В Омск пришел оператор Yota, которого уже не ждали

Дата публикации: 14 января 2015

Телекоммуникационная отрасль исчерпала резервы для роста, и даже на рынке мобильной связи начинается стагнация 

Многие российские отрасли вынуждены провожать уходящий 2014 год с печалью в глазах. Телекоммуникационная не стала исключением. Общая выручка сотовой «большой тройки» за девять месяцев 2014 года хоть и подросла в рублях на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но в долларовом исчислении снизилась на 8,1% из-за девальвации рубля. Операторы не раскрывают удельный вес валютных затрат в своих расходах,  но очевидно, что девальвация повлияет на их бизнес тоже: валютой операторы расплачиваются с поставщиками оборудования. Впрочем сотовые аналитики пока сохраняют оптимистический настрой, в чем убедились «КВ», продолжая свои многолетние наблюдения за изменениями на региональном и федеральном телекоммуникационном рынках.

Белый шум

По оценке агентства «ТМТ Консалтинг», общий объем телекоммуникационного рынка в 2014 году достигнет 1,655 трлн руб. Темпы роста составили в 2014 году 2,7%, что заметно ниже динамики предыдущего 2013 года (5%).

Основнои? причинои? замедления стало падение темпов развития в сегменте мобильнои? связи (с 5% в 2013 году до 3% в 2014 году). Впрочем аналитики еще в прошлом году предсказывали затяжную стагнацию в отрасли. По мнению аналитического агентства iKS-Consulting, среднегодовой прирост в 2014-2018 годах не превысит 4% в год. Судя по всему, рост будет еще скромнее.

По информации ComNews, основанной на объявленных финансовых результатах МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома» (Билайн), общая выручка «большой тройки» в рублях по итогу  9 месяцев 2014 года составила 718,04 млрд рублей (697,91 млрд рублей в 2013 году). Прирост – 2,9%. По данным агентства «ТМТ Консалтинг», мобильная связь в структуре российского телекоммуникационного рынка занимает 55%. Отрицательную динамику показали в прошлом году «Билайн» и группа компаний, работающая под брендом Tele2. «Билайну», как считают аналитики, вышли боком ограниченные инвестиции в развитие сетей в течение нескольких предыдущих лет, а снижение динамики у группы Tele2 они объясняют вынужденной концентрациеи? оператора на голосовых услугах.

По итогам 9 месяцев 2014 года меньше всего в развитие сетей в России вложил «МегаФон» (36 млрд рублей, 15,5% от выручки), больше всего – МТС (51 млрд рублей, 18% от выручки). Проникновение сотовой связи в России в конце 2013 года, как сообщало в прошлом году агентство iKS-Consulting, превышало 166% (по количеству sim-карт), а на сегодняшний день проникновение мобильной связи оценивается в 170%. Проникновение мобильного широкополосного доступа в Интернет (ШПД) – 74%, и ожидается, что к 2018 году этот показатель достигнет 100%. Всего в России к концу первого полугодия 2014 года было зарегистрировано 243,1 млн sim-карт.

Если верить данным аналитической компании AC&M Consulting, рыночные доли сотовых компаний в 2014 году не особо изменились. По итогам 9 месяцев 2014 года общероссийский лидер по количеству абонентов – МТС, за год компания добавила 2% и теперь имеет 32% сотового рынка. На втором месте «МегаФон», за год ничего не прибавивший и имеющий прежние 28%. Третье и четвертое место у «Билайна» и Tele2, у которых по итогам первого полугодия было 24% и 15% рынка соответственно. Кстати, абонентская база обновленного Tele2 (ООО «Т2 РТК холдинг» – совместного предприятия Tele2 и Ростелекома) составляла на тот момент 37,3 млн. В процессе объединения где-то потерялись 1,2 млн абонентов.

Расклад сил на сотовом рынке региона операторы давно не озвучивают, и «КВ» не остается ничего другого, как пользоваться расчетным методом. Практика показывает, что можно многое понять, сравнивая и анализируя результаты многолетних наблюдений. В уходящем году, по оценке «КВ», все операторы проявляли активность, тем не менее никаких глобальных подвижек на омском сотовом им произвести не удалось. Лидером остается команда Tele2 Омск под управлением Олега ГИЛЬБУРДА. Доля лидера по абонентам – порядка 42%. На последнем месте в Омске по-прежнему «МегаФон», который тем не менее усилиями Виталия МОЛОТКОВА увеличил свою долю за год примерно до 12%. Оставшийся кусок рыночного пирога делят «Билайн» и МТС, у которых 19% и 27% соответственно.

4G шагает по планете

Пользователи мобильных сетей по-прежнему наиболее остро реагируют на информацию о новых технологиях. Вполне естественно, что одним из главных знаковых событий 2014 года на омском сотовом рынке стало появление второй сети 4G, которую МТС запустила в коммерческую эксплуатацию в сентябре. Вокруг LTE от МТС уже не было таких плясок с бубнами, как вокруг первой высокоскоростной сети, которую в 2013 году запустил «МегаФон», но это не отменяет радости, которую испытали лояльные клиенты МТС и все продвинутые потребители мобильного контента. Конкуренция – она еще никогда и никому не мешала. 

А скоро новые технологии беспроводной передачи данных внедрят в Омске и остальные сотовые операторы. Судя по условиям выданных лицензий, «большая тройка» обязана ежегодно инвестировать в развитие технологии связи четвертого поколения не менее 15 млрд рублей, а до конца 2015 года операторы обещали охватить сетями 4G не менее 20-25 регионов. На конец 2014 года эти планы давно перевыполнены и «МегаФоном», и МТС, имеющими уже внушительную карту покрытия LTE. По числу пользователей LTE в III квартале МТС даже обогнал «МегаФон», почти сравнявшись с ним по числу регионов присутствия (65 регионов у МТС против 68 у «МегаФона»).

«Билайн» довольно долго отставал, занимаясь недофинансированием своего развития, но в 2014 году стал набирать темп. К концу прошлого года «Билайн» запустил сеть четвертого поколения по технологии LTE уже в 30 регионах. О своих планах на Омск «Билайн» еще вслух не заявлял, но, по информации «КВ», к середине 2015 года у этого оператора точно появится услуга сверхскоростного интернет-доступа. Правда, она будет базироваться не на собственной сети, а на уже действующей 4G-сети МТС.

В середине декабря высшее руководство  «Билайна» и МТС объявило о давно готовящемся партнерстве по совместному развертыванию и эксплуатации сетей LTE в 36 регионах России. МТС обеспечивает строительство совместно эксплуатируемых сетей мобильного Интернета четвертого поколения в 19 регионах (в эту категорию попадает, по информации «КВ», и Омская область), а «ВымпелКом» строит базовые станции в 17 регионах. Соглашение рассчитано на семь лет, в течение которых операторы будут предоставлять друг другу базовые станции, площадки, их инфраструктуру и ресурсы транспортной сети. При этом компаниям не возбраняется и самостоятельного строить сети для развития индивидуального покрытия LTE.

Кстати, как отмечают аналитики, мобильный ШПД (3G/4G) уже начинает обгонять по популярности фиксированный ШПД. По данным исследования J’son & Partners Consulting, проведенного в июле 2014 года среди российской интернет-аудитории, 87% интернет-пользователей когда-либо да пользовались беспроводным интернет-доступом, 8% используют беспроводной интернет-доступ чаще, чем фиксированный, а 4% пользуются исключительно беспроводным ШПД. Но при этом технология LTE все же не настолько популярна, как можно было ожидать. По данным «ТМТ Консалтинг», к концу III квартала 2014 года количество пользователей LTE в России лишь ненамного превышало 6 млн (менее 3% от абонентской базы сотовой связи, чуть более 7% пользователей мобильного Интернета).

Я – четвертый!

2014 год запомнится участникам сотового рынка и успешным завершением сделки по приобретению Банком ВТБ и структурами Юрия КОВАЛЬЧУКА и Алексея МОРДАШОВА активов шведского оператора Tele2 Россия и объединения эти активов с сотовым бизнесом государственного Ростелекома, в результате чего в России родился четвертый федеральный сотовый оператор. В феврале этого года Ростелеком и Tele2 Россия подписали рамочное соглашение об интеграции мобильных активов в уставный капитал совместного предприятия «T2 РТК холдинг». О завершении первого этапа сделки компании сообщили в марте, второго – в августе. В результате Ростелеком получил в совместном предприяти 45%, а Tele2 Россия – 55%.

У обновленного Tele2 появились наконец частоты для разворачивания сетей 3G/4G. Первые сети 3G под брендом Tele2 заработали в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинске и Тамбове. 17 декабря состоялся запуск первой в России 4G-сети на частоте 1800 МГц. В ближайшие три года новорожденный оператор обещает построить 80 000 базовых станций, что вполне сопоставимо с сетями «большой тройки» (у МТС сейчас около 100 000 базовых станций, у «ВымпелКома» – более 70 000 без учета LTE), во второй половине 2015 года запустить московскую сеть (самую доходную), и до конца 2015 года обеспечить скоростной мобильный Интернет еще в 50 регионах. Омск в список 2015 года вроде бы попадает. Омские поклонники бренда Tele2 могут рассчитывать на 3G. Впрочем не гарантированно. В декабре топ-менеджмент Tele2 стал осторожно намекать, что они не исключают пересмотра планов из-за девальвации рубля.

Что интересно, на почетное звание четвертого федерального оператора претендует и дочка «МегаФона», компания «Скартел», которая с сентября прошлого года работает в Омске под брендом Yota в качестве виртуального оператора (MVNO). Целевая аудитория Yota – пользователи смартфонов и планшетов, которые привыкли постоянно быть в онлайне. Основные плюсы Yota – федеральное покрытие во всех стандартах (2G/3G/4G) на базе сетей «Скартел» и «МегаФон», безлимитный Интернет для смартфонов, единое (безроуминговое) пространство по всей России, а также безлимитные звонки внутри сети. Главный минус в том, что абонентам Yota необходимо отдельно приобретать пакет голосовых минут, чтобы позвонить на номера других сотовых операторов.

У Yota необычная и маркетинговая стратегия, которая предполагает исключительно онлайн-обслуживание абонентов, а полная виртуальность устраивает далеко не всех. Да и ценовая выгода от предложений Yota весьма неоднозначная. В Омске за минимальный пакет для смартфона, на котором 100 минут голосового трафика в месяц, нужно заплатить 230 рублей. За минимальный пакет для планшета – 340 рублей (при скорости 2,1 Мбит/c). Пакет с максимальной скоростью (порядка 20 Мбит/с) обойдется уже в 590 рублей. Впрочем, если судить по форумам, у такой маркетинговой стратегии уже появились ярые сторонники. Нетрудно догадаться, что это те же люди, которые ненавидят «яблочные» гаджеты и любят смартфоны Nexus.

Стоять, бояться!

Запомнится ушедший год и непрекращающимися инициативами законодателей и регулятора, которые пытаются заставить операторов выполнять задачи, кажущиеся им совершенно избыточными. Но, как бы операторы ни брыкались, им все же пришлось ввести услугу переносимости номера (MNP), хотя и чуть позже срока, определенного поправками в законодательство о связи. Во многих странах телефонный номер является собственностью абонента, а в России номерная емкость почему-то оставалась до недавней поры собственностью операторов, и вот эту несправедливость, которую журналисты обозвали «мобильным рабством», устранили депутаты Госдумы. Получилось как всегда – долго, сумбурно и ни о чем.

Нет, теоретически с 1 декабря 2013 года каждый россиянин, имеющий желание в пределах одного региона поменять оператора с сохранением своего номера, имеет полное право это сделать (стоимость процедуры – 100 рублей). Однако желающих оказалось мало – менее 0,5% от всех пользователей сотовой связи. По данным оператора базы данных перенесенных номеров (ФГУП «ЦНИИС»), с 1 декабря 2013 года по 1 декабря 2014 года было подано 1,2 млн заявок на перенос, из них выполнено порядка 827 тысяч. Операторы ликуют (мы же вас предупреждали!). Но регулятор не совсем доволен статистикой переноса номеров в рамках MNP, подозревая, видимо, что операторы учатся управлять оттоком, усложняя абонентам переход к конкурентам.

В октябре 2014 года заработали новые поправки к Закону «О связи», облегчающие жизнь абонентов сотовых операторов. Депутатов Госдумы (прежде всего Ярослава НИЛОВА, Вадима ДЕНЬГИНА и экс-сенатора Руслана ГАТТАРОВА) утомил sms-спам. Законодатели заявили, что усилия самих операторов по борьбе с массовыми sms-рассылками будут всегда недостаточными, поскольку они имеют долю от доходов контент-провайдеров, обеспечивающих эти рассылки, и ужесточили правила фильтрации. Теперь согласие на доставку сообщений нужно получать от каждого абонента путем двухуровневой авторизации – письменно и через код, полученный в SMS. Компании, нарушившие закон, будут штрафовать. Пока эффективность поправок в закон оценить трудно, но на первый взгляд эта инициатива на рынок повлияла положительно – часть контент-провайдеров с рынка ушла.

А скоро у пользователей сотовой связи появится возможность предъявить претензии по качеству связи. Раньше качество можно было оценить лишь эмоционально, а 4 декабря глава Минкомсвязи РФ утвердил официальную государственную методику оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи. Методика содержит единые требования к проведению оценочных испытаний и обработке их результатов для вычисления значений показателей качества услуг связи стандартов GSM 900/1800, UMTS 900/2100 и LTE на территории России.

Методика разрабатывалась Роскомнадзором и специалистами НИИ радио (с участием операторов связи). Качество голосовых вызовов будет оцениваться по количеству неуспешных попыток соединения, проценту обрывов, доле соединений с низкой разборчивостью речи, а передача данных по средним значениям скорости и по продолжительности успешной сессии. Особые требования предъявляются к маршруту движения измерительных комплексов радиочастотной службы. Роскомнадзор предполагает разработать и пользовательское приложение, с помощью которого каждый абонент сможет самостоятельно следить за качеством связи. Правда, аналитики уже заметили недостатки утвержденной методики. Она не предполагает, в частности, замеров качества связи в помещениях и в местах массового скопления людей.

Андрей СЕРГИЕНКО,

директор филиала МТС в Омской области:

«В сентябре МТС запустила в Омске инновационную сеть 4G»

– Уходящий 2014 год выдался непростым для российской экономики из-за резких колебаний валютных курсов и других макроэкономических факторов. Несмотря на это, МТС удалось сохранить и укрепить ведущее положение на рынке. Сегодня мы обслуживаем треть всех абонентов в Омской области, прочно удерживая позиции самого выгодного для абонентов оператора в «большой тройке» – стоимость средней цены минуты услуг связи составила 0,95 рубля по итогам третьего квартала. От услуг МТС отказывается и наименьшее количество пользователей. В третьем квартале 2014 года коэффициент оттока был на уровне 9,2%.

Сегодня стратегия МТС ориентирована на развитие data-услуг, а также удовлетворение растущего спроса наших клиентов на быстрый и качественный доступ в Сеть. Поэтому с точки зрения развития и внедрения телеком-технологий в Омской области 2014 год можно смело назвать знаковым: в сентябре МТС запустила инновационную сеть 4G (LTE), предоставив омичам доступ в Интернет на скорости до 75 Мбит/с, что сравнимо со скоростями проводного Интернета. По нашим оценкам, более 40% пользователей мобильного Интернета МТС в Омской области используют смартфоны, и МТС стремится дать как можно большему количеству абонентов возможность выхода в Интернет: стоимость 4G-устройств в розничной сети МТС начинается от 1290 рублей. Мы наблюдаем стабильно растущий спрос и на LTE-гаджеты. Продажи планшетов выросли в шесть раз.

Основным трендом 2014 года на бизнес-рынке Омской области я бы назвал стабильный рост популярности инновационных телеком-сервисов, которые позволяют компаниям не только экономить ресурсы и бюджет, но и оптимизировать бизнес-процессы в компании, тем самым повышая эффективность бизнеса. Сейчас почти половина корпоративных клиентов МТС в Омске использует сервисы по координации работы персонала и движения корпоративного транспорта: за девять месяцев 2014 года количество подключений опций для мониторинга сотрудников выросло на 75 процентов, а мониторинга транспортных средств – на четверть. Отмечу, что развитие телеком-сервисов обеспечило 60% роста интернет-трафика, потребляемого предприятиями области, и это значит, что наши услуги помогают компаниям экономить и строить успешный бизнес.

В 2015 году МТС в Омской области продолжит свое развитие. Мы планируем и дальше модернизировать и развивать наши сети, внедрять новые сервисы и услуги. Сегодня сеть четвертого поколения охватила почти весь город, в дальнейших планах МТС — обеспечить 4G-интернетом всех жителей Омской области. Телеком-индустрия сегодня – это кровеносная система экономики и фундамент для развития многих инновационных проектов. Совершенствуя инфраструктуру и предоставляя нашим клиентам новые высококачественные сервисы, мы способствуем развитию бизнеса и, как следствие, развитию экономики Омской области в целом.

Олег ГИЛЬБУРД,

региональный управляющий директор Tele2 Омск:

«Мы продолжаем строить бизнес по уникальной для российского рынка модели сотового дискаунтера»

— 2014 год для нашей компании ознаменовался масштабными событиями, среди которых особенно хочется отметить долгожданный коммерческий запуск сетей третьего и четвертого поколений, открывающих для абонентов возможность использования быстрого мобильного интернета. Так, в уходящем году мы запустили сети 3G в Новосибирске, Челябинске и Тамбове. В Туле введена в коммерческую эксплуатацию сеть 4G на базе LTE-1800 с использованием принципа технологической нейтральности, который позволяет строить сети нового поколения на существующих частотах GSM.

В следующем году мы намерены развивать данное направление работы. Одним из фокусов работы в 2015 году станет запуск сетей 3G и 4G в городах присутствия Tele2. Таким образом, до конца 2015-го быстрый мобильный Интернет будет доступен абонентам компании более чем в 50 регионах страны. Это стало возможно благодаря закрытию сделки с «Ростелекомом» по созданию совместного предприятия и передачи пакета соответствующих лицензий. Хочется отметить, что, несмотря на фокус запуска сетей 3G, это не исключает проведение работ по строительству сетей 4G. Мы будем строить сети LTE в крупных городах, где проникновение LTE-гаджетов будет расти и будет появляться реальный спрос на эту услугу.

Что касается нашей ценовой политики, мы продолжим строить бизнес по уникальной для российского телекоммуникационного рынка модели – сотового дискаунтера, которая уже доказала свою эффективность за 10 лет работы оператора в России. Tele2 по-прежнему будет предлагать абонентам качественные услуги связи по низким ценам, простые тарифы и европейский уровень сервиса.

Говоря о стратегии Tele2, которая утверждена акционерами до 2018 года, мы планируем активное развитие оператора. Так, планируем завершить интеграцию Tele2 и мобильных активов Ростелекома в рамках совместного предприятия (СП) за 2 года. Наша глобальная цель как нового федерального мобильного оператора – полное покрытие территории России. Запуск в 2015 году сетей в новых регионах и ребрендинг сетей Ростелекома – один из шагов в этом направлении.

Кирилл РЯЗАНОВ,

директор Омского филиала ОАО «ВымпелКом»:

«2014 год прошел для нас под девизом «Просто. Удобно. Для тебя»

– В конце 2013 года мы приняли для себя новую стратегию, которую можно сформулировать тремя словами: «Просто. Удобно. Для тебя». Это не просто слоган, мы на самом деле поменяли очень многое в компании, чтобы стать проще, удобнее и ближе к абонентам. И в 2014 году мы сделали немало для того, чтобы абоненты эти изменения прочувствовали. Направлений, по которым проводили улучшения, было несколько десятков, а в качестве самых значимых я бы отметил три из них.

Первое – мы совершили революцию в интернет-роуминге. Только нашим абонентам доступно уникальное предложение – Интернет в 75 странах мира по цене 5 рублей за мегабайт. Эта цена действует автоматически для всех абонентов, ничего дополнительно подключать не нужно. При первом выходе в Интернет списывается 200 рублей и предоставляется 40 мегабайт трафика до конца дня, после этого весь трафик стоит 5 рублей за мегабайт. Если абонент не выходит в Интернет – то не списывается ничего. И мы уже видим результаты – в 2014 году интернет-трафик в международном роуминге увеличился в 6 раз по отношению к 2013 году – и это несмотря на снижение туристического потока.

Второе – ввели услугу «Интернет на все». Это тоже революционное предложение, которое мы запустили первыми в России. С его помощью абонент может использовать один интернет-пакет на нескольких устройствах. Например, если подключен Интернет на смартфоне, уже не надо подключать его отдельно на планшете и GPS-навигаторе. Соответственно, не нужно постоянно следить за балансом этих сим-карт и переживать о том, что на одном устройстве трафика не хватает, а на другом он постоянно остается. Вскоре после нас аналогичную услугу запустили наши партнеры по рынку, но я без ложной скромности могу сказать, что наше решение самое удобное для абонента и самое выгодное.

Третье – победа над спамом. Определенное подспорье нам оказали и законодательные инициативы в этой области, но, откровенно говоря, мы победили спам в сети «Билайн» еще до вступления в силу новых норм. Дело в том, что мы установили на своей сети интеллектуальную самообучающуюся платформу «Антиспам ЩИТ», которая умеет выявлять и блокировать с точностью 99,9%. И если еще год назад наш абонент получал в среднем 12 нежелательных сообщений в месяц, то сейчас на одного абонента приходится всего 0,5 сообщения в месяц. То есть один абонент в среднем получает одно сообщение раз в два месяца.

Игорь БЕЗЗУБКИН,

директор Омского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон»:

«В 2014 году мы сдали в эксплуатацию «Южное кольцо» – оптоволоконную сеть длиной более 1000 км»

— Уходящий 2014 год для нашей компании был очень динамичным. Перед Олимпиадой в Сочи «МегаФон» внедрил универсальную платформу мобильного IP-телевидения «СМОТРИ+», где сначала в прямом эфире показывалась Олимпиада, затем чемпионат мира по футболу, а с сентября через приложение бесплатно вещаются игры Континентальной хоккейной лиги, причем даже те, которые не показываются на тематических спортивных ТВ-каналах.

В целом по Сибири компания закончила год на высокой ноте. «МегаФон» стал первым мобильным оператором, запустившим LTE во всех регионах Сибири. В Омской области в 2014 году сдано в эксплуатацию «Южное кольцо» – оптоволоконная сеть длиной более 1000 км, охватившая Омский, Павлоградский, Одесский, Шербакульский, Полтавский, Черлакский, Нововаршавский, Русско-Полянский, Оконешниковский, Москаленский, Марьяновский и Исилькульский районы. После перевода на оптику пропускная способность транспортной сети в Омской области была увеличена в 100 раз (с возможностью дальнейшего расширения вплоть до нескольких терабит в секунду).

В данный момент мы достраиваем и планируем в 2015 году запустить в эксплуатацию «Северное кольцо» – оптоволоконную сеть пропускной способностью до 10 Гбит/с и протяженностью более 1000 километров, которая охватит Саргатский, Большереченский, Тарский, Знаменский, Тевризский, Большеуковский, Колосовский, Муромцевский, Седельниковский районы. Причем радиорелейная сеть после строительства оптоволоконной не демонтируется, а остается в качестве резервной для обеспечения гарантированного доступа абонентов к сети Интернет.

Для потребностей омичей в 2014 году мы развивали и оптимизировали  сеть четвертого поколения. Сейчас на сеть LTE в Омске приходится 25% всего мобильного трафика наших абонентов. А качество нашей работы подтверждают итоги независимого исследования, проведенного компанией Telecom Daily – у «МегаФона» в Омске самые быстрые скорости LTE. Полоса частот, на которых работает наша сеть 4G, составляет 40 МГц в диапазоне 2,6 ГГц, что в четыре раза больше, чем у любого другого оператора, и это позволяет нам качественно обслуживать в 4 раза больше абонентов. В 2014 году «МегаФон» запустил еще более скоростные сети LTE-Advanced в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске, позволяющие выходить в Интернет на скорости до 150-300 Мбит/с. В 2015 году запланировано появление LTE-Advanced и в городах-миллионниках Сибири.

Возможностью использования новейшие технологии сразу же воспользовались потребителей. В 2014 году количество SIM-карт «МегаФон», используемых клиентами M2M в Омске, увеличилось на 300%. В направлении В2С мы наблюдаем повышение спроса на смартфоны, а как следствие – увеличение интернет-трафика. В нашей розничной сети в Омске доля смартфонов в общем объеме продаж устройств уже превысила 65% (в штучном выражении). И в 2015 году мы ожидаем еще большего спроса на смартфоны.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/yanvar/-01/v-omsk-prishel-operator-yota-kotorogo-uzhe-ne-zhdali-