РЭК неожиданно вышла из борьбы с прокуратурой и правозащитником КУЗНЕЦОВЫМ, оставив мэрию и предпринимателя ЯЛОВЕНКО в расстроенных чувствах
26 января Омский областной суд отменил приказ РЭК об установлении предельного тарифа для маршрутных такси в размере 22 рублей. Решение может быть обжаловано в течение месяца, но РЭК не станет этого делать, так как в последний момент вместо полноценного участия в прениях ее представитель Борис СТЕЛЬМАШЕК заявил, что они согласны с доводами прокуратуры. Если представители прокуратуры заранее знали о намерениях РЭК пойти на попятный, то те, кто все это время выступал на стороне ответчика – администрация Омска и главный «соавтор» тарифа предприниматель ЯЛОВЕНКО, – были ошарашены таким поворотом.
Напомним, что требование об отмене приказа РЭК, которым 1 октября 2014 года был установлен тариф в размере 22 рублей 2 копеек, изложили в своих исках председатель Омского областного комитета по правам человека Валентин КУЗНЕЦОВ и прокуратура Омской области. В прошлом репортаже из зала суда (статья «РЭК установила «единый тариф» для двух маршруток одного предпринимателя» в № 2 от 21.01.2015) «КВ» рассказывали, что регулятор установил тариф фактически для одного перевозчика – предпринимателя Андрея ЯЛОВЕНКО, который подал самую «дорогую» заявку, имея в эксплуатации всего два автомобиля. В определении тарифа участвовали еще четверо предпринимателей с более внушительным автопарком, но они запланировали расходы пониже, то есть, по логике РЭК, «непредельные».
РЭК не уполномочена
После подачи заявки в РЭК в июле 2014 года г-н ЯЛОВЕНКО ввел в эксплуатацию еще 22 автомобиля. Как объяснил в судебном заседании 23 января представитель департамента транспорта администрации Омска, в конкурсе по отбору перевозчиков для городской маршрутной сети участвовало 29 маршруток этого предпринимателя, но победителями стали всего две. После того как в ходе проверок департамента 22 чьих-то автомобиля были сняты с маршрутов, мэрия заключила соглашение с ЯЛОВЕНКО, так как он стоял первым в очереди.
Уже 29 августа 2014 года у него было 24 маршрутки, что, по мнению РЭК Омской области, не обязательно отразилось бы на их расчетах. Также там полагают, что на тариф не влияет частота рейсов одного авто, и не представляют, важно ли для пассажиропотока, сколько транспортных средств ходит по одному и тому же маршруту в сутки («Зависит от маршрута», – сказала начальник отдела регулирования транспортных и социально значимых услуг РЭК Омской области Юлия ЧЕТВЕРГОВА). Выяснять что-либо относительно часов пик комиссия также не уполномочена.
– В справке пассажиропотока ЯЛОВЕНКО написано: выезд – в 7.40. Вы допускаете, что, если бы выезд был в 8.20, был бы другой пассажиропоток? – спросил Валентин КУЗНЕЦОВ.
– Не могу ответить. РЭК этим не занимается, – получил он ответ.
На протяжении судебного процесса представители РЭК ссылались исключительно на собственные методические указания, которые они, впрочем, не могли исполнить в полном объеме, так как заявители не могли представить им данных о своих расходах и доходах за предыдущий период. Тот же ЯЛОВЕНКО не обязан был вести соответствующий учет, так как платил ЕНВД. Комиссия, устанавливая тариф, приняла во внимание лишь запланированные им расходы. В их число вошло, к примеру, содержание бухгалтера, которого у него раньше не было и в котором он при своей системе налогообложения не нуждался. Тем не менее РЭК они были учтены.
От ЕНВД до ОРН – одна маршрутка
Возможно, предприниматель не зря попросил бухгалтера. В суде была допрошена в качестве эксперта представитель УФНС по Омской области, которая объяснила, что плательщиками ЕНВД могут быть лишь те предприниматели, у которых менее 20 автомобилей. Остальные обязаны поменять режим налогообложения. Если до перехода на ЕНВД они работали по упрощенке, то могут вернуться к ней, если нет – перейти на общий режим налогообложения. Обе системы подразумевают ведение налогового учета с фиксацией доходов и расходов в специальной книге по утвержденному образцу. После 29 августа, как уже было сказано, автопарк ЯЛОВЕНКО достиг 24 машин и он уже обязан был учитывать свои доходы и расходы. Всегда ли он при своих 29 автомобилях был вмененщиком и перешел ли на другую систему налогообложения после 29 августа, не выяснялось. В настоящий момент, как и все остальные, он берет с пассажиров по 20 рублей.
Представитель УФНС рассказала, что в отношении индивидуальных предпринимателей сотрудниками налоговой инспекции могут проводиться не только камеральные, но и выездные проверки. Выездных в 2014 году было проведено всего две. Специалист не ответила, последовали ли за ними какие-либо санкции в отношении перевозчиков, объяснив, что в суд ее вызвали по другой теме. Вопрос Валентина КУЗНЕЦОВА о том, кого именно проверяли налоговики, судья Лена ЕРШОВА сняла.
26 января прокурор рассказал, что, по данным УФНС по Омской области только один из пяти предпринимателей, заявившихся на тариф, заплатил НДФЛ.
Планы, а не факты
По просьбе прокуроров в суде был допрошен еще один специалист – директор ООО «Город» Андрей ФЕДОРОВ. С 2001 года до недавнего времени он сам работал в сфере перевозки пассажиров общественным транспортом. У организации имеется один микроавтобус (маршрут № 322), который оборудован их собственной разработкой «Тюльпан», позволяющей с помощью датчика фиксировать количество вошедших и вышедших пассажиров с привязкой к дате, времени и положению на карте.
– Цель проекта «Тюльпан» – понять экономическую составляющую, доходную и расходную часть, опираясь не на косвенные данные, а используя площадку системы ГЛОНАСС. Мы видим количество перевезенных пассажиров – когда, на какой улице и сколько людей зашло и сколько вышло, – объяснил Андрей ФЕДОРОВ.
Система, по его словам, имеет все необходимые сертификаты и допускает погрешность 5%. До сих пор разработка в порядке теста применялась только на автомобиле фирмы Андрея ФЕДОРОВА, но он заявил, что легко мог бы провести аналогичное исследование на других маршрутах.
Он рассказал, что 10 сентября 2014 года«через два часа после принятия решения РЭК о тарифе», в Законодательном собрании Омской области состоялось расширенное заседание с участием представителей РЭК, областных и городских депутатов, а также УГАДН, УМВД и УФАС. «Мы это все обсуждали и пришли к выводу, что не совсем корректные данные были предоставлены в РЭК. Соответствующая информация направлена губернатору», – рассказал Андрей ФЕДОРОВ.
Он также присутствовал на заседании общественного совета при РЭК, когда там обсуждались заявки маршрутчиков. Участники совета, по его словам, отсеивали некорректные заявки. «Некоторые предприниматели показывали пассажиропоток 52 человека в сутки. Такие сведения отклонялись».
Тариф 22 рубля общественный совет также рекомендовал не принимать как основанный на некорректных сведениях.
– Тариф формируется исходя из фактических и планируемых доходов и расходов. Нельзя опираться только на планируемые. Это и было причиной рекомендаций, – рассказал предприниматель.
Он добавил, что в методике Минтранса РФ по расчету тарифа на перевозку пассажира и багажа, опубликованной в 2013 году, рекомендуется рассчитывать тариф исходя из фактической и планируемой деятельности перевозчика. Представитель РЭК Борис СТЕЛЬМАШЕК позже в своих вопросах к Андрею ФЕДОРОВУ делал упор на том, что методика, хоть бы даже и федеральная, не обязывает, а именно рекомендует.
«Хохотали все»
Итак, по данным системы «Тюльпан», микроавтобус «форд транзит» ФЕДОРОВА, который проезжает по маршруту № 322 от Стрельникова (ул. Заозерная) до МСЧ-9 более 27 км в одну сторону, в сутки перевозит от 370 до 430 пассажиров. «Если честно, маршрут маленько перенасыщен, – добавил предприниматель.– В местах планируемых 65 машин фактически работают 100».
– В материалах РЭК есть данные о пассажиропотоке от 18 июня 2014 года. За весь день ЯЛОВЕНКО перевез 148 пассажиров. Вы полагаете, эти данные объективны? – спросил его прокурор.
Ранее участники процесса выяснили, что Андрей ЯЛОВЕНКО на своем 89-м маршруте проезжал 18 км в одну сторону.
– Мы сомневаемся, что объективны. В методике расчета есть такой термин – «пассажирокилометр». Длина маршрута не влияет на доходность. Есть небольшая корректировка, но она не такая уж значительная, – ответил Андрей ФЕДОРОВ.
На претензии относительно того, что вместимость у оборудованного датчиком «форда транзита» больше, чем у «Газели», предприниматель ответил, что готов изучить и их, но не секрет, что мелкие маршрутки и сейчас могут дать им фору в часы пик. По данным ФЕДОРОВА, исторический максимум – 23 пассажира в одной «газельке».
Откуда взялся ИП ЯЛОВЕНКО со своей заявкой, руководитель «Города» не понимает. «Когда мы получали сведения, ЯЛОВЕНКО там не было, и мы 10 сентября работали на примере ИП ПОВАРЧЕНКОВА. Исходя из тех расчетов, которые он представил, мы пришли солидарно к выводу, что за один 2014 год товарищ ПОВАРЧЕНКОВ из своего кармана дотирует 8 млн рублей. Смешной вывод получился, хохотали все».
Так как ЯЛОВЕНКО, как и все перевозчики, должен был оснастить свой автомобиль системой ГЛОНАСС, ФЕДОРОВ предложил посмотреть, выходил ли он вообще на маршрут в тот день, когда РЭК проводила проверку его пассажиропотока. Ранее предприниматель пояснял, что данные, собираемые ГЛОНАСС (время работы, скорость передвижения, путь следования, километраж и так далее) в обязательном порядке должны архивироваться и храниться в течение трех лет для предоставления по запросу контролирующих организаций. «Если вы назовете любую дату, я смогу предоставить вам информацию».
В последнем судебном заседании 26 января был допрошен в качестве специалиста директор регионального центра повышения квалификации СибАДИ Сергей ОЛЬХОВСКИЙ, который, в частности, участвовал в масштабном исследовании пассажиропотока, которое проходило в омском частном и муниципальном транспорте в 2008 году. Приемлемая выборка для определения средней посещаемости маршрутки с определенным номером, по его словам, составляет как минимум 40% транспортных средств, едущих по одному маршруту, причем с учетом смежных маршрутов. Также он согласился с тем, что использование технических средств – оптимальный вариант для анализа пассажиропотока. Труд живых учетчиков – это дорого и сложно с организационной точки зрения.
«18 рублей нормально будет»
Так ответил Андрей ФЕДОРОВ на вопрос о том, каков размер экономически обоснованного тарифа для его организации. Сначала он спросил судью, имеет ли право не говорить, однако, получив добро на молчание, все же ответил. С 1 октября микроавтобус «Города» работал по тарифу 20 рублей.
– На каком уровне принималось решение, что будет установлен тариф 20 рублей? – поинтересовалась судья.
– Не могу сказать. ОСИНСКИЙ с кем-то там договорился. Точно пояснить не могу, – сказал предприниматель.
По его словам, никто не принуждал перевозчиков устанавливать тариф ниже допустимого. «Первичная задача предприятия – увеличение прибыли. Если бы это было невыгодно, никто бы не поехал за 20 рублей».
Оплата труда водителей на этом рынке происходит следующим образом: «Водитель сдал план (где-то две тысячи рублей в сутки, где-то – две с половиной), залил топливо, отремонтировал машинку и себе зарплату оставил на карман». В месяц наемный работник, таким образом, получает не менее 30 тысяч рублей.
При пассажиропотоке, полученном Андреем ФЕДОРОВЫМ (от 370 до 430 пассажиров в день), средняя суточная выручка одного автомобиля составляет порядка 8 тысяч рублей.
Валентин КУЗНЕЦОВ: Вы работаете на 322-м маршруте, имеете договор. Работают ли на том же маршруте транспортные средства без договора?
Андрей ФЕДОРОВ: Не только на 322-м маршруте. Так называемых левых транспортных средств не одно и не два, а тысяча.
В.К.: Существует ли какой-либо контроль за этими предпринимателями? Каждый, у кого есть лицензия, может выйти на любой маршрут или есть какие-то ограничения?
А.Ф.: Мы полагаем, что в силу 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организатором транспортного обслуживания населения является департамент транспорта администрации Омска. Есть победители конкурса, чьи автомобильные госзнаки известны. Если левые начинают работать, то у нас есть антимонопольное законодательство, да и не только антимонопольное. Правовых механизмов организации рынка очень много, но мы ни разу не видели, чтобы официальный организатор перевозок с каким-либо официальным документом обратился в органы полиции, прокуратуру или УФАС. Пока такого не было.
ФЕДОРОВ нашел работу получше
С 31 декабря 2014 года единственный «форд транзит» ООО «Город» по решению его руководителя стоит в парке. Представитель департамента транспорта администрации Омска, узнав об этом, попыталась уличить Андрея ФЕДОРОВА в скрытых мотивах, правда, каких именно, не объяснила.
– Правильно ли я понимаю, что вы как предприниматель посчитали экономически обоснованным вложить немало денежных средств в этот проект, чтобы единственное транспортное средство ездило с системой по территории города, а потом поставить автомобиль в парк?
Как объяснил сам предприниматель, «дорогостоящий» – это 1,5 тысячи рублей за датчик и 250 рублей в месяц за обслуживание системы. «Программу писали мы сами, так что она может слегка отличаться от вашей», – сказал ФЕДОРОВ, так как ранее представитель мэрии рассказал о том, что ими также используются датчики пассажиропотока на муниципальных автобусах. Они, судя по всему, стоят дороже «Тюльпана».
«Так мы видим доход, по крайней мере, на одной транспортной единице», – сказал Андрей ФЕДОРОВ, объяснив также, что причиной приостановки деятельности его организации стало грубое нарушение водителем приказа Минтранса. По его словам, имели место несанкционированный выезд на дорогу, передача автомобиля третьему лицу и т. п. «Мы поехали и, используя ту же систему, нашли машину, а водителя сняли. Оказывается, у него, помимо всего прочего, путевая документация была наштампована на следующие дни вперед включая 1 и 2 января. Водителя отстранили, а машину поставили в парк. На сегодня вопрос находится в полиции», – рассказал предприниматель. Пока проблема не получит официального разрешения, он не планирует запускать машину.
Более того, он уже заявил о том, что оставляет ООО «Город» и переходит на другую работу. 22 января на сайте «КВ» появилась заметка о том, что он стал советником министра экономики Омской области, а эта должность не позволяет параллельно заниматься бизнесом.
Были неправы
26 января в прениях ответчик неожиданно изменил свою позицию. Представитель РЭК заявил, что они проанализировали доводы прокуратуры и признали ее требования. Более того, уже разрабатывается проект приказа, отменяющего решение о 22-рублевом предельном тарифе. По словам Бориса СТЕЛЬМАШЕКА, после прохождения антикоррупционной экспертизы он будет опубликован в «Омском вестнике» и с этого момента вступит в силу. Назвать предполагаемую дату этого события он не смог, но заверил, что это произойдет в ближайшее время.
– Будет осуществляться работа, направленная на то, чтобы при установлении тарифа были учтены не только планируемые, но и фактически понесенные затраты, – сказал Борис СТЕЛЬМАШЕК. –Будут, видимо, внесены изменения в методические указания РЭК Омской области. Здесь есть пробел, но ранее они ни у кого претензий не вызывали.
На вопрос судьи к прокурорам, знали ли они о намерениях РЭК они ответили утвердительно. Нельзя было не заметить, что судью эта ситуация вывела из равновесия. Представителю РЭК она сказала, что с такими заявлениями нужно выступать не в прениях, а в начале судебного процесса.
Представитель администрации Омска не скрывала, что их ответчик тоже огорошил, но все же напоследок попыталась защитить те данные пассажиропотока, которые департамент транспорта предоставлял в РЭК, и которые истцы считают недостоверными. Представитель предпринимателя ЯЛОВЕНКО тоже не стал отказывать себе в запланированном эмоциональном выступлении, но, будучи на процессе всего лишь третьим лицом, смирился со своей участью.
Решение судьи Лены ЕРШОВОЙ об отмене октябрьского приказа РЭК вступит в законную силу через месяц.