Дешевых туров не бывает. И не будет

Дата публикации: 21 января 2015

Туроператоры в 2014 году закрывались, разорялись и исчезали с деньгами клиентов

На фоне колебания курса валют в омских туристических компаниях продажи заграничных туров практически остановились. Многие турагентства и туроператоры уже не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами. При этом эксперты прогнозируют, что к весне 2015 года на рынке останется только 30– 50% туристических компаний от ныне существующих.

В отличие от кризиса 2008 года, когда в среднем потребительский интерес к турпродукту снизился на 20– 25%, кризис 2014 года тяжело ударил по отрасли – спрос на путешествия упал до 50– 70%.

Пик кризиса пришелся на лето 2014 года, когда обанкротилось много крупнейших туроператоров, однако такая судьба в скором времени может ожидать и другие туристические компании, считает председатель совета правления некоммерческого партнерства «Профессионалы омской туриндустрии», директор туристической компании «Компас-М» Юрий ЛОХМАНКИН.

– На всероссийском уровне значимым событием стало разорение крупнейшего туроператора «Лабиринт», за которым последовали банкротства «Невы», «Розы ветров» и некоторых других. Совсем недавно разорились «Астро-трэвэл» и «Акрис». Сегодня абсолютно все туроператоры испытывают проблемы, – считает Юрий ЛОХМАНКИН.

Последним значимым событием стало сокращение рядом туроператоров («Пегас», «Библиоглобус», «Анекс-тур», «Корали Натали-турс) чартерных рейсов из Омска. Например, были полностью отменены или сокращены рейсы во Вьетнам, Таиланд, Китай и ОАЭ. В настоящее время чартерные авиаперевозки осуществляет только «Анекс-тур» и «Корал». Причины таких сокращений в падении спроса среди туристов, на которых значительно повлиял рост курса валют. Еще одной причиной является введение антироссийских санкций. Таким образом, сейчас из десяти чартерных рейсов из Омска осталось только три. Как отмечает Юрий ЛОХМАНКИН, еще в апреле 2014 года туроператор «Натали-турс» прогнозировал падение рынка (правда, на тот момент падение составило 40 %), после чего данный туроператор начал сокращать полетные программы.

– Мы надеемся, что останется Египет, Вьетнам и Таиланд, но в любой момент может произойти их отмена. На данный момент загрузка рейсов составляет 50%. При этом они совершают промежуточные посадки и дозагружаются в других городах – в Кемерове, Барнауле, Томске, Новосибирске, – отмечает директор компании «Компас– М».

Отдельные туристические компании прогнозировали данную ситуацию уже летом и попытались минимизировать издержки. Однако если у туроператоров есть для этого финансовый потенциал, то у турагентств он часто отсутствует, и возможности сократить расходы у них нет.

Например, в Омске недавно прекратило существование турагентство ООО «Соло». В отношении директора турагентства Алексея ГЕРАСИМОВА возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 159.4 УК РФ «Мошенничество в крупном размере, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств, в сфере предпринимательской деятельности». Руководитель агентства, по версии следствия, завладел денежными средствами порядка пяти десятков омичей, в размере более четырех миллионов рублей и в период предварительной проверки уехал из Омска в неизвестном направлении. По версии журналистов программы «Вести. Дежурная часть» телеканала «Россия-1», на данный момент Алексей ГЕРАСИМОВ находится в Израиле, где лечит тяжело больную дочь.

Подобная ситуация произошла с турагентством «Выбор Н», директор которого Нелля ДОЛГУШИНА заключала с клиентами договоры, на основании которых получала деньги от туристов, однако обязательства по бронированию мест в отелях и обеспечению перелета граждан до места отдыха не исполняла, а, по версии правоохранителей, присваивала их себе. В результате Нелля ДОЛГУШИНА похитила более 7 млн рублей, сообщается на сайте областной прокуратуры. По данному факту прокуратура г. Омска возбудила уголовное дело по ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере".

Кроме того, прекратило деятельность ООО «Банкнота», более известноев Омске как туристическое агентство «Моя география», которое возглавляла Светлана КИРКАЧЕВА. По различной информации, «Моя география» оставила без путевок и денег от 65 до 74 клиентов.

Начальник отдела защиты прав потребителей Омского областного управления Роспотребнадзора Ольга ЕКИМОВА сообщила, что в 2014 году от туристов поступило 41 письменное обращение, в числе которых были жалобы, связанные с приостановлением деятельности туроператоров «Лабиринт» и турагентства «Банкнота». Для сравнения: в 2013 году от туристов поступило только 8 жалоб.

Заместитель директора турагентства «Евразия-тур» Лариса САВОСТЬЯНОВА считает, что к весне 2015 года около половины омских турагентств исчезнет с рынка. По ее мнению, это связано не только с ростом курса валют.

– Я думаю, что к весне 2015 года ряд омских турагентств закроются. Некоторые уже закрылись, кого-то ищут, кто-то в бегах. Эта ситуация была вполне ожидаема. Ведь не может агентство, работающее за вознаграждение от туроператора 10 – 12 %, давать скидки клиентам до 8 – 10 %. Чем платить в таком случае зарплату, аренду и, наконец, налоги? В таком агентстве работают альтруисты или потенциальные налоговые преступники. В любом случае такая деятельность приводит к краху. Как в финансовой пирамиде. Каким-то клиентам повезет и они съездят отдохнуть, а кому-то не повезет, и он останется и без отдыха, и без денег. Кроме того, в 2013 году в Омске активизировались так называемые таймшеры. Сначала людям предлагают очень дешево купить путевку, но потом оказывается, что за нее надо заплатить в три раза дороже, т. к. в стоимость не входит ни перелет, ни питание, ни трансферы, ни страховка. Да и сами апартаменты находятся далеко не в самом лучшем месте. Вместо путевки 54 тысяч рублей за путевку на Бали, омичам приходилось платить 250 тысяч. Туристический рынок в этих случаях никак не регулировался, – поясняет Лариса САВОСТЬЯНОВА.

Навести порядок в сфере туризма может помочь новый Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятия которого ждут представители туристического рынка. В декабре соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

Данный закон направлен на усиление ответственности участников туристического рынка и повышении правовой защиты туристов, выезжающих за пределы России. В частности, по новому закону туроператоры должны вносить в резервный фонд 100 тысяч рублей и от 100 тысяч до 500 тысяч рублей в зависимости от объемов компании в персональный фонд. При этом фонд персональной ответственности будет расходоваться на экстренную помощь туристам конкретного туроператора, а к резервному фонду будут обращаться в случае нехватки средств фонда персональной ответственности или при невозможности его оперативного использования. Кроме того, увеличится размер финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма. В 2015 году он составит 3%, а с 2016 года – 5% от общей годовой цены турпродукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 млн рублей. То есть войти в реестр туроператорам станет сложнее, чем раньше.

Юрий ЛОХМАНКИН сообщает, что участники некоммерческого партнерства «Профессионалы омской туриндустрии» направили в Федеральное агентство по туризму РФ предложение о создании в регионах саморегулируемых организаций (СРО), которые будут следить за тем, как исполняют региональные турагентства свои обязательства.

По словам начальника управления по развитию туризма Михаила ГИЗБРЕХТА, министерство культуры Омской области сотрудничает с некоммерческим партнерством «Профессионалы омской туриндустрии» и наблюдает за той ситуацией, которая складывается сегодня на омском туристическом рынке, однако повлиять на нее не может.

– У нас нет полномочий контролировать деятельность турфирм и рекомендовать омичам ту или иную компанию, однако мы заинтересованы в том, чтобы туристическая сфера развивалась. В 2015 году мы планируем провести конкурс «Лучший в туриндустрии». И независимое жюри определит, какая компания предоставляет наиболее качественные услуги, – говорит замминистра культуры Омской области Людмила ЧЕКАЛИНА.

Михаил ГИЗБРЕХТ отмечает, что если туристическая компания обанкротилась в то время, когда турист находится на отдыхе, то в случае неоплаты туроператором его размещения в отеле гражданину необходимо обратиться в консульство РФ в стране пребывания, а также позвонить по горячей линии Ростуризма, где смогут помочь туристу. Также он призвал омичей воздерживаться от приобретения дешевых туров и внимательно изучать условия договора.

По словам Юрия ЛОХМАНКИНА, последние события показали, что права российского туриста почти никак не защищены. Например, от банкротства «Лабиринта» пострадало более четырех тысяч омичей, которые никуда не улетели и потеряли свои деньги. По словам Юрия ЛОХМАНКИНА, компенсация за ущерб пострадавшим от «Лабиринта» омичам от страхового дома «ВСК» составила в среднем от трех до пяти тысяч рублей при стоимости туров 100 тысяч рублей. Лариса САВОСТЬЯНОВА отмечает, что многих из них привлекла дешевая стоимость туров, однако в реальности таких цен быть не могло.

– Люди надеются на чудо и ведутся на большие скидки, но дешевых туров не бывает. Когда турфирма заявляет о больших скидках, надо от нее бежать бегом. Не может одна и та же палатка стоить по– разному. В этих условиях наряду с законодательными изменениями резко возрастает необходимость постоянного анализа деятельности туроператоров со стороны турагентств, что обеспечивает в итоге нормальный запланированный отдых их клиентов, – поясняет Лариса САВОСТЬЯНОВА.

По ее словам, если турагентство предоставляет клиентам скидку, то работает себе в убыток. Некоторые из них берут в банках кредиты и отправляют туристов в долг, предоставляя последним большие скидки, но рано или поздно сталкиваются с тем, что платить по кредиту оказывается нечем.

Недавнее банкротство многих крупных туроператоров связано не только с их недобросовестным поведением на рынке, но и с просчетами в ведении бизнеса и с неверным прогнозом рыночной ситуации. Эксперты отмечают, что на стагнирующем рынке смогут работать только профессионалы.

– Неопытные агентства привыкли работать на растущем рынке и не были готовы к тому, что он может меняться. До вчерашнего дня у многих было достаточно упрощенное представление о туризме: поставить компьютер, заключить договоры и забронировать путевку на сайте туроператора. При этом многие компании не отдавали себе отчета о возможных последствиях и рисках, с которыми сопряжен этот бизнес, – говорит Юрий ЛОХМАНКИН.

В настоящее время прокуратура и Роспотребнадзор проводят проверки на предмет соблюдения законодательства о туризме в связи с многочисленными обращениями турагентств и туристов о своей финансовой несостоятельности.

Однако если из-за роста курса валют спрос на зарубежные направления снизился, то на российские, наоборот, вырос. Некоторые турагентства уже начали постепенно переориентироваться с зарубежного на российский рынок. Самыми популярными направлениями среди омичей стали Крым, Алтай, Кавказ, Сочи и Шерегеш.

Тем не менее, возможности внутреннего туризма полностью компенсировать выездным пока нет. Причины – отсутствие инфраструктуры и нехватка отельной базы. По мнению Юрия ЛОХМАНКИНА, многие туристы просто переориентируются с западных направлений на восточные.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/yanvar/-02/deshevyh-turov-ne-byvaet-i-ne-budet