22 июня арбитражный суд отказал Управлению Росприроднадзора по Омской области в иске к ООО «ЖКХ «Сервис» о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без необходимой лицензии (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ), а именно – за размещение отходов компанией на полигоне в селе Надеждине Омского района.
Со ссылкой на судебную практику Арбитражный суд Омской области признал лицензию ЖКХ «Сервис» все еще действующей. Заместитель руководителя омского Управления Росприроднадзора Сергей ЕРЕМИН прокомментировал обозревателю «КВ» Ирине БОРОДЯНСКОЙ решение суда, а также объяснил, что происходит с другими полигонами в Омске.
– Сергей Борисович, вы будете оспаривать решение арбитражного суда в пользу ЖКХ «Сервис»?
– Мы планируем оспорить данное решение суда в рамках действующего законодательства. Ответчик ссылается на имеющуюся судебную практику, но есть и иные прецеденты. Трактовка законодательства у судов сегодня двоякая: одни определяют срок действия ранее выданной лицензии оконченным, другие выносят решение о том, что у лицензии срок действия бессрочен. К нам поступил ряд жалоб и заявлений, в том числе через Аппарат Президента, о незаконности осуществления деятельности по размещению отходов на ООО «ЖКХ «Сервис». В августе 2016 года заканчивается срок исполнения компанией ранее выданных Управлением Росприроднадзора по Омской области предписаний, в связи с этим будет проводиться соответствующая проверка.
– Каких предписаний?
– Одно из основных – они должны были произвести очистку земель (почв) на территории полигона, на которых размещены отходы. Законом запрещается размещать отходы непосредственно на почве, а такие факты имели место. На момент проверки, по которой выдавались предписания, не было ни карьеров, ни котлованов, специально оборудованных для приема отходов и имеющих гидроизоляционное покрытие. По проекту на полигоне предусмотрена отрывка копани и ее изоляция от ближайших горизонтов залегания грунтовых вод, чтобы свалочный фильтрат не загрязнял эти воды. Первоначально устроенные котлованы уже давно заполнены.
– Ранее ЖКХ «Сервис» уже штрафовали и за это?
– Были применены штрафные санкции, выставлен ущерб, нанесенный почвам, он оказался довольно значительным – более 300 тысяч рублей. Мы будем проверять, устранили ли они эти выявленные нарушения. Но исполнение предписаний уже ставится под сомнение в части возможности подготовки устроенных мест размещения отходов в соответствии с проектной документацией.
По действующему законодательству Надеждинский полигон является объектом незавершенного строительства и должен был быть по решению суда введен в эксплуатацию до 1 апреля 2016 г. ООО «ЖКХ «Сервис» это требование не выполнило. С 1 января текущего года закончился срок действия государственной экологической экспертизы, а проект без нее не может осваиваться. В ходе проверки исполнения предписаний мы будем смотреть на объекты, которые там строились, на соблюдение требований по охране почв и принимать соответствующие решения.
Еще одно предписание обязует ЖКХ «Сервис» очистить карьер. Дело в том, что во время проведенной нами проверки было установлено, что они подготовили карьер, достаточно большой по площади и объему, и без гидроизоляции начали размещать в нем отходы.
– Сейчас в городе, насколько я понимаю, несколько площадок для накопления отходов. Чем размещение отличается от накопления?
– Накопление – это временное складирование отходов (до 11 месяцев) с целью их последующей утилизации, переработки или захоронения. Размещение – это хранение или захоронение отходов. А на Надеждинском полигоне происходит размещение способом захоронения. Это смешение, уплотнение, послойная пересыпка и так далее. Такой способ не подразумевает возможности дальнейшего использования мусора в целях переработки, сортировки. Предписание об очистке необорудованного карьера им будет очень сложно выполнить, поскольку дополнительных площадей для этого, по всей видимости, нет.
– Что последует за вашей грядущей проверкой в том случае, если предписания окажутся не исполнены?
– Будем принимать административные меры и действовать в соответствии с законом. В частности, выходить в суд с исковыми требованиями о незаконности эксплуатации объекта незавершенного строительства.
– И как же быть? Ведь альтернативных полигону в Надеждине объектов для нужд Омска сейчас нет.
– Мы понимаем, что ни Ленинский полигон, ни Кировский не смогут заменить Надеждинский, так как эксплуатируются сейчас в режиме временного накопления отходов, которые в перспективе должны подлежать переработке, утилизации или размещению на объекте, построенном в соответствии с действующими нормами. На Ленинской свалке мы недавно провели проверку и вынуждены были возбуждать административное дело в связи с тем, что одна площадка накопления уже переполнена, а часть отходов размещается непосредственно на почве. Можно предположить, что сейчас появится десяток площадок для накопления, однако вопрос, куда будут вывозиться отходы с этих площадок, так и не решен. Все эти материалы будем направлять в прокуратуру Ленинского округа. На сегодняшний день альтернативных чего для размещения отходов на территории Омского района и Омска нет. В то же время мы не можем закрывать глаза на то, что сегодня предприниматель ни копейки не вкладывает в проектирование, в получение положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта строительства (реконструкции) и завершение строительства полигона. Такое же положение дел в Таре. Разница в том, что Надеждинский полигон строился за счет средств предприятия, а в Таре – за счет бюджетных средств. Тарский полигон построен на 65-70% и сейчас является объектом незавершенного строительства. Но в нарушение всех действующих норм было принято управленческое решение запустить на объект незавершенного строительства эксплуатирующую организацию, которая якобы должна была в ходе эксплуатации полигона завершить его, но ничего не сделала. Разница между Тарским и Надеждинским полигонами лишь в том, что у ЖКХ «Сервис» есть лицензия, а у компании «Регион 55» из Тары ее нет, а также в том, что полигон в Надеждине поставлен на учет в ГРОРО, а в Таре не поставлен.
– Что такое ГРОРО?
– Государственный реестр объектов размещения отходов. Закон запрещает эксплуатировать объекты размещения отходов, не поставленные на учет в ГРОРО. ЖКХ «Сервис» предоставили для постановки на учет недостоверную информацию. Два года назад нами это было выявлено. Мы привлекли их к ответственности по статье 8.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ и в соответствии с процедурой направили ходатайство в Федеральную службу Росприроднадзора для исключения Надеждинского полигона из ГРОРО.
– Про Ленинский полигон вы упомянули. А что сейчас с Кировским полигоном?
– Кировская свалка не является объектом надзора Управления Росприроднадзора по Омской области, но мы периодически участвуем в прокурорских проверках на земельном участке, занятым этой свалкой. Есть информация, что с определенной периодичностью оттуда мусор вывозится. Мы провели там проверку около полугода назад, собрали анализы почвы и загрязнений не нашли. На Ленинской свалке проверка проводилась в то же время, и там, хоть и незначительные, но превышения были.
– Сколько сейчас в Омской области несанкционированных свалок?
– Почти 900. Самая большая проблема в том, что по закону свалки, расположенные на земельных участках, должны рекультивироваться, а проект рекультивации проходить соответствующую экспертизу. И то и другое требует значительных денег – а их у органов местного самоуправления нет. Согласно решениям судов по искам Росприроднадзора, Россельхознадзора, Росреестра и министерства природных ресурсов ликвидации подлежат более 300 свалок. Фактически объекты еще не ликвидируются. В проекте рекультивации должно быть прописано, будет ли объект захоронен или вывезен. А вывозить куда? Для приема дополнительных объемов мощностей у нас просто нет. У нас и так за последние два-три года количество жалоб и заявлений о загрязнении водоохранной зоны, лесов, земель общего пользования увеличилось многократно.