Омские отельеры сами рисуют себе звезды,

Дата публикации: 14 января 2015

Al Hayat Group Hotels планирует построить в Омске две четырехзвездочные гостиницы

В декабре первый заместитель председателя правительства Омской области Вячеслав СИНЮГИН назвал планы регионального минкульта по вводу отелей к празднованию 300-летия Омска неубедительными. Гостевой фонд города по факту может увеличиться всего на 103 новых места. С какими трудностями столкнулся гостиничный бизнес в Омске и каковы основные тренды 2014-2015 годов, выяснял корреспондент «КВ».

Незвездные войны

По данным министерства культуры, гостевой фонд Омска в настоящее время представлен 70 организациями, при этом рассматривать для размещения гостей и участников праздничных мероприятий можно только 40. Общее число номеров в них составляет около 2,5 тысячи, высшей категории – 289. Коэффициент использования гостиничных номеров около 50%, но при проведении конгрессных и специальных мероприятий потребность, естественно, увеличивается. Как пояснила заместитель министра культуры Омской области Людмила ЧЕКАЛИНА, нехватка ощущается именно в номерах высшей категории и Омск максимум может тянуть только одно мероприятие масштабов «ВТТВ-Омск» или кинофестиваля «Движение». Начальник управления по развитию туризма омского минкульта Михаил ГИЗБРЕХТ добавил, что без четырехзвездочных отелей принимать тот большой объем высоких гостей, который запланирован к празднованию 300-летия, очень сложно, а Омск располагает максимум трехзвездочными отелями.

Однако в беседе с чиновниками выяснилось, что в Омске практически никто не проходит сертификацию, и никто не знает, у кого сколько звезд. «Они рисуют себе сколько угодно звезд, это никак не преследуется, это ненаказуемо. А позиционируют себя по международным стандартам», – заявила ЧЕКАЛИНА.

По информации ГИЗБРЕХТА, в единственный в городе центр сертификации и экспертизы ООО «Омсктест» за последнее время обратился буквально только один мини-отель. Кроме того, чиновник назвал известный в Омске отель (но попросил не публиковать название), который везде декларирует три звезды, хотя и невооруженным взглядом видно максимум две. На вопрос корреспондента «КВ», почему же отельеры не рисуют четыре или даже пять звезд, ЧЕКАЛИНА ответила, что тогда постояльцы сразу поймут, что их вводят в заблуждение. Там стандарты уже более броские – наличие бассейна, большая  стоянка, особое расположение и т.д. Впрочем, как отметил ГИЗБРЕХТ, из-за отсутствия требования в обязательной сертификации такая тенденция наблюдается по всей России. Фактически единственный раз, когда поголовно всех отельеров в отдельно взятом регионе обязали проходить сертификацию, – это перед Олимпийскими  играми в Сочи.      

Спа-гостиницы и конгресс-отели

Если анализировать тренды гостиничного бизнеса, то впечатление от 2014 года складывается скудное. Факторов тому достаточно много. Одни отельеры решили взять реализацию серьезных проектов на паузу из-за назревающего финансового кризиса, другим помешал конфликт, например, с миноритарными акционерами. Директор по стратегическому развитию ЗАО «Основа холдинг», являющегося собственником отеля «Ибис Сибирь», Игорь АНТРОПЕНКО скептически считает, что особых перемен в этой сфере и ждать не стоит. Мол, Омск – город не курортный и основной оборот гостиницам приносят командированные лица, которых по большей части интересует только качественное обслуживание без дополнительных услуг.

Директор ООО «Гостиничный комплекс «Ника» Наталья СТРОЕВА, наоборот, ожидает большого наплыва отдыхающих. По ее словам, никто из управляющих отелей еще точно не знает, как ударит кризис по потребительскому спросу, но есть большие надежды на то, что убытки перекроют туристы, которым не хватило денег на поездку за рубеж и они решили отдыхать в родном городе или по соседству. Поэтому многие отели сейчас стараются развивать второстепенные направления. Например, один из гостиничных комплексов «Ника» на Суворова является медицинским профилактическим учреждением с велнес-центром и спа-салоном. В строящейся гостинице DoubleTree by Hilton на проспекте Мира, как уточнили в министерстве культуры, также планируется открыть спа-салон с бассейном и сделать из отеля крупный оздоровительный центр. В долгострое с рабочим названием «Старый Омск» на углу улиц Думской и Пушкина, по словам чиновников, предполагается открыть конгресс-зал для проведения деловых семинаров.

Стоит отметить, что все отели стараются иметь собственные рестораны и, исходя из этого, могут предлагать своим постояльцам различные бонусы. Например, AMAKS Hotel&Resorts для гостиницы «Омск» одной из первостепенных задач и ставил обзавестись собственным рестораном. Но близлежащее развлекательное заведение москвичам выкупить не удалось, тогда они открыли свой ресторан в стенах гостиницы. Также в планах AMAKS Hotel & Resorts открыть возле «Омска» кафетерий.

Мимо трендов

Заведующая кафедрой туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса Омского государственного института сервиса Евгения КУЛАГИНА тоже отмечает, что в настоящее время в чистом виде гостиница не так популярна и основной тренд – это расширение дополнительных услуг. По ее словам, большой спрос возник сейчас на тематические номера, например оформленные в стиле сафари, или стильные номера для новобрачных. КУЛАГИНА добавляет, что омскому гостиничному бизнесу очень сильно присуща сезонность, и вопреки здравому смыслу лето – это мертвый сезон, поскольку никто не воспринимает город местом курорта. 

По мнению АНТРОПЕНКО, Омск из-за своей некурортности становится одним из немногих областных городов России, которому не удастся серьезно заработать на сегменте военнослужащих. Напомним, что с 2014 года сотрудникам силовых структур больше не удастся путешествовать за рубеж за счет бюджета, поэтому ожидалось значительное развитие внутреннего туризма России. По той же причине, как отмечает АНТРОПЕНКО, в Омске и не очень прибыльно развивать миниотели и хостелы и они не составляют серьезной конкуренции крупным игрокам. СТРОЕВА считает, что хостелы практически не оттягивают клиентов, зато имеют разрушительный эффект для индустрии в целом и формируют у людей неправильное впечатление от гостиниц.

Чиновники минкульта менее пессимистично видят перспективы развития сферы гостеприимства в Омске и считают, что туристы посещают город не только по остаточному принципу, но и ради реального туризма. «В Омске больше проблем с гостиницами, чем с объектами показа. Все восторгаются нашим Музеем изобразительных искусств имени Врубеля, самым крупным за Уралом. Точками притяжения становятся театр «Арлекин» и филармония. А скоро в Омске откроется филиал Эрмитажа», – отмечает ЧЕКАЛИНА.

ГИЗБРЕХТ считает, что небольшой приток отдыхающих в сравнении с другими регионами скорее из-за неорганизованности самой туриндустрии Омской области. По его мнению, в регионе могла бы успешно действовать ярославская модель турбизнеса. Партнерство «Ярославское конвеншн бюро» объединяет в себе все отели, турагентства, компании-перевозчики и сферу общественного питания. В Омске, как отмечает чиновник, все по большей части работают поодиночке. Единственное, кто пытается развивать такое направление, – это партнерство «Профессионалы омской туриндустрии», но оно скорее ориентировано на систематизацию туристических агентств.

Al Hayatпланирует зайти в Омск

Среди новых гостиниц в ближайшее время предполагается только открытие DoubleTree by Hilton вместимостью 170 номеров на проспекте Мира, и то к 2016 году. Строит его ООО «Л-Финанс». Когда будет построена вторая гостиница Hilton (Hilton Garden Inn) на ул. Интернациональной, не знает и сам инвестор – ЗАО «Основа холдинг». Как прокомментировал Игорь АНТРОПЕНКО, предполагалось, что строительство прокредитует Сбербанк, но тот и не отказывается, и кредитную линию не открывает. Поэтому с проектом точно взята пауза до мая 2015 года.

Что интересно, оба приобретателя одной и той же франшизы явно испытывают друг к другу неприязнь. По мнению АНТРОПЕНКО, законопроект, который сейчас готовит министерство экономики, о введении «налоговых каникул» для тех, кто инвестирует в строительство отеля свыше 500 млн рублей, пишется явно под DoubleTree by Hilton. «Надо системно подходить, а не отбирать себе любимчиков», – отмечает АНТРОПЕНКО. Тем не менее перспективы своих конкурентов он считает очень  туманными.

– Все боятся инвестировать в Омск. Много забирает управляющая компания. Поначалу – половину прибыли, а иногда собственникам даже приходится собственными средствами гасить убытки. А окупаемость таких проектов, как минимум, 7–10 лет, – рассказал АНТРОПЕНКО.

Как уточнили в министерстве культуры, к открытию в Омске планировался еще третий Hilton на Иртышской набережной, но пока собственникам не удается решить вопрос с землей. Кроме того, выяснилось, что в Омск планирует зайти сеть Al Hayat Group Hotels и построить сразу два четырехзвездочных отеля. Предполагается, что одна гостиница расположится на территории санатория «Восход». Больше никакой конкретики чиновники сообщить не смогли, поскольку, по их словам, пока еще ведутся только переговоры и нет даже проектной документации.

Вопреки тренду приобретать франшизы и открывать филиалы международных отелей соучредитель ООО «Новые проекты» Анатолий СКОСЫРЕВ возлагает большие надежды на то, что в Омске приживется гостиница со своим уникальным стилем. Заведение с рабочим названием «Старый Омск» он планировал ввести в эксплуатацию еще в 2009 году, но дата открытия постоянно сдвигалась, и СКОСЫРЕВ до сих пор не знает, удастся ли открыть гостиницу к 2016 году. С учетом неоднозначной финансовой ситуации в стране объем инвестиций в проект может увеличиться с 350 млн до 500 млн рублей. Также со временем проектировки изменилась и вместимость гостиницы: со 101 места до 85 мест из-за того, что СКОСЫРЕВУ не разрешили строить пятый этаж. Тем не менее соучредитель ООО «Новые проекты» верен первоначальной концепции и планирует сделать из гостиницы историческое место, а интерьер будет представлен старинными омскими вещами.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/yanvar/-01/omskie-otelery-sami-risuyut-sebe-zvezdy