«Страхи Германа ГРЕФА немножко преувеличены»

Дата публикации: 21 января 2015

Банкиры, принявшие участие в Гайдаровском форуме, обсудили, как будут переживать предстоящий мрачный период

При среднегодовой цене на нефть 43-45$ за баррель неизбежен «масштабнейший» банковский кризис, заявил председатель правления Сбербанка Герман ГРЕФ 14 января на Гайдаровском форуме. Высказывания Германа Оскаровича днем позже участники форума со всех сторон обсудили в рамках дискуссии «Новые вызовы для банковских систем».

Модерировал дискуссию председатель совета директоров ФК «Открытие» Рубен АГАНБЕГЯН. «Конец года был достаточно нервный для нашей банковской системы, она переживала определенный шок. Нервно вели себя вкладчики. В новый год мы вошли в чуть более спокойной обстановке, но, как вчера высказался ГРЕФ, если нынешняя стоимость нефти станет  долгосрочным трендом, будет полноценный банковский кризис», – начал он и попросил прокомментировать ситуацию первого зампредседателя Центробанка РФ Алексея СИМАНОВСКОГО. 

СИМАНОВСКИЙ был достаточно оптимистичен. Он заявил, что банковская система достаточно стабильна, что она живет, работает и от края пропасти по-прежнему далека. «Мы знаем, что надо делать, мы уверены в этом. У нас есть задачи и цели: обеспечить финансовую устойчивость банковского сектора и защиту интересов кредиторов и вкладчиков. Вопрос обеспечения банков ликвидностью решаемый. Мы не закрываем глаза и не позволим банкам обмануть себя или людей на предмет их финансовой устойчивости»,  – сказал Алексей СИМАНОВСКИЙ.

Президент Национального банка Польши Марек БЕЛКА поделился с коллегами опытом, рассказав, что в Польше хорошо контролируется инфляция, спекулянтов, появляющихся на рынке, быстро уничтожают, но с океаном финансового рынка в целом бороться не пытаются, не пытаются переломить тренд. Марек БЕЛКА, кроме того, еще и попытался дать российским финансистам совет: «Вы можете либо попробовать стабилизировать курс обмена, при этом за счет потери запасов, но это не то, что надо делать. Взять те регуляторные изменения, которые вы сделали несколько недель назад. С одной стороны, этого ни один экономист не посоветовал бы. Но в тот момент, когда курс евро был 100 рублей, а доллар – 80, это был хаос. Но это тоже не самое лучшее решение, которое можно постоянно применять». Совета участники дискуссии попросили и у председателя J.P.Morgan Chase International Яакова ФРЕНКЕЛЯ, ранее возглавлявшего Национальный банк Израиля. «Все хотят роста. Но вам надо сказать себе: мы хотим стабильного долгосрочного роста, – заявил он. – Очень легко добиться краткосрочного роста точечными мерами. А потом наступает утро следующего дня, и роста нет. Кроме того, важно, чтобы политика Центробанка РФ была ясна, всем понятна и ожидаема. Если народ будет знать, что правительство поддерживает Центробанк, это уже 50% успеха. Доверие не завоевать красивыми речами, только действиями». 

Со своей точкой зрения на происходящее выступил также председатель совета директоров МДМ-Банка Олег ВЬЮГИН. Он отметил, что переход к плавающему курсу рубля в ноябре прошлого года произошел в условиях вынужденных, и не самых подходящих. «Я согласен, что гибкость экономики здесь тоже была важна, а российская экономика не такая гибкая, серьезная монополизация существует в целом ряде отраслей. Но никто из сидящих здесь не скажет, что при такой экономике нельзя управлять курсом. Можно. Главная проблема оказалась не в этом», – продолжил ВЬЮГИН. По его наблюдениям, этот момент совпал с ситуацией, когда  были введены санкции против Росси, и интерес к российским активам стал минимальным. Активы никто не покупал, что неизбежно сказалось на курсообразовании.

– Мы должны пережить этот сложный период, – считает Олег ВЬЮГИН. – Факторы, которые существовали, были не в пользу мягкого, спокойного перехода к управлению экономикой при помощи процентных ставок. ЦБ получил за это много обвинений, но в целом я бы его политику сегодня поддержал. У него не было другого пути. И я  бы не был так пессимистичен, как Герман ГРЕФ, который сказал, что будет тяжелейший кризис.

ВЬЮГИН подтвердил, что качество заемщиков однозначно будет ухудшаться, но масштабы ухудшения не ясны и не стоит проводить аналогию с 2008-2009 годами. «Движение рынка вышло за рамки здравого смысла. Причина в том, что не привыкли мы к таким резким изменениям – и курс стал плавающим, и рынки капитала закрыты. Ситуация экстраординарная. Но страхи Германа ГРЕФА немножко преувеличены.  Проблемы будут, но не тяжелейшие. Акционерам придется принимать решения о том, что делать с банками, и, как всегда, будут ответственные акционеры и акционеры безответственные. Кому-то придется расстаться с банками. Впервые за последние годы ландшафт банковской системы существенно изменится», – подытожил председатель совета директоров МДМ-Банка.

В дискуссию включилась и первый вице-президент Газпромбанка Екатерина ТРОФИМОВА, которая днем ранее выступила с целым рядом предложений – в частности, ввести мораторий на появление дополнительных требований к банкам и создать банк плохих долгов.

— В моем понимании это не кризис, – заявила ТРОФИМОВА. – Сейчас идет процес трансформации. Мне кажется, надо перестать спорить, на сколько десятков долей упадет российский ВВП, а попытаться перейти от общностей к частностям. Лозунги и призывы понятны, но только ими нельзя ограничиться. В банковском секторе будет длительная перестройка, ее пройдут не все. Это этап, который обнажает самые слабые места. Но я бы сказала, что ситуация с банками стабильна своей постоянной изменчивостью и в целом она вполне управляемая.

Сейчас самые острые вопросы с ликвидностью, по мнению ТРОФИМОВОЙ, решены, и необходимо перейти к практическим решениям фундаментальных (не финансовых) проблем, как-то: проблемы низкой производительности, эффективности и прочее.

Еще один вопрос, на котором заострила внимание участников дискуссии ТРОФИМОВА, коснулся проблемных кредитов. «Цивилизованность разрешения проблемных кредитов все еще у нас не соответствует международным стандартам. Мне кажется, обязательно введение такого института, как совет кредиторов. Сейчас предприятия банкротятся по принципу: кто первым прибежал, того и тапки. А работа должна быть максимально скоординирована. Процесс работы с проблемной задолженностью должен быть скорректирован», – предложила она. В свою очередь  Рубен АГАНБЕГЯН усомнился в том, что такая структура, как совет кредиторов, будет работоспособной. По его мнению, «рулить» в нем будут крупные банки. «Я могу себе представить совет кредиторов какой-нибудь крупной корпорации, где 50 плюс 1 процент принадлежит вам, ВТБ или Сбербанку. Таким банкам, как мы, МДМ и Альфа, могу себе представить, как будет житься в таком совете. Вы будете разруливать между собой, а нас будете информировать по электронной почте. В таком совете кредиторов участвовать я не хочу», – заявил он.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/yanvar/-02/strahi-germana-grefa-nemnozhko-preuvelicheny