Виктор НАЗАРОВ: «Губернатор, который ставит подпись на документах по выделению земли без конкурса, вешает себе на спину мину замедленного действия»

Дата публикации: 31 августа 2016

25 августа на «кухонных посиделках» в газете «Коммерческие вести» в очередной раз побывал губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ.

Учитывая напряженную политическую ситуацию накануне выборов, политику решено было оставить за скобками, а поговорить только об экономике региона и все же выяснить, в какую сторону мы все вместе движемся – вверх или вниз. Большую часть этого разговора «КВ» предлагают вниманию читателей.

– Виктор Иванович, первый вопрос о стратегии Омской области. Почему-то не проходят стратегические сессии, как раньше. Складывается впечатление, что этот документ уже не действует. А если действует, то почему в него не вносятся никакие изменения?

– Стратегия у нас была принята, как мы все помним, до 2025 года. И чтобы она работала, определяла приоритеты, принят формат стратегических сессий. Как показал опыт, стратегические сессии не давали ожидаемого результата. Мы думали, что там будет активное обсуждение, будут поступать предложения со стороны предпринимательского сообщества… В итоге мы изменили формат работы.

Сегодня стратегия лежит в основе 18 действующих государственных программ Омской области, ее основные направления отражены в конкретных мероприятиях. В этом году итоги реализации стратегии обсуждаются на заседаниях Общественной палаты Омской области. Ход создания и развития кластеров рассматривается на заседаниях инвестсовета. Безусловно, стратегия должна корректироваться и актуализироваться с учетом текущих изменений в экономике. Этим будет заниматься проектный офис в министерстве экономики.

Основные приоритеты, которые были прописаны в стратегии, – это кластерный тип развития региона – он остается актуальным, и все госпрограммы разрабатывались с учетом кластерного развития. В рамках стратегии мы принимаем и законодательные акты, которые способствуют развитию инвестиционного климата. Стратегия действительно не должна быть закостенелой, она должна меняться в силу экономической ситуации, которая есть в регионе и стране. Создаваемый нами проектный офис станет модератором этого процесса с учетом мнения предпринимательского сообщества, общественных объединений и тех госпрограмм, которые уже есть.

– В стратегии были конкретные показатели, к которым мы все стремимся. Они актуальны на сегодняшний день?

– Мы оставляем эти показатели как приоритет и основу стратегии развития региона. Но и оставляем за собой право эти показатели изменять, еще раз говорю, в силу очевидных экономических причин.

– Разрабатывалось несколько сценариев – от самого позитивного до негативного. Сегодня реализуется негативный?

– Ну нет, мы не ориентируемся на негативный сценарий. Негативный – это стагнация, к этому идти нельзя. Пока мы идем по умеренно позитивному сценарию. Нам нужно было выстоять этот год в связи с перестройкой макроэкономики. Мы выстояли. Теперь выстраиваем дальнейшие планы с учетом бюджета следующего года.

– Когда заработает проектный офис?

– Он уже создан, с сентября мы его запускам. Руководить его работой будет министр экономики Оксана ФАДИНА.

– Как выглядит экономика региона в первом полугодии в сравнении с прошлым годом? Индекс промышленного производства снизился?

– Индекс промышленного производства по итогам первого полугодия снизился на 10%. Повлияли два ключевых фактора. Во-первых, нефтезавод в прошлом году достиг предельных мощностей по нагрузке. И это хорошо. Но цифры расти перестали. Во-вторых, многие предприятия оборонного комплекса в этом году подписали контракты на госзаказы поздно – в июне-июле, а некоторые даже в августе. Раньше это происходило в начале года. Но недавно изменилось федеральное законодательство и нужно было разобраться со всеми важными формальностями. Мы рассчитываем, что второе полугодие выровняет промышленное производство. В целом по итогам этого года мы должны выйти на прошлогодний уровень.

– В прошлом году налоговые платежи в региональный бюджет от «Газпром нефти» и Сбербанка упали. А что происходит с налогами в этом году?

– По Сбербанку идет рост налоговых поступлений. По данным на 1 августа, в этом году по налогу на прибыль рост составил порядка 1 млрд рублей. У «Газпром нефти» сегодня остаются показатели прошлого года.

– Договаривались с «Газпром нефтью» об увеличении платежей?

– Я буквально только что прилетел из Санкт-Петербурга, встречался с ДЮКОВЫМ Александром Валерьевичем, мы с ним обсуждали в том числе и вопросы налоговых поступлений. Главная задача, чтобы поступления хотя бы не снизились к уровню прошлого года. Это была встреча на уровне руководителей, сейчас вопросы будут прорабатывать специалисты. На следующей неделе по телефону будем подводить итоги наших переговоров.

– А как вы относитесь к инициативе депутатов по отмене процессинга на Омском НПЗ? Не обсуждали эту тему с ДЮКОВЫМ?

– Этот вопрос затрагивали тоже. Но здесь проблема не просто в процессинге, а в консолидированной группе налогоплательщиков. Чтобы вернуться к иному виду налоговых платежей, в том числе по субъектам или по предприятиям, необходимо изменить федеральное законодательство. Кстати говоря, сегодня мы у «Газпром нефти» на третьем месте по размеру налоговых платежей после Ямало-Ненецкого АО и Ханты-Мансийского АО. А предприятия у компании расположены в 50 регионах.

Мы сколько угодно можем говорить, что депутаты хотят добиться отмены процессинга, но не от них это зависит, а от решения на федеральном уровне.

– После ухода компании «Газпромнефть-транспорт» из Омска в Екатеринбург мы сколько потеряем?

– Эта компания еще в прошлом году перерегистрировалась, но по факту бюджет недополучил всего порядка 20 млн рублей налога.

– Судя по рейтингу Агентства стратегических инициатив, инвестиционная привлекательность Омской области весьма далека от желаемой. По итогам 2015 года мы были на 64 месте. А как сейчас? Помнится, в прошлом году проходили совещания, в правительстве региона было много разговоров, что мы решим все проблемы и в рейтинге поднимемся. Удалось изменить ситуацию в лучшую сторону?

– На Петербургском международном экономическом форуме в июне Агентство стратегических инициатив озвучило итоги лишь частично. Известна пока только первая двадцатка регионов в рейтинге. Понятно, что подняться с нашего прошлогоднего места и войти в эту двадцатку – непростая задача, тем более за один год. Мы знаем, что по целому ряду критериев добились значительного улучшения. Например, среднее время постановки земельного участка на кадастровый учет сократилось почти в три раза, время получения разрешений на строительство – почти в два раза, уменьшились сроки регистрации юридических лиц… В целом итоги рейтинга станут известны на Международном инвестиционном форуме в Сочи в конце сентября. Не буду загадывать, но по всем показателям к первой тридцатке мы должны уже подойти.

– Самая низкая оценка у Омской области была по критерию «институты для бизнеса». Усилили эти институты?

– Да, это наша задача номер один. В том числе в части законодательства для поддержки и развития бизнеса, которое мы принимаем на региональном уровне. Но все, что касается бизнеса, налоговых преференций, с большим трудом проходит через Законодательное собрание. Представители одной из партий сопротивляются.

– К вопросу о преференциях для бизнеса. В марте вы подписали постановление о соответствии двух приоритетных инвестпроектов критериям закона о выделении земли без проведения торгов. Это был проект Сибагрохолдинга по выращиванию картофеля и проект холдинга Темури ЛАТАРИЯ по строительству инкубатория для Морозовской птицефабрики. Земля инвесторам уже выделена? Или проблемы какие-то возникли?

– Понимаете, в вопросах выделения земли без проведения торгов очень тонкая грань. Каждый губернатор, который ставит подпись на документах по выделению земли без конкурса, вешает себе на спину мину замедленного действия. Никто не знает, что произойдет через 7-10 лет. Тем не менее я понимаю, что без этого невозможно сдвинуть гору проблем и нужно брать на себя риски. Если говорить о конкретных инвестпроектах, то с инкубаторием у нас на сегодняшний день все в порядке, земля в аренду выделена, инкубаторий работает. С Сибагрохолдингом вопрос сложнее. Земля, которую предприятие хочет получить, федеральная. Прорабатываем условия ее предоставления, решаем вопрос с Росимуществом.

– Под какой еще инвестпроект будет выделяться земля без торгов?

– Сейчас в работе еще один приоритетный инвестпроект – гостинично-сервисный центр «Вольво-Рено» на левом берегу Омска с объемом инвестиций около 300 млн рублей. Там земля муниципальная. Город все согласовал. Все процедурные вопросы решим в ближайшее время, после чего землю передадим инвестору в аренду.

– А сколько вообще сегодня приоритетных инвестпроектов?

– Сейчас их пять. Три мы уже перечислили – картофель Сибагрохолдинга, инкубаторий Морозовской птицефабрики и гостинично-сервисный центр «Вольво-Рено». Еще у нас есть проект строительства молочной фермы ОАО «Цветнополье», планируется инвестировать более 400 млн рублей, и проект по расширению животноводческого комплекса молочного направления ООО «Рассвет». Там сумма инвестиций порядка 260 млн рублей. Все приоритетные проекты в работе, никто из инвесторов не сошел с дистанции. Общая сумма инвестиций по всем проектам составляет около 6, 8 млрд рублей.

– Готовится акционирование областных дорожно-строительных управлений. В чем будет польза для региона от этого акционирования?

– Сегодня правовая форма всех ДРСУ – государственное предприятие, а законодательство нам говорит, что с 1 января 2017 года госпредприятий быть уже не должно, и мы априори должны переводить дорожные управления в акционерные компании. Но мы не хотим делать 32 мелких акционерных общества. Мы хотим сделать 6 крупных. При проведении торгов на ремонт дорог мы столкнулись с тем, что торги выигрывают, как правило, одни и те же частные компании. Но приступить одновременно к ремонту всех объектов они не могут, у них на это не хватает ресурсов. Они выигрывают и работают на объектах по очереди. Нас это не устраивает. А конкурентов у этих частников сегодня нет.

Создать конкурентоспособные компании можно только одним способом – объединить все предприятия на базе 6 ключевых ДРСУ. К Тарскому ДРСУ, например, будем присоединять предприятия, которые находятся рядом. Они территориально также останутся в районах как дорожно-строительные участки. Будут заниматься обслуживанием дорог, но при этом станут частью крупных, конкурентоспособных предприятий.

Мы уже начинаем наполнять дорожников деньгами. Калачинскому ДРСУ в этом году выделено на обслуживание дорог из дорожного фонда около миллиарда рублей, ДРСУ № 4 – более 500 млн рублей, ДРСУ № 3 – более 400 млн рублей. На следующий год, я думаю, они уже смогут участвовать в торгах наравне с частниками.

– Правильно ли мы понимаем, что государственный заказчик, формулируя конкурсные условия, фактически отсекает государственные ДРСУ?

– Государственный заказчик выполняет свою задачу. Его задача, чтобы контракт выиграло предприятие, которое способно выполнить свои обязательства качественно и в срок. И если что, могло ответить за срыв контракта своими финансами. Мы из конкурсных условий в этом году даже авансирование исключили, потому что уже обжигались на этом. Выдашь подрядчику часть денег вперед, а он деньги забрал и исчез. А госпредприятия, увы, были не готовы к выполнению такого объема работ. Если новый асфальтоукладчик стоит 17 млн рублей, мелкое ДРСУ не сможет его приобрести. И кредит в банках мелкому ДРСУ не дают. А крупному предприятию, у которого не три катка, а, условно говоря, тридцать, кредит дадут охотно.

– В продолжение темы дорог. Когда будет официально принят в эксплуатацию участок Федоровка-Александровка западного обхода Омска, который торжественно открыли в прошлом году?

– Смотрите, что получается. Изначально был проект с применением в основании золы омских ТЭЦ. «Мостовик», когда стал строить дорогу, переделал проект под гравий. Когда расторгли договор с «Мостовиком», опять вернулись к старому проекту с использованием золошлаков. Когда все сделали, оказалось, что старой экспертизы недостаточно, нужно снова проходить этот этап. Сейчас мы проходим госэкспертизу, дополнительно выполнили проект благоустройства прилегающих территорий. Подрядчик в рамках гарантийных обязательств устранил все проблемы с дорожным покрытием, и до конца 2016 года, я думаю, мы обязательно введем этот участок западного обхода в эксплуатацию. Все сделаем, как положено.

– Все говорят, что один из главных критериев оценки деятельности глав муниципальных районов – инвестиционная привлекательность для бизнеса. Но не похоже, что осенью прошлого года вы поддержали в процессе назначения тех глав, которые больше всего сделали в этом направлении. Ряд вполне успешных глав были смещены. Можете сказать, по каким критериям оцениваете глав лично вы?

– Критерии оценки муниципальных образований определены федеральным законодательством. В общей сложности там 41 критерий, по которым главы должны отчитываться о своей работе. И даже если среди них, на мой взгляд, есть более важные, мы все равно учитываем все. Закон суров, но это закон. Конечно, на создание благоприятного инвестиционного климата мы обращаем особое внимание. Многие подошли к этому формально, к сожалению. Смотрим, к примеру, в одном из районов по отчетам созданы две инвестплощадки, да еще и с инфраструктурой. Приезжаем: на одной из площадок – свалка, на другой – овраг через всю территорию.

– Складывается впечатление, что при новой системе назначения глав востребованы послушные, а не те, кто ведет пусть и хорошую, но самостоятельную политику.

– Если мы все еще говорим о параметрах оценки деятельности глав, то важен все же не уровень послушности главы, а его результативность в рамках поставленных целей. Если глава действует системно, четко и добивается результата, то пусть он будет хоть десять раз непослушным, но я все равно скажу ему «спасибо».

– Как оцениваете тех глав, которых вы поддержали? Нет ощущения, что ошиблись?

– По двум главам есть такое ощущение. Они оба молодые и должны быть амбициозными, но пока не виден результат. Может быть, конечно, у них переходный период затянулся, но если до конца этого года мы не увидим изменений в положительную сторону, то не исключено, что встанет вопрос снятия этих глав.

– Хорошо, перейдем к конкретным персонам. Почему не поддержали, к примеру, бывшего тарского главу Сергея ЗУЙКОВА? Мы за него нисколько не ратуем, но вроде бы район при нем был не самый отстающий.

– Понимаете, работа глав в любом случае оценивается комплексно. Кроме развития экономики и поддержки предпринимательского сообщества оценивается и консолидация элит, и создание положительного политического климата, и работа с общественными объединениями и многое другое. Точно так же, как у губернатора. Я за все это отвечаю в масштабах области, они – в масштабах муниципального района. Если он увлекся чем-то одним, а запустил другие вопросы, то и результат будет соответствующий. Если бы депутаты местного совета сказали, что мы хотим видеть главой района ЗУЙКОВА и никаких других кандидатов не нужно, мы поддержали бы их в этом решении. Нет у нас такой задачи – заменить всех глав на послушных.

– Противостояние районного главы и местных депутатов – далеко не редкость...

– Депутатов выбирал народ, они его представители, и получается так, что глава воюет с народом. Позиция «я князь, а вы холопы» – это неправильная позиция. Нужно объединять элиты районов, добиваться социальной стабильности. Если нет консолидации сил в районе, то даже бюджет невозможно принять.

– А в Омской области в целом согласие элит достигнуто?

– За четыре года многое изменилось. Изначально все слишком привыкли жить в атмосфере «не пущать и не давать». И когда мы пошли по другому – демократическому – пути, многие стали воспринимать этот путь как слабость власти и начали надувать щеки. Сегодня щеки подсдулись, спесь сбилась. На мой взгляд, выстраиваются нормальные отношения.

– Вы обращались в прокуратуру по поводу сложной ситуации в АО «Восход» Большереченского района. Что-то удалось сделать?

– АО «Восход» – это наша боль. Мы встречались трижды и с собственником этого хозяйства НЕКИПЕЛОВЫМ, но с его стороны, к сожалению, никаких ответных шагов не было. Действительно, мы обращались в правоохранительные органы, чтобы они дали правовую оценку действиям инвестора. Получается, зашел, сливки снял с хозяйства и ушел. На мой взгляд, это неправильно. Но прокуратура не усмотрела в его действиях ничего противозаконного. Собственник вправе распоряжаться своим имуществом, как хочет.

А найти быстро другого инвестора, когда уже посевная идет полным ходом, не так-то просто. Все, с кем мы разговаривали, опасались. На сегодня там крупного рогатого скота осталось 17% от прежнего поголовья. И количество рабочих мест сократилось почти в четыре раза. Но задача перед министром сельского хозяйства стоит прежняя – найти инвестора.

– По каким еще предприятиям правительство Омской области обращалось в прокуратуру в этом году?

– Мы с прокуратурой всегда работаем тесно, и по каждому направлению, где видим проблемы. По дольщикам в прокуратуру обращаемся регулярно, и прокуратура регулярно проводит проверки. Как вы знаете, два застройщика, бросившие дольщиков на произвол судьбы, уже привлечены к уголовной ответственности и осуждены. И работа эта продолжается.

– Когда будет достроена новая поликлиника на Левобережье?

– Объект многострадальный из-за недобросовестных подрядчиков. Генеральный подрядчик сорвал сроки по объекту и выполнил работ на меньшую сумму, чем ему было оплачено. 113 млн. рублей мы считаем неосновательным обогащением. Мы выявили этот факт и обратились в правоохранительные органы. По факту возбуждено уголовное дело. Устанавливаются виновные лица. Параллельно арбитражным судом в пользу Омскоблстройзаказчика взыскана банковская гарантия. Что касается дальнейшего строительства, то сейчас задержки связаны с жалобами предприятий, которые работали на субподряде у недобросовестного генподрядчика из Санкт-Петербурга. Сейчас ждем, какое решение вынесет по жалобам Омское УФАС России. Тем не менее все проблемы преодолеем. По одному контракту новый подрядчик уже работает на объекте, по второму – восстановим ход работ.

– С театром «Галерка» такая же ситуация получилась?

– Все помнят, как непросто мы расторгали контракт с «Мостовиком». А когда зашел новый генподрядчик, выяснились, что есть проблемы с проектом, который готовил «Мостовик». В итоге для достройки здания пришлось сделать корректировку проекта, проходить новую экспертизу, и на это все потребовался длительный период времени. Сейчас строительные работы идут. 123 млн рублей мы туда направили из областного бюджета. Сейчас заканчиваем процесс получения около 150 млн рублей из федерального бюджета. Эти деньги мы возвращали в конце прошлого года, потому что не смогли их освоить.

– Когда приедет в Омск глава Газпрома Алексей МИЛЛЕР?

– Рассчитываем на 6 сентября, если, конечно, не изменятся обстоятельства. Приедет на открытие обновленной улицы Ленина.

– Складывается ощущение, что дороги уже не так сильно волнуют омичей?

– Если судить по социологическим опросам, тема дорог уже на пятом месте по важности. Когда все увидели, что происходят реальные изменения к лучшему, напряжение спало.

– А что беспокоит омичей сегодня в первую очередь?

– Низкий уровень заработной платы.

– Спасибо, Виктор Иванович, что находите время и заходите в «Коммерческие вести» на чай.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/avgust/33/85703