Алексей МЕДВЕДЕВ: «Работа над концептом заняла около двух месяцев, было затрачено много бессонных ночей и выпито много кружек кофе»

Дата публикации: 10 августа 2016

Русская инженерная мысль всегда высоко котировалась в мире. И победа россиянина на престижном конкурсе Airbus Cargo Drone Challenge по разработке многоцелевого дрона нового поколения, который организован аэрокосмическим концерном Airbus Group и автомобильной компанией Local Motors, стала очередным подтверждением этому. Особенно взволновало это событие омичей, ведь именно наш земляк Алексей МЕДВЕДЕВ разработал проект, занявший первое место, — дрон Zelator. Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО связалась с Алексеем и получила ответы на самые главные вопросы.

— Алексей, расскажите о вашем беспилотнике. Какое было техзадание конкурса Airbus Cargo Drone Challenge и что в итоге получилось?

— Из основных параметров технического задания были даны следующие: возможность вертикального взлета и посадки, скорость от 80 до 194 километров в час, масса аппарата менее 25 килограмм, полезная нагрузка — 3–5 килограмм, грузовой отсек — не менее 45 x 35 x 20 см. При этом максимальный размах крыла должен был быть 5 метров, а максимальная длина воздушного судна — 4 метра. Тяга двигателей (числом от четырех до десяти) должна быть полностью электрической. Наличие минимум одного мотора для горизонтальной тяги. Конструкция аппарата должна быть как можно более простой, обеспечивающей легкость эксплуатации и обслуживания, возможность транспортировки в разобранном виде.

Мой дрон удовлетворяет всем требованиям технического задания. Я не стремился придумать велосипед и не применял какие-то инновационные идеи или технологии. Zelator представляет собой высокоплан с размахом крыла 4,3 м и длиной фюзеляжа 2,0 м, оснащенный пятью электромоторами. Четыре из них приводят в действие винты для вертикального взлета, равноудаленные от центра тяжести, тогда как пятый — толкающий винт для горизонтального полета.

С нижней части к аппарату пристегивается отсек для груза (69 х 45 х 25 см.) Каркас воздушного судна планируется выполнить из углеродного волокна, панели фюзеляжа — из пластика для 3D-печати. Беспилотник будет оснащен видеокамерой, транспондером автоматического зависимого наблюдения (ADS-B) и парашютом на случай аварийной ситуации.

— Какое назначение у вашего дрона?

— Неотложная медицинская помощь (доставка медикаментов). А также работа в сфере чрезвычайных ситуаций, транспортировка грузов военного назначения. Беспилотник позволяет поднимать грузы до 3 килограммов весом и транспортировать их на расстояние более 100 километров.

— Есть ли уже заинтересованные компании, которые хотят купить ваш аппарат?

— Потенциальных заказчиков только предстоит найти, но думаю, что в этом проблем не будет.

— Как долго вы работали над дроном и сколько ушло на это финансов?

— Работа над концептом заняла около двух месяцев, было затрачено много бессонных ночей и выпито много кружек кофе. На этапе создания концепта финансирование не потребовалось. А вот в какую сумму выльется строительство прототипа Zelator для Airbus, я не знаю.

— Из каких материалов будет создан беспилотник?

— Материалы и оборудование — импортные. Многое просто не производится в России. Каркас аппарата планируется выполнить из углеродного волокна, панели фюзеляжа — из пластика для 3D-печати.

— Довольны ли вы сами своим детищем?

— Конечно. Я потратил много времени на поиск формы, которая в итоге получилась, и на техническое решение аппарата. В конце работы я был вполне доволен результатом.

— А что означает название дрона — Zelator.

— «Ревностный». Мне понравилось само слово, да и смысл его как бы оживляет.

— Расскажите о конкурсе Airbus Cargo Drone Challenge. Как вы о нем узнали?

— Мне интересны инновации, я слежу за новыми решениями и концептами транспортных средств. В частности, за компанией Local Motors. У них много хороших идей. Они первыми в мире напечатали автомобиль на 3D-принтере. Конкурс проводился на сайте Local Motors, поэтому я сразу о нем узнал.

— Как проходила подготовка?

— С первых дней начал работать над идеей. Первая задумка, к сожалению, ушла в корзину. Дело в том, что изначально я создавал слишком бионическую форму. Она была очень футуристична. Потратил на нее пару недель, но вовремя остановился и стал делать модель, более приближенную к реальности.

— Надеялись ли на победу?

— Абсолютно не думал хоть о каком-то призовом месте. Просто делал то, что мне нравится.

— Это был ваш первый опыт участия в этом конкурсе?

— Local Motors часто проводит похожие конкурсы. Последний был самым масштабным по количеству участников и призовому фонду. Но я в них ранее не принимал участия, не было времени.

— Какой приз вы получили на конкурсе как победитель?

— Общий призовой фонд мероприятия – 100 000 долларов. Первое место – 50 000 долларов плюс летная куртка с логотипом конкурса и именем победителя. Помимо денежного приза занявшим три первых места оплачивалась поездка в Фарнборо (Великобритания) на крупнейшее авиашоу. Там же проходила номинация победителей от Airbus и Local Motors. К большому сожалению, посольство UK затянуло с выдачей визы для меня. Я не попал на авиашоу и церемонию награждения, которая прошла 13 июля, о чем сильно сожалею. Ребята (другие победители конкурса) мне уже успели скинуть фотографии своего двухдневного пребывания там. Это было круто. У них была отдельная программа.

— Почему, на ваш взгляд, не удалось получить визу для участия в церемонии награждения, что помешало?

— А кто их знает. Я предоставил все документы в сроки. Девушка в визовом центре Москвы любезно сказала, чтобы я не волновался: они проинформируют меня по СМС и электронной почте на момент готовности документов в установленные сроки. И вот подходит крайний день рассмотрения моего обращения – тишина. Следующий день – тишина. Пришлось самому звонить и выяснять причину задержки. На звонок мне ничего внятного не ответили и порекомендовали ждать еще до 10 дней! А у меня билеты в Лондон были на завтра. Такая история.

— Вы победили не в одной категории…

— Да, я оказался в числе финалистов в двух категориях. Помимо номинации «Главный приз», в которой я занял первое место (оценивалось жюри, составленным из специалистов Airbus), я также занял третье место в категории Cargo (коллегия составлена из экспертов отрасли).

— Алексей, какие у вас впечатления от победы?

— Сильно ничего не изменилось. Повторюсь, что очень жалею, что не попал в Фарнборо. Это омрачило общий результат от победы.

— Как случилось, что вы увлеклись созданием беспилотников?

— Я с детства увлекаюсь разным транспортом, не только воздушным. Когда учился в школе, ходил в кружок юных моделистов. Сейчас занимаюсь индустриальным дизайном и архитектурой. Мой беспилотник – это, безусловно, результат моего опыта в этой сфере.

— Есть ли планы на будущие разработки?

— В планах — не останавливаться на достигнутом и продолжать работать и развиваться в сфере беспилотной авиации. Сейчас прорабатываю идею следующего аппарата, прототип которого планирую построить собственными силами. Ищу заинтересованных людей. Надеюсь привлечь профильных специалистов для решения конкретных технических задач.

— Как вы проводите свободное время?

— Увлекаюсь спортом – сноуборд, велосипед. Люблю путешествовать. Много фотографирую.

Справка

Алексей МЕДВЕДЕВ родился 27 ноября 1984 года в городе Аксай Ростовской области. Детство провел на Чукотке, где в 2002 году окончил среднюю школу № 3 города Анадыря. Получать высшее образование приехал в Омск. В 2007 году получил диплом инженера-архитектора в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). С 2007-го по 2010 годы работал в архитектурно-проектных организациях Омска. В 2010-2015 – вернулся на Чукотку, где работал в правительстве Чукотского автономного округа. Сфера деятельности — промышленная политика и строительство. В 2016 году в связи с рождением дочки вернулся в Омск, занимается фрилансом.

Женат. Воспитывает дочь.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/avgust/-30/85339