Пермская аптечная сеть планирует потеснить в Омске «Фармакопейку» ее же оружием

Дата публикации: 14 января 2015

Омский фармритейл готовится к росту отпускных цен, скупости банков и федеральной экспансии

В 2014 году омский аптечный рынок четко определился с тройкой лидеров. Ими стали «Семейная», «Линия жизни» и «Фармакопейка». Пока они расширялись с разной степенью энергичности, из Омска ушли москвичи «36,6» и в стадию банкротства вошла некогда лучшая местная сеть «Здрава». Под конец года заявила об экспансии пермская сеть «Аптек от склада» известного предпринимателя Андрея ГОДОВАЛОВА. Эксперты не исключают, что в скором времени расстановка сил изменится, а пока «КВ» предлагают подробный обзор событий и мнений на омском рынке фармритейла.

За «Здраву», то есть за упокой

Начнем с печального. В 2014 году сжалась в точку сеть Елены БОГДАШИНОЙ «Здрава» –  в свое время самая успешная в Омске. За 2013 год количество ее аптек сократилось примерно с 20 до 10. В настоящее время, судя по информации на сайте «Здрава», компания позиционирует себя как сеть салонов реабилитационных средств, однако сейчас работает всего один такой салон – по адресу: ул. Ленина, 38. В апреле 2014 года судебные приставы изъяли оттуда продукции на 130 тысяч рублей в пользу крупного федерального дистрибьютера лекарственных средств ЗАО «Протек», которому омская компания задолжала 1,9 млн рублей. В октябре прошлого года «Протек» инициировал банкротство ООО «Здрава». Процедура наблюдения за компанией продлится до середины февраля.

Экс-учредитель компании, ЗАО «Лекарства Сибири», был признан банкротом еще в мае 2014 года. Тогда «Здрава» лишилась своих знаменитых листочков – фирменный логотип был выставлен на торги.

Конкурсное производство в отношении еще одной компании Елены БОГДАШИНОЙ – ЗАО «Торгово-медицинская компания «Фармэкс», которое на протяжении всей своей истории было тесно связано с сетью аптек «Здрава», завершилось в ноябре 2014 года. В конце 2013 года организация подала на самобанкротство. За год конкурсный управляющий установил, что сумма требований кредиторов превысила 62,4 млн рублей, а имущества у предприятия – на полмиллиона. Все эти деньги ушли на вознаграждение управляющему и его текущие расходы.

– Когда мы пришли на рынок, «Здрава» была лучшей и самой крупной сетью в Омске, – рассказывает учредитель сети аптек «Семейная» Станислав НЕМЧИНОВ. – Мы открывали первую аптеку, а «Здрав» было уже 23 или 24. У них были самые новые лекарства и самые лучшие фармацевты. Что здесь скажешь? Чтобы остаться на рынке, не стоит гнаться за рейтингами и объемами продаж, а нужно очень четко смотреть, что происходит с расходами и доходами, выбирать лучшие места для размещения.

«36,6» не понравилось в провинции

В менее трагических условиях летом 2014 года из Омска исчезла крупнейшая федеральная сеть аптек «36,6», заявив, что наш город приносит им убытки. В июле 2014 года «КВ» рассказывали, что сеть не выдержала темпов собственной региональной экспансии и не смогла бороться с убыточностью. Оказалось, что дела у них плохи по всей России, кроме Москвы и Московской области. По данным «Коммерсант», к зиме в регионах было продано более 340 аптек «36,6», порядка трех четвертей которых находились в аренде. За аптечное хозяйство компания выручила примерно 2,6 млрд рублей. Согласно консолидированной финансовой отчетности за 1 полугодие 2014 года по МСФО, долги «36,6» составляли почти 10 млрд рублей, из которых краткосрочные – 1,78 млрд рублей.

В Омске 13 помещений, находившихся в аренде у «36,6», перешли компании Татьяны БОЧАРОВОЙ ООО «Фармдело», известной аптечными брендами «Линия жизни» и «Первая социальная».  Собственник помещений, ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство», перезаключил договоры с новым арендатором на 10 лет. Татьяна Николаевна рассказала «КВ», что от одной из точек отказалась по техническим причинам, в остальных расположились 8 «Линий жизни» и 4 «Первые социальные».

– Все объекты уже введены в эксплуатацию, аптеки работают, – рассказала Татьяна БОЧАРОВА. – Состав помещений определен, и, чтобы оптимизировать расходы по арендной плате, мы нашли субарендатора.

Нездоровая обстановка

По данным розничного аудита ГЛС в РФтм, приведенным на информационно-аналитическом портале ГК «Ремедиум», объем аптечного рынка Омска за первое полугодие 2014 года в натуральных показателях снизился на 5% и составил 21,6 млн упаковок. В оптовых ценах рынок также просел и в рублевом эквиваленте (-4%), и в долларовом (-15%), составив 2,664 млрд рублей (76,172 млн долларов). В ценах конечного потребления по итогам полугодия он оценивался в 3,335 млрд рублей (-1% в рублях и -12% в долларах).

Средняя стоимость лекарств в омских аптеках по итогам первых шести месяцев прошлого года составила 4,41 доллара, в то время как в аналогичный период 2013 года – 4,79 доллара, что выше, чем в целом по России (4,15 доллара). Затраты горожан на приобретение лекарств превысили среднероссийские на целых 30% – в то время один абстрактный россиянин подлечился на 60,8 доллара, омич потратил на лекарства 81,76 доллара.

Заметим, что при этом уровень средней заработной платы в Омской области в I квартале 2014 года составил 25 585 рублей (731,42 доллара), что, наоборот, на 19% ниже, чем в среднем по России (31 509 рублей). Получается, мы больше болеем, но меньше зарабатываем.

По данным министерства здравоохранения Омской области, на территории региона работает около 1 тысячи аптечных организаций, более 70% из которых расположены в Омске. На одну аптеку приходится менее 2 тысяч душ населения, что, как считают в минздраве, «лучше среднероссийского показателя», который составляет порядка 3 тысяч человек. Не все представители аптечного бизнеса считают, что это – «лучше».

 – В Омске рынок и так достаточно плотен. У нас один из самых низких в России показателей по средней посещаемости аптек. Если в Омске этот показатель составляет порядка 1800 человек на одну аптеку, то в других крупных российских городах – от 3,5 до 5 тысяч, – рассказала Татьяна БОЧАРОВА.

Учитывая, что на лекарство жители Омска тратят на треть больше, чем в среднем по стране, частота посещений аптек все же должна быть выше. Станислав НЕМЧИНОВ вообще считает, что не статистика красит аптеку, а удачная география.

– Самое важное для аптеки, как и для всей остальной розницы, –расположение. В удачном месте могут прекрасно соседствовать по три-четыре крупные аптеки, и все при этом будут в плюсе. Люди знают такие места, и, чтобы сэкономить время на поисках лекарств, сразу идут туда, так как уверены, что хотя бы в одной из них обязательно найдется необходимый препарат, – говорит Станислав НЕМЧИНОВ.

Присмотрелись, полюбились

Низкая покупательная способность при серьезной необходимости в лекарствах вызывает у омичей логичный интерес к аптекам-дискаунтерам. Из трех лидеров рынка – «Фармакопейка», «Семейная», «Линия жизни» – двух можно отнести именно к этой категории. Если «Фармакопейка» является стопроцентным дискаунтером, то в «Семейных» есть акционный график: в той или иной аптеке лекарства со скидкой можно купить в определенный день недели. ООО «Фармдело» в сложившейся ситуации, напротив, стремится дистанцироваться от дискаунтеров. Гендиректор компании Татьяна БОЧАРОВА рассказала, что из двух брендов – «Линия жизни» и «Первая социальная аптека» – она сейчас делает ставку на первый.

– Сейчас лидеры, действительно, определены. Мне кажется, весь прошлый год мы достаточно хорошо уживались: привыкли друг к другу, полюбились, посмотрели, кто как работает и кто в чем сильнее, нашли собственную нишу. В данной расстановке сил у нас есть замечательное конкурентное преимущество – мы не относим себя к дискаунтерам, в отличие от двух других наших коллег. Мы в этой ситуации должны еще больше думать о фармацевтическом консультировании, наличии широкого ассортимента сопутствующих товаров. Сейчас мы явно занимаем лидирующие позиции в сфере ортопедии и реабилитации и считаем, что чем больше мы будем дифференцироваться, тем больше шансов у нас быть успешными в этой тройке, – говорит Татьяна БОЧАРОВА.

Учредитель аптечной сети «Семейная» называет своими главными преимуществами удачно расположенные помещения, из которых лишь несколько в аренде, а остальные в собственности, а также отсутствие кредитов и разумную ценовую политику. В период кризиса, он отмечает, минимизация затрат встает на первое место.

Омская «Фармакопейка», с руководством которой нам не удалось связаться, весь 2014 год продолжала заниматься тотальным покрытием территории – зачастую наступая на пятки конкурентам. Красные вывески аптек от склада появлялись буквально в нескольких метрах от зеленых «Семейной».

 – Я думаю, они взяли «Семейную» за ориентир. Раз она никуда не уходит, решили, что и им там место найдется. Вредит нам это или нет? Мы ведь продолжаем открываться, ни одной аптеки не закрыли. У нас почти все помещения в собственности, а они, чтобы встать рядом с нами, платят по 3-4 тысячи рублей за кв. м, – сказал Станислав НЕМЧИНОВ, признавая, что «без них было бы лучше».

– Я бы не назвала этот бизнес здоровым, – говорит Татьяна БОЧАРОВА. – Скорее всего, в итоге потеряют все – рынок ведь не резиновый. Даже если местная «Фармакопейка» займет все сдаваемые в аренду помещения, количество жителей и их покупательная способность от этого не увеличатся.

У «Фармакопейки» на данный момент 47 филиалов в Омске. Вровень с ней идет «Семейная» (48 точек). У «Линии жизни» и «Первой социальной аптеки» в общей сложности 42 представительства.

«Фармакопейка» набивает цену?

Масштабные действия дискаунтера наталкивают экспертов на предположения о том, что «Фармакопейка», которую развивает в Сибирском федеральном округе ООО «Медэкспорт – Северная звезда» Олега и Сергея МИЛЮТИНЫХ, готовится к продаже. «На сегодня, насколько я вижу, их интересует не прибыль, а объем продаж, так как именно от этого зависит стоимость дальнейшего выкупа организации», – считает Станислав НЕМЧИНОВ. Он отмечает, что в Омск еще есть кому зайти. К примеру, в нашем аптечном ритейле еще не представлен самый крупный в России игрок – компания «Протек» (та самая, что банкротит «Здраву» в качестве оптовика), известная фарммаркетами «Ригла» и дискаунтерами «Будь здоров!». Эксперт считает, велика вероятность того, что они о себе еще заявят.

Слухи о том, что «Фармакопейка» растет как на дрожжах с целью дальнейшей продажи, Татьяна БОЧАРОВА также считает не лишенными логики: «Сделки по покупке происходят без учета эффективности, а в зависимости от количества точек. Кто знает, может быть, нас ждут изменения в 2015 году. Возможно, придет федеральный игрок уровня «Риглы». Жизнь тогда станет еще интересней и веселей».

О намерении выкупить омскую «Фармакопейку» уже заявлял осенью прошлого года пермский предприниматель Андрей ГОДОВАЛОВ – учредитель ООО «Годовалов», который до последнего времени являлся поставщиком омской «Фармакопейки». Эксперты утверждают, что именно это сотрудничество позволяло местному дискаунтеру так энергично демпинговать.

«У нас были намерения купить сеть «Фармакопейка», и мы даже вели переговоры с «Медэкспортом», однако из-за разногласий между совладельцами сети сделка не состоялась», – приводит комментарий Андрея ГОДОВАЛОВА «Коммерсант».

Пока предпринимателю принадлежат «Фармакопейки» лишь в Уральском федеральном округе. Их там намного меньше, чем в Сибири. Основной упор ООО «Годовалов», также известное как «Партнерство Шаврин и Годовалов», делает на собственный бренд – «Аптека от склада».

Новенький

С ними-то пермяки и пришли в Омск – несмотря на то, что с «Медэкспортом – Северной звездой» у них не срослось. Развитием «Аптек от склада» в Омске занимается еще одна организация г-на ГОДОВАЛОВА – ООО «Сибирия». О начале экспансии стало известно в ноябре 2014 года, а через месяц с небольшим, к началу 2015 года, аптечная сеть уже насчитывала 18 точек. Предприниматель рассказывал «Коммерсанту», что планы у него амбициозные – занять 30% омского аптечного рынка. Технология такого захвата доли рынка уже отработана в Омске «Фармакопейкой» – практически оптовые цены, заявленные как цены склада. То есть пермяки собираются потеснить, в частности, и «Фармакопейку» ее же оружием.

Местные конкуренты отнеслись к заявлению скептически. Татьяна БОЧАРОВА полагает, что оно носит популистский характер.

– Занять 30% дорогого стоит. Да, это достаточно известная в России сеть, известный предприниматель, который владеет не только аптеками, но и ресурсами. Наверное, намерения такие у него могут быть, но заявления о долях рынка, исходя из уже приобретенных им аптек, которые не являются самыми лучшими, – это своеобразные политические лозунги, запугивание, – считает Татьяна БОЧАРОВА.

При этом она отмечает, что рада выходу на рынок очередного дискаунтера, то есть конкурента в другой нише. «Основную стратегию, может быть, менять не придется – только еще больше дистанцироваться», – говорит гендиректор «Фармдела». Татьяна Николаевна не исключает, что в 2015 году переведет несколько «Первых социальных аптек» в менее «бюджетные» «Линии жизни».

Станислав НЕМЧИНОВ считает, что, чтобы понять нового конкурента, надо дать ему поработать в новых условиях –  ведь «в Перми в этом году рынок вырос за 9 месяцев на 18%, а у нас результат – минус 1%».

По подсчетам собственника «Семейной», прямые убытки ООО «Сибирия» (без учета затрат на оборудование и лекарства) в декабре 2014 года составили порядка 6 млн рублей. Эксперт объяснил, что брал в расчет заработную плату фармацевтов, арендные платежи и налоговые вычеты.

Несладкое «Омское лекарство»

19 декабря был объявлен аукцион по продаже 51% акций ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство». Начальная цена – 390 млн 61 тысяча рублей, шаг аукциона – 5 млн рублей.

Желание избавиться от неудобного актива у собственника в лице министерства имущественных отношений Омской области зреет с момента образования ОАО в 2009 году вследствие приватизации ГП «Омское лекарство». В 2014 году Контрольно-счетная палата Омской области проверяла финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» за 2013 год. Особо ведомство интересовали причины неперечисления предприятием дивидендов в областной бюджет.

«Выручка общества в 2013 году составила 1,1 млрд рублей, прибыль – всего 6 млн рублей», – докладывала 2 июля депутатам Заксобрания аудитор КСП Людмила ШЕВЧЕНКО. Для сравнения, согласно данным отчета о финансовых результатах ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство», выручка организации за 2012 год была меньше на 32 млн рублей, при этом чистая прибыль, напротив, выше на 1,3 млн рублей.

– Убытки от основного вида деятельности – торговли лекарствами – наращиваются каждый год. Прибыль общество получает от других видов деятельности – 23% площадей сдаются в аренду, и еще в аптеках есть собственное производство. Основная причина наращивания убытков, по нашему мнению, это неверные управленческие решения и недостаточно эффективное управление, – считают в КСП.

По данным Центра учета и содержания собственности Омской области, за девять месяцев 2014 года нераспределенная прибыль ОАО составила 8 млн 130 тысяч рублей, дебиторская задолженность – 51 млн 306 тысяч рублей, кредиторская – 113 млн 914 тысяч рублей. Внеоборотные активы были оценены в 176 млн 843 тысячи рублей, оборотные – в 205 млн 494 тысячи рублей. Аптечная сеть состоит из 116 зданий, аптек, складов, гаражей и 42 земельных участков в Омске и сельских районах. Штатная численность предприятии – 669 человек.

17 сентября правительство Омской области одобрило приватизацию 51% доли ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство», но конкурс был объявлен лишь через три месяца. Дата окончания приема заявок – 23 января 2015 года. Результаты станут известны 17 февраля. Покупателям могут выступить вышеназванные федеральные игроки, например,  «Протек».

Инвестор должен держать сейф

Так как потенциальному инвестору запрещается перепрофилировать аптечную сеть и избавляться от таких социальных функций, как льготное лекарственное обеспечение, круг претендентов на лот, судя по всему, будет весьма узок.

– Я не исключаю, что «Омское лекарство» найдет покупателя, но лично мы не взялись бы за такой проект. Коммерческой составляющей там в нашем понимании практически не осталось, а работа с бюджетной составляющей – это далеко не самое привлекательно решение для бизнеса. Ставка на бюджет сейчас, как вы знаете, это довольно рискованное мероприятие. Мы же работаем на себя, ничего некому не должны. Сколько заработали, столько и съели», – говорит Татьяна БОЧАРОВА. Она рассказала, что ООО «Фармдело» чаще всего участвует в тендерах, претендуя на долю поставок, выделяемую по 94-ФЗ субъектам малого предпринимательства. Как правило, речь идет о медицинских препаратах, средствах реабилитации и ортопедии.

– Если не найдется частный инвестор, как то было задумано, то «Омское лекарство» просто вымрет, – считает Станислав НЕМЧИНОВ. – Ему необходимы нормальные вливания денег и технологий, и, ко всему прочему, они несут огромную социальную нагрузку: и льготные лекарства, и сильнодействующие наркотические препараты выдают только они. Ни у нас, ни у других омских аптек необходимых для этого лицензий нет. Поэтому, если частный инвестор, купив все это, откажется от выдачи наркопрепаратов, а такое уже случалось во Владивостоке и Москве, у области начнутся серьезнейшие проблемы. Когда государство пытается заставить выдавать такие лекарства коммерческие аптеки, то те говорят: мы бы рады, но не имеем права. Важно, чтобы власть не потеряла ниточку контроля и оставила эту функцию.

Действительно, весной 2014 года по этой причине московские власти предлагали вообще не лицензировать аптеки, отказывающиеся от работы с наркопрепаратами. Требования к их выдаче при этом предъявляются очень серьезные (обязательное условие – наличие сейфовых комнат). Частникам, конечно, невыгодно этим заниматься.

Цены на старт

В 2015 году омские фармритейлеры готовы сжать зубы, но не сдать позиции. «Линии жизни», как и всем остальным предприятиям, привыкшим к использованию заемных ресурсов, придется непросто из-за повышения ставок по кредитам. «Мы понимаем, что ставок таких уже не будет, а кредиты будет сложнее и получить, и отработать – доходы вряд ли увеличатся, а расходы будут серьезные, – говорит предпринимательница. – Какие-то проекты, запланированные на 2015 год, нам, скорее всего, придется заморозить».

Кризис 2008 года компания, по ее словам, практически не заметила, так как на тот момент представляла собой небольшую сеть, которая справлялась собственными ресурсами, не привлекая заемных средств.

– Мы переживаем, что, как это произошло в 2008 году, выйдя с новогодних каникул, мы получим от поставщиков лекарства с совершенно новыми ценами – плюс 20%, плюс 40%. А к лету, возможно, и все плюс 65%, – поделился учредитель сети аптек «Семейная», в которой доля валютного товара на сегодня составляет 90%.

– Спроси вы меня о ценах на лекарства еще месяц назад, я бы сказала, что они подорожают процентов на 15. Сейчас мы понимаем, что рост будет не менее 25%, – сказала Татьяна БОЧАРОВА. – Еще недавно мы планировали, что рост цен на продукцию для ортопедии и реабилитации, по которой мы работаем с немецкими партнерами, произойдет с 12 января 2015 года. Однако буквально с середины декабря мы каждый день стали получать новые вводные о том, что скорее всего цены вырастут раньше. В итоге только предновогоднее повышение составило 15%. Мы, конечно, постарались максимально пополнить запасы по старым ценам.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/yanvar/-01/permskaya-aptechnaya-setplaniruet-potesnit-v-omske-farmakopeyku-ee-zhe-oruzhiem