горожан это нравится, а десять процентов почему-то считают за честь столкнуть их в озеро. Мы вынуждены их привязывать к деревьям. Сейчас, разговаривая с инвесторами, сразу проговариваем – надо делать все антивандальное. Но ситуация поменяется, у нас в обществе хороших людей большинство. В парке имеют право находиться все, но нужно уважительно относиться друг к другу. Беговая дорожка. Спрашиваю: почему вы ходите там, где бегают? «Вы не имеете права делать мне замечания». Есть проблема с выгулом собак. Мы пытаемся работать с полицией. Пока думаем, делать ли специальные места для выгула собак?

– Сколько человек занимается очисткой парков?

– В летний сезон у нас по штату 22 дворника. Но, как правило, набрать всех не можем – зарплаты небольшие, оклад 7,5 тысячи рублей. В зимнее время в парке 30-летия ВЛКСМ предусмотрено восемь дворников. Плюс привлекаем для уборки территории сторонние организации. Сейчас мы немного свернули деятельность, потому что с финансами после закрытия кредиторской задолженности понятно что происходит.

Техника у нас есть, и думаю, с персоналом мы уже достигли понимания, что на ней нужно работать. Это самый главный результат моей работы – персонал стал понимать, что в парке нужно работать, а не просто приходить получать зарплату. Сейчас штатное расписание раздуто, приведем в соответствие. И те, кто остается, уже понимают, что трактор должен чистить дорожки, а поливальная машина – делать гидросмыв, как принято во всем мире, а не пыль метлами поднимать. Пусть не новая, но она еще работает. Планируем на следующий год приобрести белорусские многофункциональные машины. Они доступны по цене и позволят работать самостоятельно, не привлекать сторонние организации на то же дробление.

Как парк будет рассчитываться за технику?

– Надеюсь, что мы сами сможем купить ее на полученную в процессе сезона прибыль.

– Грядет зима, какие мероприятия смогут посетить омичи в парках в холодный сезон?

– Сегодня речь идет о создании лыжной трассы международного класса в парке 30-летия ВЛКСМ для проведения соревнований достаточно высокого уровня. Ее продолжительность – пять километров, ширина – пять метров. Продолжит работать и велосипедно-роллерно-лыжная трасса в парке «Советский». По их созданию мы сотрудничаем с СибГУФКом. Также в планах сделать на озере каток. Плюс планируем в ангар, который пока используется как склад, перенести 7–8 небольших аттракционов, например детский «Вальс», организовать анимацию, чай-кофе. С 9 мая в парке 30-летия ВЛКСМ заработал веревочный аттракцион. Такой же мы организуем в парке «Советский». Уже завезены материалы и к холодам должны стоять опоры. Это интересно и детям, и взрослым, я сам ходил по этой трассе. Она в стиле «преодолей себя». Еще планируем организовать круглогодичные зоны отдыха типа «барбекю».

– Там бесплатно можно будет пожарить шашлык?

– Если для их организации парк понесет затраты, то нужно, чтобы они приносили доход. Парку тоже надо жить, а людям – получать зарплату. Я родом из Белоруссии и часто бываю там, так вот, на трассе Минск-Москва для автолюбителей организованы зоны отдыха с мангалом, дровами, туалетом. И люди воспринимают это нормально. У нас к этой идее пока относятся настороженно.

– Что планируется в парке Победы?

– Зимой там очень хорошая лыжня, но она, конечно, накатывается не профессионалами. А вообще мы в этом году разработали программы для инвесторов. Например, в парке Победы предлагаем создать ограждение, организовать зимний отдых у озера. Речь идет не о строительстве, а о популярных видах досуга, таких как прокат лыж, выездная баня. В свою очередь предприниматель предлагает, что он хочет взамен. Например, тем, кто возьмет на себя устройство лыжни, взамен мы готовы предоставить возможность организовывать горячие напитки, питание по ходу маршрута. Мы пойдем им навстречу и предложим небольшую арендную плату. При этом парк ничего не тратит.

– Инвестиционные программы связаны только с парком Победы?

– Со всеми парками. По парку 30-летия ВЛКСМ у нас десять инвестиционных проектов, в том числе чистка озера. По парку «Советский» есть предложения по восстановлению забора, укладке тротуарной плитки в центральной части. Город нам передал порядка 2000 квадратных метров качественной плитки из сквера Дзержинского. Весной планируем ее укладывать. Все программы рассматриваются на комиссии, созданной с привлечением специалистов департаментов культуры, спорта, имущественных отношений, экономической политики, чтобы мы не упустили чего-то.

– Территории парков в последнее время часто становятся предметом судебных разбирательств. Что сегодня происходит с отсуженными у парка Победы участками?

– Землей распоряжается департамент имущественных отношений, поэтому от комментариев я воздержусь. В отношении отстаивания интересов мы, как правило, выступаем третьим лицом, потому что у нас земля в аренде. Насколько я знаю, сейчас наблюдается тенденция прекращения договорных отношений с предпринимателями, если по закону продлять их нет необходимости. Парк намерен всю землю, которая находится на его территории, забрать себе.

– Суд обязал департамент имущественных отношений продлить договор аренды с Ириной СЛЕПОВОЙ (ЗАО «Деловые встречи»), которая собирается построить в центре парка трехэтажное кафе. Какова позиция парка?

– Дело до конца не решено. Но парк хотел бы иметь в своей собственности эту часть  территории. Важна целостность: земля, лес, фауна, флора – все принадлежит парку. А тут получается матрешка – в парке есть еще один хозяин. Та же ситуация с «Корнером-95»: как он думает строить, как технику загонять, на вертолете? Надо полюбовно строить отношения. Я один раз встречался с Ириной СЛЕПОВОЙ. Она имела претензии к парку в отношении забора. Сейчас забор стоит.

– А Ирина СЛЕПОВА и «Корнер-95» в качестве инвесторов вам интересны?

– Меня волнует чистота намерений этих людей. Почему бы не сотрудничать на благо парка и жителей города. Но я чаще встречаю намерения завуалированные, вроде бы добрые, но до тех пор, пока не начинаешь углубляться. Только на основе юридически оформленных взаимоотношений вижу сотрудничество. Почему-то Новосибирск, Нижний Новгород, Москва способны правильно организовать работу с инвесторами. Говорят, Москва – город с большими возможностями, большими деньгами, но не все в деньги упирается. Проблема у нас в голове. Инвесторы боятся. Парк тоже. Все боятся, что их начнут обманывать. Так давайте договариваться, чтобы условия были ясные и прозрачные.

– Как сегодня продвигается реализация концепции развития парка?

– Мы встречаемся с ландшафтными дизайнерами из Института сервиса, они предлагают нам варианты, как оформить ландшафт с учетом тех деревьев, кустов и водоемов, которые у нас есть. Потянуть весь проект сразу мы не в состоянии, поэтому работаем по участкам. По парку «Советский» обратились к Ларисе  МАСЛОВОЙ, по парку 30-летия ВЛКСМ – к Татьяне СТОЛБОВОЙ. Основная идея: облик парков остается прежним, а начинка – новая. Форма – для людей в возрасте, а содержание – для молодежи. Концепция была утверждена на градостроительном совете. Я ее регулярно перечитываю и стараюсь придерживаться.

– Согласно планам парк «Советский» должен нести культурно-историческую нагрузку. В чем это выразится?

– Этот парк изначально был создан нефтезаводом. Там все связано с жизнью городка Нефтяников. Омский НПЗ даже юбилей свой там проводил. Планируется сделать каскад фонтанов типа гейзеров, когда вода непонятно откуда вылетает и тут же впитывается. Сами ступеньки останутся, только приобретут новое содержание. В целом реализация концепции развития парков рассчитана на пять лет.

– Сколько нужно инвестиций для ее осуществления?

– Цифры есть, но я их не буду озвучивать. Зачем пугать общественность? Надо делом заниматься, работать над проектом отдельного участка. Если в масштабах города говорить о благоустройстве, цифры ужасные, но в конкретном дворике вполне можно найти возможность сделать ту же альпийскую горку. Вот мы озеро очистили. Не спеша, своими силами. Осталось только земснарядом почистить дно. Я же не говорю, что на это нужно 10 млн рублей. Говорю: мне нужен земснаряд, который стоит 400 тысяч. Посажу на него работника, и он мне за лето вычистит озеро. Да, он будет получать зарплату, но это все равно не 10 млн. В этом году мы сделали один участок, в следующем – другой. Через пять лет я снова начинаю заниматься клумбой у входа. Это правильно организованная работа, система. Если я добьюсь этого, результат будет. Пока системы нет – мы летим вылупив глаза: то дерево убираем, то еще что-то.

– Вы проведете сокращение штата, а новых работников будете привлекать?

– Да, людей со свежим взглядом. Не хочу сказать, что пренебрегаю теми специалистами, которые есть. Это основной костяк, но важно, чтобы они готовы были что-то менять, трудиться в позитиве, а сейчас больше негатива, видно, что многие «несут» себя на работу.

– Планы на следующее лето уже есть?

– Хотелось бы приобрести новые аттракционы. Сегодня их в парке 30-летия ВЛКСМ около 30, большинство в собственности у бизнесменов. Предприниматели заботятся о своей выгоде, договоры с ними так составлены, что парк имеет самый минимум, поэтому нет возможности улучшать инфраструктуру, покупать аттракционы. Ведем переговоры с банками по поводу лизинга и готовы гасить кредиторскую задолженность. Но чтобы это была собственность парка.

– Какой аттракцион вы хотите приобрести?

– Выбор сейчас большой. Главное – чтобы он был востребован, имел много посадочных мест. Современный, красивый, безопасный. В Нижнем Новгороде я видел «хип-хоп» под 50 метров (у нас он высотой метров десять). На него даже смотреть страшно. Тем не менее он пользуется популярностью. У нас же сейчас есть аттракционы конкретно убыточные, держим для массовости.

– Парки ожидает реорганизация точек общепита?

– Сейчас мы пересматриваем количество торговых точек. В парке 30-летия ВЛКСМ их будет уже не 92, расставим их по территории согласно плану. В этом году вынесено много предписаний предпринимателям: не соответствуете, наведите порядок, грязно. Для чего? В следующем году мы сможем поднять бумаги и сказать: вас предупреждали, но вы не отреагировали, ищите другое место для торговли. Они это уже знают, и те, кто хочет остаться, соблюдают наши требования. Даже СЛЕПОВА Ирина Михайловна пришла и сказала: «Константин Александрович, я готова прислушаться к тому, по какой концепции будет развиваться парк». Это говорит о том, что люди готовы идти на контакт.

– 92 пункта питания – в одном парке?

– В это количество входит все – и тиры, и вата, и мороженое, и шашлык. В других парках меньше. В парк Победы мы привлекаем торговлю только на мероприятия. На День города просили предпринимателей привезти воду, горячие напитки. Зимой хотим, чтобы тех, кто берет лыжи напрокат, ожидали бесплатный горячий чай и каша. Это не сказки, это было организовано в профилактории, где я работал.

– Вам не жалко, что Зеленый остров забрали?

– Мне некогда было вникать в работу этого парка, я изначально знал, что он уйдет под крыло другого ведомства – департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта. Но считаю: все, что в жизни минус, легким движением руки должно быть превращено в плюс.

– Другие подобные перестановки в ближайшее время предвидятся?

– Я побывал в парках Нижнего Новгорода, Москвы, Новосибирска, и ни в одном из этих городов нет объединенных парков. В Новосибирске – муниципальные предприятия, акционерные общества (когда в частные руки отдали нераскрученный парк за городом). В Москве колесо обозрения точно такое же, как в парке «Советский», разница только в том, что покрасили. Спрашиваю: будете менять? Нет, а зачем? Они не собираются этого делать, потому что советское оборудование реже ломается. Нужно только внешний вид поддерживать. А с железом эксперты разберутся, они за это ответственность несут и никогда не подпишут документ, если оборудование не может работать дальше. В Нижнем Новгороде тоже несколько типов парков: акционерное общество, где коммерсанты установили новые аттракционы (ценник – 300-500 рублей), муниципальное предприятие, бюджетное учреждение. Последнее удовлетворяет потребности небогатого населения, но не приносит прибыли.

Я на встрече с Вячеславом Викторовичем ДВОРАКОВСКИМ озвучивал, что в принципе парки 30-летия ВЛКСМ и «Советский» могут сами себя содержать, надо только создать нормальную конкурентную обстановку. В то время как парк Победы всегда будет убыточным, поэтому должен быть дотационным. На чем он заработает? Сейчас его парк 30-летия ВЛКСМ тащит на себе. По расчетам департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации города для поддержания состояния в парке Победы нужно 19 млн рублей в год. Представляете?

– А сейчас сколько тратится?

– По минимуму. Там высаживают цветы, поливают, дворники работают. Но если так все оставлять, парк быстро придет в упадок. На мой взгляд, нужно, чтобы этот парк финансировали, а парк 30-летия ВЛКСМ развивался без отягощения, его дотировать не надо, он сам выживет. Сад Кирова можно оставить довеском, там затраты небольшие, хотя его развивать надо, новые аттракционы ставить. Но необходимо использовать в парках разнополярные виды деятельности. На опыте других регионов я увидел, что парки более жизнеспособны, когда развиваются отдельно и имеют отличные формы организации.

– Вы в следующем сезоне планируете цены повышать?

– Возможно, и придется в связи с инфляцией, но пока это не обсуждается. Мы сейчас акцию запустили 2+1 – третий билет бесплатно. Стараемся оживить посещаемость и сделать приятное людям. Она начинается с конца сентября и будет идти месяц.

– Константин Александрович, чем вы увлекаетесь в свободное время?

– В стройотряде «Омич» я выучился на стропальщика, каменщика и бетонщика и до сих пор люблю строить. В профилактории последние пять лет вел строительство спортивно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном: от первого колышка до ввода в эксплуатацию. Из спортивных занятий – кунг-фу. Увлекся еще в советское время, когда это было запрещено. Не хочу сказать, что я на рингах выступал. Это больше тренинг, философия.

– Ваши политические взгляды?

– Однажды на занятиях в мединституте мы спросили профессора о его политических убеждениях. Так вот он ответил: врач должен быть вне политики, потому что он лечит и белых, и красных и не может симпатизировать одним и игнорировать других. Это мне всегда помогало в работе. И сейчас я придерживаюсь этой точки зрения.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/sentyabr/-37/konstantin-lukashevich-