Вадим ЧЕЧЕНКО: «Госдолг Омской области накапливался на протяжении десятилетия, и чтобы его минимизировать, понадобится тоже лет 10»

Дата публикации: 06 апреля 2016

25 марта 2016 года Омская область получила 12 млрд бюджетных кредитов по ставке 0,1% годовых и рефинансировала этими средствами коммерческие кредиты, получив экономию на обслуживании госдолга в 2016 году в сумме более миллиарда рублей. 30 марта министр финансов Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО дал пресс-конференцию, на которой рассказал о том, как эти меры повлияли на долговую нагрузку региона и что областное правительство намерено предпринимать дальше.

Об экономике региона в 2015 году

С 2010 года политика бюджетного федерализма в России стала реализовываться с позиций нормирования большей части расходов в регионах. Для регионов, имеющих высокий уровень бюджетной обеспеченности, это проблем не составило. Но большинство регионов не имело возможности по тем нормативам без дефицита бюджета финансировать расходы, и поэтому наша область, как и многие другие регионы, начала наращивать дефицит и, соответственно, увеличивать госдолг.

К 2015 году у нас сформировался значительный уровень долговой нагрузки – в районе 71,7% от собственных доходов региона, возникла необходимость реагирования и сдерживания нагрузки. Но сложилось так, что именно 2015 год стал пока самым тяжелым для российской экономики. Омская область от плановых назначений потеряла 8 млрд рублей, это очень много. Конечно, мы могли при этом продолжать финансировать расходные обязательства в полном объеме, но при этом мы бы получили безрадостную картину: прежде всего лишились бы федеральной поддержки, а к 2017 году расходы на обслуживание госдолга выросли бы до 7 млрд рублей, и нам все равно пришлось бы резать социалку, чтобы оплатить кредиты. Нам удалось в прошлом году выдержать позитивный сценарий, над этим работало все правительство, вся команда, большую работу провели депутаты всех фракций. Основная задача, которую мы ставили, — стабилизировать рост долговой нагрузки и сократить расходы на обслуживание госдолга.

О том, как использованы бюджетные кредиты

12 млрд рублей бюджетного кредита — это максимальный объем, который когда-то выделялся ргеиону. До того как мы получили эти 12 млрд, по состоянию на 25 марта, структура кредитного портфеля Омской области выглядела следующим образом: коммерческие заимствования составляли более 80% (банковские кредиты — 66,8%, ценные бумаги – 14,1%, бюджетные кредиты – 19,1%. — Прим. «КВ»). После того как мы погасили кредиты в коммерческих банках, по состоянию на 28 марта, доля коммерческих  заимствований у нас существенно сократилась и составила чуть более 52%.

При этом Минфин РФ считает, что если в кредитном портфеле региона коммерческих заимствований меньше 50%, то регион находится в безопасной зоне. У нас 52%, и мы находимся в двух шагах от той самой безопасной зоны, и войдем в нее, надеюсь, в ближайшие год-два. Конечно, мы будем работать над тем, чтобы привлечь еще бюджетные кредиты, но такой серьезный объем нам уже не предоставят, разумеется.

Бюджетный кредит получен по ставке 0,1% годовых. И для нас было принципиально получить кредит именно в пятницу, а не в понедельник, потому что выходные давали нам экономию порядка 10 млн рублей. За каждую копейку боремся на самом деле.  Руководитель департамента улетел в Москву специально и там помогал бумажки перетаскивать из кабинета в кабинет.

Основное условие предоставления бюджетных кредитов в том, что направить их можно только на рефинансирование коммерческих кредитов, и мы не могли их направить на дополнительные расходные обязательства. Естественно, кредитные линии для погашения мы отбирали с максимальной процентной ставкой. В результате мы погасили Сбербанку 6 млрд кредитов, Совкомбанку — 4 млрд и банку ВТБ около 2 млрд рублей. Ставки по этим кредитам составляли от 12,5 до 13,8%. В результате единомоментно у нас средневзвешенная ставка по кредитам сократилась в 1,5 раза – с 8,74 до 5,22%.

О дальнейших действиях облправительства

Далее мы будем продолжать работу над стабилизацией ситуации. С одной стороны, это сдерживание расходов, с другой стороны, серьезная работа над увеличением доходов, причем работа комплексная, а не одного какого-то министерства. Проблему госдолга Омской области решить можно, но для этого нужно много и кропотливо трудиться. Госдолг накапливался на протяжении десятилетия, возможно, чтобы его минимизировать, понадобится тоже лет 10.

Сейчас министерство имущественных отношений занимается серьезной работой по капитализации существующего имущества. На торги выставляется ряд объектов, потому как не все имущество нам необходимо для реализации наших полномочий. Какие-то объекты стали не нужны из-за оптимизации органов власти, какие-то по другим причинам высвободились.  Конечно, к  этому вопросу нужно подходить осторожно, и мы понимаем, что сейчас не самый благоприятный период для реализации объектов, потому как рынок просел, цены снизились, а продешевить не хотелось бы.

Кроме того, у нас есть комиссия по доходам, которая ставит задачи по увеличению доходов в конкретных отраслях. По прошлому году то же селськое хозяйство дало нам наибольший рост – около 30%.

Можно пожертвовать проведением тех или иных мероприятий, удешевить их. Конечно, хочется провести то или иное мероприятие замечательно, потратиться на приглашение дорогих артистов, потратиться на содержание команд в спорте высоких достижений, но бюджет не позволяет нам сейчас это делать. К сожалению, под сокращение попадают и капитальные расходы. Конечно, они присутствуют в бюджете, но минимизированы и растянуты во времени. Там, где это возможно, мы стараемся затраты на строительств и реконструкцию перенести на 2017-2018 годы. Минимизируем расходы на содержание учреждений, начиная с таких мелочей, как расходы на бумагу, например.

О межбюджетных отношениях

Кредит нам дается на три года. То, что Федерация может простить кредит,  это миф, и он не омского происхождения, он витает во всей России. Минфин РФ категорически против того, чтобы эти кредиты прощать, и логика совершенно понятна: сейчас у регионов есть соблазн нахватать бюджетных кредитов, хотя это и не так просто, а потом ждать, когда они будут прощены. Но такое отношение привело бы к катастрофе в реализации бюджетной политики. Те, кто работал над тем, чтобы финансовую политику выстроить качественно, пострадает в этой ситуации в пользу тех, кто занимался разгильдяйством. Это разрушит саму систему межбюджетных отношений.

Хотя, впрочем, государство может пойти навстречу регионам, но не простить кредиты, а изменить возможности регионов для наращивания собственных доходов. Начиная с 2008 года ни одного плюса регионам по налоговым и неналоговым доходам Федерация не предоставила, но при этом постоянно передавались какие-то полномочия, которые не подкреплялись дополнительными доходными источниками. Хотелось бы, чтоб отношение федерального центра к регионам поменялось.

О прогнозах по доходам на 2016 год

2016 год, безусловно, так же, как и 2015, будет тяжелым с точки зрения поступления доходов. Динамика по налоговым и неналоговым доходам запланирована на уровне 6,7%, и сегодня есть предпосылки к тому, что данный тренд может быть не выполнен, налоговая служба нам указывает на то, что такие риски присутствуют. Тем не менее мы считаем, что предпосылки улучшения финансовой ситуации в стране есть. По итогам первых двух месяцев прогнозы строить бессмысленно, март – это знаковый месяц, после которого мы сможем говорить, в какую сторону движемся – либо серьезно недобираем, либо у нас все в порядке. Так что пока я от оценок воздержусь.

О заработной плате бюджетников

Такой ситуации, как в Забайкальском крае, у нас не возникнет. Там сложная ситуация с доходами и доля социальных расходов максимальная по всей России. Второй момент – не все рекомендации Минфина в своей бюджетной политике Забайкальский край учел. У нас бюджет тоже напряженнный, и нам расходы тоже приходится оптимизировать, но угроза невыплаты зарплаты перед нами сегодня не стоит. Заработная плата – основное из социальных обязательств региона. Мы можем отказаться и отказываемся от каких-то других направлений, но зарплаты и социалньые выплаты будут финансироваться однозначно.

Снижения зарплаты работников сферы культуры, о котором сообщил на коллегии министр Виктор ЛАПУХИН, не должно быть, потому как есть репперные точки, которые установлены указами Президента РФ. Да, по всем без исключения отраслям доведенные объемы бюджетных средств сокращаются, поэтому каждый орган исполнительной власти, начиная с прошлого года и продолжая в этом году, проводит определенную работу над тем, чтобы оптимизировать расходы.

Так и в министерстве культуры помимо заработной платы есть и другие расходные обязательства. Поэтому если угроза сокращения зарплаты в министерстве присутствует, эту проблему необходимо будет решать совместно, и министру, и правительству Омской области за счет перераспределения тех или иных расходов. Министр, вероятно, обозначил существующую перед ним проблему, и правильно сделал. Уверяю, будут предприняты усилия и со сторны самого министерства, и в целом со стороны правительства. Важно, чтобы было взаимпонимание и главные распорядители бюджетных редств смогли ужаться в своих расходах до необходимого объема. Конечно, это непросто сделать, ведь мнение о том, что у нас много неэффективных расходов, – это миф. Так что проблема будет решаться и по году будет решена.

О том, что дефолт региону не угрожает

Дефолт – это когда регион не может платить по долгам. И я бы вообще не хотел ассоциаций между госдолгом Омской области и дефолтом. Этот термин совершенно не имеет отношения к ситуации, которая у нас складывается. Омская область всегда платила по долгам, всегда рассчитывалась по кредитам. Рейтинг, который дает международное оценочное агентство, у Омской области, как и у всей России, понизился, но отношение замещиков к Омской области остается положительным. Банки при наличии финансовых средств готовы кредитовать наш регион. Когда мы выходим на аукционы, всегда есть желающие в них участвовать. Конечно, их меньше, чем три года назад, потому что фондовый рынок сжался в целом и свободных финансовых ресурсов стало значительно меньше.

О неосвоенных федеральных средствах

У нас действительно по прошлому году не освоено порядка 2,5 млрд федеральных средств. Но из этой суммы 1,8 млрд — это средства на строительство гидроузла. Два года гидроузел не строился, а федеральные средства выделялись. Ситуация уникальная, мы по ней ведем диалог с Москвой, губернатор уже письмо написал и просит пересмотреть подходы. Разумным решением стала бы достройка этого объекта, поскольку уже значительные средства вложены.

Об облигациях

В облигациях у нас порядка 6 млрд рублей, размещались они поэтапно в 2014-2015 годах. При размещении облигаций преимущество в том, что ставка там ниже, чем по банковским кредитам. Но вместе с тем нужно угадать момент, чтобы обеспечить эффективность и доходность. Кредиты в свою очередь выгоднее тем, что мы отторговали сегодня, а деньги можем выбирать постепенно, по мере необходимости, тогда как облигации мы размещаем и сразу получаем деньги, а они, может, нам нужны не сегодня, а через какое-то время.

В любом случае мы в этом году заложили 5 млрд рублей по планируемому размещению облигаций, будут они размещаться в конце года, когда нужно будет финансировать дефицит бюджета. Кто является держателем облигаций Омской области сейчас, я не могу сказать, потому как они вращаются свободно на рынке, любой желающий их может купить. Ликвидность у них достаточная, не хуже, чем у других регионов. Еще раз повторю: кредитный рейтинг Омской области достаточно стабильный.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/aprel/-13/vadim-chechenko-