Областной бюджет – 2014 «не балансируется»

Дата публикации: 14 января 2015

По данным на 31 декабря, из запланированных 72 млрд рублей доходов 3,5 млрд не поступило

25 декабря на последнем в 2014 году заседании Законодательного собрания Омской области был принят в окончательном чтении региональный бюджет на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Особенность документа в том, что впервые в регионе трехлетний бюджет сформирован с дефицитом в 10%, а не в 15%, как позволяет бюджетное законодательство. Причина этого кроется в новой вводной, пришедшей из Федерации: только те регионы, которые сократят дефицит до 10% от собственных доходов, смогут в предстоящем периоде претендовать на дополнительные трансферты из вышестоящего бюджета. А в период 2018 – 2020 годов, по словам ФОМИНОЙ, Федерация вообще будет настаивать на переходе к бездефицитному бюджету.

Таким образом, дефицит сокращен с 7,6 млрд рублей в 2014 году до 5,5 млрд рублей в 2015 году. Что касается исполнения бюджета 2014 года, согласно последним корректировкам, принятым также 25 декабря, его параметры составят почти 72 млрд по доходам и 79,6 млрд по расходам. При этом год назад, когда бюджет-2014 планировался, доходная планка недотягивала и до 60 млрд рублей.

Тем не менее, несмотря на прирост итоговых цифр практически на 12 млрд рублей, бюджет 2014 года, как признал региональный минфин на коллегии 11 декабря, «не балансируется более чем на 2 млрд рублей» (цитата по официальному порталу облправительства). Причина – невыполнение планов по НДФЛ, акцизам и налогу на имущество. Наиболее серьезные бюджетные потери при этом повлекло за собой банкротство «Мостовика».  

Согласно данным государственного финансового мониторинга (ресурс ifinmon.ru), за 11 месяцев 2014 года из запланированных 53 млрд рублей собственных доходов область собрала только 45,7 млрд, или 86%, из запланированных на год 18,6 млрд трансфертов привлекла только 15,6 млрд, и, соответственно, доходы области за 11 месяцев составили 61,3 млрд рублей (при годовом плане почти в 72 млрд). А вот по данным уже на 31 декабря 2014 года, из запланированных 72 млрд было собрано 68,4 млрд рублей, а потрачено при этом почти 74, 7 млрд.

Проект бюджета на 2015 год предполагает доходы в объеме 68,2 млрд рублей. При этом, как заверяет Рита ФОМИНА, доходы обязательно вырастут за счет дополнительных трансфертов из федерального бюджета, которые нельзя заранее прописать в документе. Это, в частности, дотации – на выравнивание бюджетной обеспеченности (ожидается в размере 2,6 млрд) и на сбалансированность (2 млрд рублей). 

В целом на федеральный бюджет в предстоящем году надежда невелика. Доходы Федерации, как полагает глава Минфина РФ Антон СИЛУАНОВ, в 2015 году снизятся на 2,6 трлн рублей от существующего плана. «Бюджет был рассчитан исходя из цены на нефть 100 долларов за баррель, исходя из прогноза роста экономики в 1,2% – всего этого не будет», – заявил 30 декабря СИЛУАНОВ.

При этом региональным органам власти поставлена задача – 10-процентное сокращение служащих по каждому ведомству и 5-процентное сокращение затрат на содержание властных структур. От года к году в бюджете Омской области растут затраты на исполнение майских указов Президента РФ, прежде всего на повышение зарплаты бюджетникам, а также на погашение госдолга. В текущем году серьезный объем средств область впервые направила на обеспечение жильем детей-сирот.

Траты, не связанные с первоочередными социальными обязательствами, пошли под нож уже в 2014 году. Прежде всего это коснулось инвестиционной составляющей. К примеру, если по линии минтранса планировались бюджетные инвестиции в строительство недвижимых объектов на уровне 4,2 млрд рублей, то по итогам года израсходовано на эти цели менее 1 млрд рублей. Впрочем, часть средств не освоена по иным причинам, в том числе федеральная субсидия на гидроузел, которую области придется возвратить в вышестоящий бюджет.

В 2015 году в Омской области экономить решено не только на капитальных вложениях, но также, в частности, на культуре и спорте. Если расходы на здравоохранение останутся на том же уровне, то сокращение расходов на культурную сферу составит 290 млн рублей (финансирование отрасли в итоге составит 1,8 млрд), расходы на спорт урежут вдвое, сократив бюджет отрасли до 600 млн рублей.

– Объем государственного долга при заданных параметрах бюджета на конец 2015 года составит 42,8 млрд рублей,  или 78% собственных доходов, а в 2017 году практически будет равен объему налоговых и неналоговых доходов региона, – заявила Рита ФОМИНА еще в октябре 2014 года. Впрочем губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ тогда ее поправил, заверив, что подхода к такой критической точке финансисты региона не допустят и на погашение долгов будут направляться все сверхплановые доходы. А пока газета «Известия» включила Омскую область в тройку лидеров в Сибири по размеру госдолга.

Средняя ставка по бюджетным кредитам в связи с экономической ситуацией в стране выросла с 7,5% до 12%, и теперь областному минфину остается надеяться на ежемесячные кредиты из средств федерального казначейства. Так, в 2014 году, благодаря использованию этого механизма, предусматривающего символическую ставку в 0,1%, область сэкономила несколько сот миллионов рублей.

Что касается планового периода, 2017-й бюджетный год в Омской области будет существенно отличаться от 2016-го: падение по доходам превысит 6 млрд рублей. Финансисты при этом поясняют, что на 17-й год уже совсем не просчитываются трансферты из федерального бюджета, конкретики по ним пока нет.

А вот в бюджете города Омска показатели всех трех лет примерно на одном и том же уровне. Бюджет города Омска на 2015 год и плановый период был принят Омским горсоветом 17 декабря. Доходы на 2015 год запланированы на уровне 13,6 млрд рублей, расходы – 14,4 млрд рублей, дефицит превысит 800 млн рублей. Впрочем, как отметил вице-спикер горсовета Василий МАМОНТОВ, на протяжении ряда лет бюджет принимается на уровне 13 млрд с небольшим, а по факту исполняется по доходам примерно на 17 млрд рублей.

В плановом периоде показатели городского бюджета останутся практически в тех же рамках: 13,3 и 14,1 млрд рублей в 2016 году, 13,5 и 14,3 млрд рублей в 2017 году. При этом инвестиционные расходы на трехлетний период определены на уровне 2,2 млрд рублей, большая часть этих средств пойдет на софинансирование строительства объектов в рамках программы 300-летия Омска. При этом мэрия рассчитывает на каждый вложенный в этом направлении рубль привлечь пять рублей из вышестоящих бюджетов. 

Но это пока лишь далеко идущие планы. Исходя из реальных параметров, по данным воронежского Центра исследований региональной экономики, из всех городов-миллионников в РФ (без учета столиц) Омск занимает предпоследнее место по уровню расходов бюджета города 2015 года на душу населения, обогнав только Самару. В тройке лидеров рейтинга – Ростов-на-Дону, Красноярск, Екатеринбург. При этом составители рейтинга считают, что ситуацию с наполнением городского бюджета могут и должны исправить региональные власти. «Негативным традиционным примером является отношение руководителей Омской и Самарской областей к своим городским образованиям. Омск и Самара с огромным отрывом от лидеров замыкают рейтинг по бюджетной обеспеченности, хотя их экономики составляют свыше половины экономик регионов. А Омск – даже один из лидеров в стране по отгруженной промышленной продукции на душу населения», — комментирует аналитик Центра исследований региональной экономики Юрий КОРЧАГИН.

Плановые показатели трехлетнего бюджета Омской области на конец 2013 года и на конец 2014 года, в млрд рублей.

 

 

 

 

По планам на конец 2013 года

2014

2015

2016

2017

Доходы,

расходы

Доходы

Расходы

доходы

расходы

доходы

Расходы

59,4

66,9

 

59,9

 

67,7

 

59,9

68,0

-

-

По планам на конец 2014 года

-

-

68,2

73,6

66,9

72,6

60,8

66,8

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/yanvar/-01/oblastnoy-byudzhet2014-ne-balansiruetsya