Банкротство «Мостовика» довело депутата ШИШОВА до тюрьмы

Дата публикации: 14 января 2015

Омский предприниматель сумел вырваться на широкие российские бизнес-просторы, но не выдержал конкуренции с «друзьями ПУТИНА»

14 января 2015 года временный управляющий ООО «НПО «Мостовик» Анна НЕХИНА еще раз попытается провести первое собрание кредиторов, на котором снова будет выноситься на голосование вопрос о переходе к конкурсному производству. В декабре прошлого года Сбербанк при поддержке Альфа-Банка сделал попытку продлить наблюдение еще на три месяца, намекая тем самым, что для «Мостовика» еще не все потеряно. Но героическую попытку главного кредитора не оценили в Арбитражном суде Омской области. Судьи взяли паузу до 20 января и попросили Сбербанк конкретизировать предложения по выводу «Мостовика» из кризиса. Судя по всему, банкиры с заданием не справились. Распродажа компании, созданной Олегом ШИШОВЫМ, уже неизбежна.

Отметивший в августе прошлого года свое 60-летие, Олег ШИШОВ попал в бизнес как-то само собой, накатом. Формально он возглавил зарегистрированный при комсомоле научно-производственный кооператив «Мостовик» в 1989 году. Полностью на руководство «Мостовиком» переключился в 1993 году. А до этого он успешно руководил студенческим КБ и стройотрядом «Мостовик», созданным на факультете «Мосты и тоннели» Сибирского автомобильно-дорожного института им. Куйбышева (СибАДИ), одновременно работая младшим научным сотрудником, преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой «Мосты».

С 1983-го по 1989 год студенты ШИШОВА запроектировали более 30 малых мостов, из которых 22 построили своими силами. Одним из первых серьезных испытаний для команды ШИШОВА стал Октябрьский мост через реку Омь, который был реконструирован «Мостовиком» в середине 90-х. В 1994 году ШИШОВ избирается депутатом Законодательного собрания Омской области, а его команда получает доступ к омскому метрополитену, мостам, партийным проектам по реконструкции улиц и всем остальным крупным подрядам в регионе.

В «нулевых» «Мостовик» учится выхватывать заказы в чужих краях и уверенно набирает обороты. Если по итогам 2000 года выручка «Мостовика» составляла всего 186 млн рублей, то к 2007 году оборот компании вырос уже до 6,4 млрд рублей. В 2007 году компания выиграла уже 34 тендера на проектирование и строительство в разных регионах, в том числе тендер на проектирование вантового моста через пролив Босфор Восточный во Владивостоке. Нужно было сделать почти невозможное – за 8 месяцев спроектировать и за 44 месяца построить один из крупнейших в мире вантовых мостов с пролетом 1104 метра и высотой пилонов в 330 метров. Команда ШИШОВА справилась. Русский мост был сдан в срок. Он обошелся бюджету в 32 млрд рублей, а «Мостовик» потерял на этом проекте почти 2,4 млрд руб.

В 2008 году «Мостовик» предложил концепцию развития транспортной инфраструктуры олимпийского Сочи, и в том же году выиграл несколько дорожных тендеров. А в 2009 году «Мостовик» был принят в высшую лигу и стал подрядчиком двух основных объектов Олимпиады — большой ледовой арены и санно-бобслейной трассы. В общей сложности команда ШИШОВА реализовала в Сочи порядка 30 крупных проектов на общую сумму в 70 млрд рублей. Это много, если сравнивать с бюджетом Омской области, но вовсе не запредельно. У компаний, аффилированных с другом ПУТИНА Аркадием РОТЕНБЕРГОМ, проектов в Сочи было намного больше. По оценке Bloomberg, главный бенефициар освоил там 227 млрд федеральных рублей.

Но все же для «Мостовика», не имевшего никакого административного ресурса, олимпийское строительство было несомненным прорывом. Хотя конкуренты уверяли, что «Мостовик» времен подготовки к Олимпиаде – это уже банальная финансовая пирамида. Мол, чтобы выжить, команде ШИШОВА нужно было успевать получать следующий контракт, который больше предыдущего. Сам ШИШОВ олимпийское строительство не комментировал, никаких цифр не называл, хотя и подтверждал, что на объектах в Сочи его компания ничего не заработала.

Масштаб убытков стал ясен из баланса «Мостовика» за первое полугодие 2014 года.

При строительстве вокзала «Альпика-Сервис» в Адлере, как мы теперь знаем из отчета аудиторов, «Мостовик» получил убыток почти в миллиард рублей. Еще миллиард рублей потерял на строительстве путепровода в Адлере. 1,34 млрд рублей – на строительстве инженерных сетей в городе Сочи. Санно-бобслейная трасса и большая ледовая арена оставили «Мостовику» на память убыток в 6,34 млрд рублей. И еще 1,5 млрд рублей убытка добавила четырехзвездочная гостиница на 700 номеров в Имеритинской низменности, от подряда на которую ШИШОВ, по слухам, не мог отказаться никак.   

По мнению экспертов и банкиров, кто погружался в проблемы олимпийского строительства, убытки «Мостовика» не случайны, а носят системный характер. Мол, была несовершенной организация конкурсов на заключение государственных контрактов. Конкурсы проводились, как правило, без качественно разработанной проектно-сметной документации, без фиксированных цен и четкого механизма по изменению этих цен. «ШИШОВ не вор, – цитирует Forbes одного из крупных федеральных чиновников. – Он просто ошибся как менеджер. Его расчет, что в Сочи можно заработать, не оправдался».

Впрочем, супруга главного омского строителя Тамара ШИШОВА уверяет, что «Мостовик» и не рассчитывал получить в Сочи прибыль. Якобы Олег ШИШОВ был искренне увлечен большими проектами и сложными задачами. «Он мог часами обсуждать детали, – рассказывала Forbes Тамара ШИШОВА.– Это были стройки государственной важности, и он это понимал. Ведь они справились, построили все объекты в срок и качественно».

По версии, которая широко разошлась по омским СМИ, депутат-строитель ШИШОВ никогда не шиковал и все заработанные деньги направлял на развитие своей компании.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/yanvar/-01/bankrotstvo-mostovika-dovelo-deputata-shishova-do-tyurmy