Сергей МИЗЯ: «В 2015 году выживут только те предприниматели, кто не имеет кредитов и сможет сократить расходы до минимума»

Дата публикации: 14 января 2015

Чтобы двигаться дальше, нужно для начала проанализировать прошлое, поставив пикирующей российской экономике диагноз. Сегодня все вроде бы согласны с тем, что санкции против России лишь усилили уже имеющиеся проблемы в российской экономике, а вовсе не были их источником, при этом, как ни странно, никто не хочет говорить о необходимости полноценной антикризисной программы. На самом деле, как считает Сергей МИЗЯ, кризис в России начался не вчера, а еще в 90-х годах прошлого столетия, и проблемы не закончатся до тех пор, пока власть не устранит перекосы в экономике и не изменит своего негативного отношения к предпринимателям: 

Омск – город в центре страны

– Отдельные безответственные оптимисты-предприниматели находят в географическом положении Омска определенные преимущества, но преимуществ на самом деле не очень много. Недостатков гораздо больше. Мы находимся далеко от  границ, поэтому практически любое экспортно-ориентированное производство в Омске условно конкурентоспособно на международном рынке по причине высоких логистических затрат. Это первая проблема. Вторая проблема – климат, который накладывает тяжелый отпечаток практически на все сферы экономики. Любое производство требует огромных затрат на возведение капитальных строений, которым необходимо отопление в течение 8 месяцев в году.

Третья проблема – налоги, которые отличаются в большую сторону даже от соседнего Казахстана, с которым у нас теперь единое экономическое пространство и таможенный союз. Базовая ставка страховых взносов в Казахстане не 26%, а только 20%, причем по льготе для малого бизнеса еще ниже – 10%. НДФЛ – 10%, НДС – 12%, налог на прибыль – 15%. Стоимость дизельного топлива в Казахстане на 30% ниже, чем в Омской области. Как российские фермеры и предприниматели будут в таких условиях конкурировать с казахстанскими – большой вопрос. И как можно всерьез говорить об импортозамещении в сфере производства продуктов питания при таких условиях ведения бизнеса. Скорее надо думать о том, что мы можем остаться без своего сельскохозяйственного производства и как его спасти в сложившихся условиях.

Любому здравомыслящему человеку понятно, что экономика Омской области уже не в силах обеспечивать деньгами и непрерывно расширяющиеся социальную сферу и сообщество чиновников. Но региональная власть как-то невнятно, мизерными темпами пытается оптимизировать затраты, а нехватку средств компенсирует заемными средствами. В итоге мы сегодня имеем областной бюджет, в котором уже почти половина расходной части замещена дорогими в обслуживании кредитами Сбербанка и Банка ВТБ. И эти кредитные деньги идут не на развитие экономики, не на создание новых рабочих мест, они банально проедаются. Зачем направлять кредиты на выплату зарплат бюджетникам и на налоги с этих зарплат, если все понимают, что кредитный пузырь обязательно лопнет? Ведь плохо будет всем – и власти, и бизнесу.  Но больше всех, как всегда, пострадают рядовые омичи.

Зачем нужны льготы, которые учитывают величину зарплаты при расчете страховых выплат во внебюджетные фонды? Почему с небольшой зарплаты врачей или учителей взносы платятся в полном объеме, а с огромных зарплат чиновников, депутатов и сенаторов  – только с определенной суммы, по сути равной их месячному доходу, после которой страховая ставка резко снижается. Может быть, потому, что законодатели сами себе и прописывают эти льготы? По большому счету, Россия идет по тому же пути, по которому уже прошла Украина.

Монополисты – народ плечистый

– Самая застарелая и острая проблема из всех существующих на сегодняшний день – естественные монополии. Государство изредка делает попытки ослабить их удушающее влияние на экономику страны, но это приводит, как правило, к еще более плачевным результатам. В той же энергетике вместо конкуренции, помогающей снижать издержки, мы повсюду видим коррупционно-криминальные схемы, которые приводят, опять же, к росту затрат, снижению производительности труда и росту тарифов. Высокие тарифы давят малый и средний бизнес. Крупный бизнес не так сильно подвержен влиянию этого негативного фактора, поскольку крупные компании имеют доступ к рынку ФОРЭМ и к тому же имеют возможность построить или купить собственную генерацию, остальной бизнес (в основном производственного профиля) вынужден покупать электрическую энергию втридорога.

Энергетики обосновывают рост тарифов необходимостью увеличения НВВ – необходимой валовой выручки. Что такое НВВ? Это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Именно так трактует этот термин постановление правительства РФ «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». Кто решает, какой объем денег энергетическому предприятию потратить остро необходимо, а что уже будет лишним? Все решает РЭК – региональная энергетическая комиссия.  А это неправильно. Созданы великолепные условия для коррупции и всевозможных нарушений и злоупотреблений.

На самом деле НВВ и российская система бухучета самодостаточны и практически между собой не связаны. И получается, что вся отчетность энергетиков абсолютно непрозрачна для общественного контроля. В Омске работают филиалы, данные по омским филиалам головными офисами не раскрываются, отчетность их не публикуется. Из расчетов НВВ нельзя понять реальную себестоимость услуги и производства товара. Поэтому в своих расчетах, обосновывающих необходимость увеличения НВВ, энергетики могут смело вписывать любые цифры.       

На железной дороге тоже попытались создать искусственную конкуренцию за счет дробления. В результате грузовые компании, которые приближены к тем, кто делил, выхватывают себе самые доходные маршруты. На железных дорогах регулярно возникают заторы из-за переизбытка грузовых вагонов, скорость перевозок (и так-то очень невысокая) упала в 2013 году еще на 18%. Мы имеем самый высокий тариф на железнодорожные перевозки в мире. В стране, где не хватает автомобильных дорог, а имеющиеся отвратительного качества, по стоимости перевозок железная дорога уже дороже автомобильного транспорта. Это же абсурд полнейший!

Кому выгодно?

В этих условиях хотелось бы, чтобы министры экономического блока и глава Центрального банка России не занимались гаданием на курсе доллара и не строили многочисленные бесполезные прогнозы развития, а ответили на простые животрепещущие вопросы. Почему, например, ОАО «Сургутнефтегаз» – обычная небольшая частная нефтедобывающая компания – имеет на депозитах в 5 российских банках более 30 млрд долларов, а флагман нефтедобывающего сектора ОАО «Роснефть», которое принадлежит государству, – более 70 млрд кредитов в иностранных банках? Почему ОАО «ЭОН-Россия», принадлежащая немцам, ежегодно получает прибыль и вывозит по 500 млн евро в качестве дивидендов, а подавляющее большинство энергетических компаний России убыточны? Почему руководство ОАО «РЖД» постоянно требует помощь из бюджета и при этом покупает какие-то непонятные компании за рубежом и содержит огромное количество спортивных клубов? Ведь все это за счет граждан, то есть денег налогоплательщиков.

Вызывают вопросы и причины случившегося кризиса на финансовом рынке. Сопоставьте  следующие цифры: золотовалютные резервы России – более 400 млрд долларов США, экспорт в 2013 году – 597 млрд долларов, импорт – 343 млрд долларов, положительное сальдо – 254 млрд долларов, в 2014 году за 9 месяцев положительное сальдо превысило 170 млрд долларов. Государственный долг России – около 50 млрд долларов США. В российских банках граждане хранят на депозитах более 17 триллионов рублей. А есть еще фонды национального благосостояния и так далее. И безработица у нас менее 6%. Страна работает. Кому и зачем понадобилось обваливать рубль? Тем, кому выгодно. А выгодно только правительству России, приближенным банкам и влиятельным алчным спекулянтам. Положительных последствий от падения рубля мало (разве что профицит бюджета страны в рублях превысил 1,7 триллиона), зато отрицательных последствий – просто огромное количество. Подобных экспериментов с экономикой страны не происходит нигде в мире. Взять и обесценить наполовину 17 триллионов рублей граждан – в любой другой стране после таких проделок правительство немедленно ушло бы в отставку вместе с главой Центрального банка. Но мы – Россия.         

Перспективы на 2015 год

В наступившем году необходимо менять условия для ведения бизнеса. Обеспечить бизнесу свободный доступ к подключению электроэнергии, определить реальную рыночную кадастровую стоимость земли в целях налогообложения и установить посильную налоговую нагрузку на бизнес. О кадастровой оценке земли говорили уже много раз, но после каждой оценки мы получаем почему-то один и тот же результат – неадекватно высокую стоимость земли для одних и минимальную для других. И пострадавшей стороной каждый раз оказывается именно малый бизнес. Земли промышленного назначения в целях налогообложения подорожали вновь, по расчетам чиновников, почти в 3 раза. И это в кризис. Областная и городская власть просто обязаны обратить особое внимание на действия местных монополистов, иначе омский бизнес как таковой просто вымрет, и вообще некому будет платить налоги в бюджет.

Как член общественного совета при РЭК Омской области я участвовал в декабре в общественных слушаниях, на которых свои инвестиционные программы представляли все ресурсоснабжающие организации региона. И буквально все монополисты, в числе которых ОАО «Омскэлектро», ОАО «МРСК Сибири», ОАО «Омскводоканал», ОАО «Омскоблводоканал», МП «Тепловая компания» и даже ОАО «ОмскРТС», выделившееся в прошлом году из ОАО «ТГК-11», дружно просили увеличить им тариф от 27% до 350%. Характерно, что председателями совета директоров двух монополистов являются вице-мэр и вице-губернатор. Монополии и власть едины. Члены общественного совета позадавали, конечно, свои вопросы, но вряд ли это повлияет на аппетиты монополистов. 

Налоги и тарифы естественных монополий нужно не повышать, а снижать. Уже сегодня, если судить по такому показателю, как паритет покупательной способности, для населения электроэнергия обходится примерно в 2,5 раза дороже, чем для населения Евросоюза, а российские предприниматели платят монополистам еще больше. Нефтяные компании давно реализуют нефтепродукты, корректируя их цены исходя из биржевой цены на нефть, а не из себестоимости добычи нефти, которая в России не превышает сегодня 6 долларов за баррель. И Газпрому давно пора умерить аппетит, газовая монополия уже несколько лет успешно реализует свою программу «равной доходности», повышая стоимость газа для российских потребителей до цены газа в Европе.

Перспективы малого и среднего бизнеса, который во всех странах является опорой экономики, станут еще более плачевными, если Центральный банк России не понизит ключевую ставку и не сделает доступными и выгодными для бизнеса коммерческие кредиты. И хотя отдельные умные люди (КУДРИН) сейчас пытаются нам объяснить, что ключевая ставка напрямую не связана с кредитной ставкой коммерческих банков и сегодня кредиты, мол, могут выдаваться и под 10% годовых. Но другие умные люди (СИЛУАНОВ) размещают депозит в размере 250 млрд рублей в коммерческом банке под 18,66% годовых. Ставки по депозитам граждан в банках также находятся в диапазоне от 18% до 22 %.

Понятно, что размещать дорогие деньги коммерческие банки вынуждены дорого, процентная ставка по кредитам, видимо, будет не меньше 25% годовых.  Какой предприниматель может взять кредит на таких условиях? Только тот, кто оказался в безвыходной ситуации и ему срочно нужно перекредитоваться. А это значит, что он либо уже банкрот, либо обанкротится в самое ближайшее время. При такой стоимости кредитных ресурсов в сегодняшних условиях высоких налогов и тарифов невозможно вести любой бизнес.  Думаю, в 2015 году выживут только те предприниматели, кто не имел кредитов и смогут сократить свои издержки до минимума.

В Омской области к очевидным экономическим проблемам добавляется еще и ожидание политического кризиса. Судя по количеству возбужденных уголовных дел в отношении чиновников, борьба политических кланов разгорается и в текущем году достигнет своего апогея, после чего нам, не исключено, предстоят выборы и нового мэра, и нового губернатора, что тоже не добавляет предпринимательского оптимизма.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/yanvar/-01/sergey-mizya-