Сергей ФАМИЛЬЦЕВ: «Пройдут годы, нас уже не будет, но останется «Дом кино», благодаря которому вырастут омские Тарковские и Шукшины»

Дата публикации: 07 декабря 2016

Последние десять лет в Омске наметился интерес к теме кино – как профессионального, так и любительского.

Подтверждают это становящиеся все более популярными местные кинофестивали и киноконкурсы. О том, кто, как и за какие средства их организует, корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у директора недавно появившегося в Омске «Дома кино» Сергея ФАМИЛЬЦЕВА.

– Сергей Валентинович, на открытом фестивале документального кино «Сибирь», который прошел в конце октября, всего один приз – зрительских симпатий. Почему сложилась такая традиция?

– Это фестиваль, а не конкурс. В 2006 году мы организовали первый эхо-фестиваль «Встречи в Сибири» (Новосибирск), и когда я увидел, что залы переполнены, то понял, что недооценил документальное кино. На тот момент я его воспринимал больше негативно, потому что смотрел телевизионный формат, а он и профессиональное документальное кино – разные вещи. Документальное кино – это жизнь, запечатленная в кадре. Банальная человеческая история в руках режиссера начинает звучать.

Совместный проект просуществовал пять лет. Но нам захотелось новизны и самостоятельности. Тем более были ситуации, когда американцы или европейцы давали право показа только один раз, т. е. фильм шел в Новосибирске, но не попадал к нам. Это обижало, необходима была равноценная замена, и мы начали самостоятельный поиск документальных работ. Так появился открытый омский фестиваль документальных фильмов «Сибирь». Он быстро стал популярным.

Нам хотелось показывать лучшее, чтобы оправдать ожидания. Тем более наш зритель еще не окреп в восприятии документалистики. Выделили главные фестивали документального кино в России, у которых бюджет по 15–16 млн рублей, серьезные призы, а победители имеют возможность получить финансирование на создание очередного фильма. Мы об этом пока только мечтаем, но, думаю, дорастем. Документалисты заинтересованы в продвижении своего продукта, поэтому стали по мере возможности предоставлять нам фильмы-победители, завоевавшие гран-при, приз зрительских симпатий, особое упоминание жюри и т. д. Мы избрали форму «фестиваль фестивалей», т. е. стали презентовать лучшие фестивали документального кино – «Флаэртиана» (Пермь), «Россия» (Екатеринбург), «Послание к человеку» (Москва) и другие – на своем.

– Из кого состоит кинематографическая среда в Омске?

– За период фестивального движения, с 2003 года, она значительно изменилась и выросла. Изначально мы опирались на старшее поколение, которое делало сюжеты для проекта «Сибирь на экране» при участии Западно-Сибирской киностудии. Затем инициативу подхватили студенты кафедры кинофотовидеотворчества факультета культуры и искусств ОмГУ. С этим факультетом, кстати, мы очень тесно сотрудничаем. Так вот, они буквально настаивали, чтобы их работы включали в программу фестиваля «Встречи в Сибири», и мы два дня отвели специально для омских авторов. Выяснилось, что их в городе немало. Однако на фестивале показывались фильмы профессиональных режиссеров, их уровень несколько отличался, и мы были вынуждены создать новый конкурс «Любительское кино + Profi». Сначала проект задумывался только для омского региона. Но сразу же присоединился Новосибирск, Кемерово, Красноярск и еще пара регионов. В конечном итоге конкурс стал международным. В этом году участвовало 245 работ.

– В результате в Омске появились профессиональные кинематографисты?

– Сформировалась кинематографическая среда, появились десятки независимых киностудий, мультипликационных, например «АРТ Квадрат», «Лик», «Кинодело». И таких, по нашим подсчетам, в городе более 25. Я считаю, что мы причастны к этому процессу, потому что поддержали их участие на конкурсах. В среднем омичи на фестивали представляют от 20 до 40 работ. Члены жюри – преподаватели ВГИК были удивлены тем, какая в Омске талантливая молодежь.

– Есть ли у омского кино свои особенности?

– У нас развиваются практически все жанры. Однако если судить по качеству, то в Омске впереди документальное кино. Наши документалисты добились успеха – если говорить о наградах. Победитель российских и международных фестивалей Владимир ГОЛОВНЕВ хоть и переехал в Екатеринбург, основную часть фильмографии снимал здесь. Это и фильмы про Муромцево, и «Анатомия чемпиона» – об олимпийском чемпионе Алексее ТИЩЕНКО. А его фильм «День города» в этом году на фестивале «Сибирь» получил приз зрительских симпатий. 23-летняя участница московского кинофестиваля (под патронажем Сергея МИХАЛКОВА) Дарья ФЕДЯЕВА тоже успела войти в обойму профессиональных кинематографистов.

– Сергей Валентинович, как финансируются омские кинофестивали?

– Основные фестивали, которые проводятся уже порядка десяти лет, – «Киносозвездие России», «Сибирь», «Маленькое кино большого города», «Любительское кино + Profi» – ждут все, они востребованы. Есть государственная программа, и департамент культуры включает их в нее, в план мероприятий города, поэтому фестивали финансируются. Другое дело, в каком объеме.

– Сколько выделяется средств на один проект?

– Например, на фестиваль «Любительское кино + Profi» в этом году выделили 230 тысяч рублей. Я понимаю, что этого недостаточно для фестиваля, на который приезжают лица первой величины, но…

– В эту сумму входят все расходы, включая отели для гостей?

– Вплоть до чайной ложечки. Но! Нельзя не сказать огромное спасибо бизнесу. У нас большое количество партнеров. Помогают киноцентры «Вавилон», «Слава», гостиница «Маяк», типографии, транспортные, цветочные компании. Когда руководителем «Галактики» был Борис Евгеньевич СОБКО, он дал возможность открывать там фестивали, а сейчас с нами продолжает работать владелец киноцентра. Открытие фестиваля «Сибирь» традиционно проходит в киноцентре «Галактика»: нам бесплатно предоставляют залы для пресс-конференции, церемонии открытия. Николай ЧИНДЯЙКИН, например, участвовал в «Киносозвездии» без гонорара. Вот вам и финансовая поддержка! Если перевести все это в рубли, то, думаю, бюджет «Киносозвездия России» достиг бы двух миллионов.

Конечно, мы надеемся, что Министерство культуры России все-таки откроет финансирование хотя бы одного – двух проектов. «Дом кино» этим занимается, уверен, нам удастся сдвинуть это с мертвой точки. Был период, когда министерство начинало финансировать «Киносозвездие России», но потом нашу заявку передвинули. Думаю, мы уже выросли из коротких штанишек, ведь это не пробные проекты, они доказали, что имеют право на существование.

– Какой фестиваль финансируется лучше всех?

– В этом году все ресурсы были брошены на празднование 300-летия города, и профинансированы крупные проекты. Из фестивалей таким стало «Киносозвездие России». На него выделили 800 тысяч рублей. На фестиваль «Сибирь» к нам приезжала документалист Сьюзан БЕРАЗА из США и рассказывала, какие великие сложности испытывает американский режиссер в плане финансирования. «Я с трудом собрала 300 тысяч долларов», – жаловалась она. У них все дорого. У нас на эти деньги можно снять десяток фильмов.

Мне коллеги говорят: «Сергей Валентинович, ты, пожалуйста, в Москве не говори, за какие деньги Омск проводит кинофестивали. А то нам ничего не дадут». А нам удается за наши средства организовывать проекты. Благодаря поддержке руководства, департамента культуры, телеканалов, прессы, партнеров, меценатов. Конечно, мечтаем, что когда-нибудь областное правительство обратит внимание на городские проекты, которые отметили и центральные каналы, и гильдия режиссеров России. В этом году включили в соучредители министерство культуры региона, но взамен не получили ничего. Конечно, хотелось бы проводить фестивали в Концертном зале, но где взять деньги?

– Сергей Валентинович, недавно вас переименовали в «Дом кино». Что-то изменилось?

– 8 августа мэр Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ по инициативе департамента культуры подписал распоряжение о создании «Дома кино». Считаю, что шаг был сделан не просто правильный, а необходимый: в год Российского кино появилось уникальное учреждение «Дом кино». Пройдут годы, нас уже не будет, но останется «Дом кино», благодаря которому вырастут омские Тарковские и Шукшины. 22 сентября нас официально зарегистрировали. До этого мы назывались «Центр искусств, фестивалей и праздников» и были казенным учреждением. Это не очень хорошо для реализации проектов. Сейчас мы бюджетное учреждение, у нас больше свободы в экономической и хозяйственной деятельности, чтобы развиваться, тем более в наш рыночный век. Если до этого занимались общей культурно-досуговой деятельностью, то сейчас все усилия бросили на реализацию кинопроектов. В рамках фестиваля «Сибирь» смогли провести в «Доме кино» встречу с американским кинорежиссером. Ведем переговоры с рядом департаментов о создании сюжетов об Омске, о формировании омского отделения союза кинематографистов с Москвой. Его пока нет, но будет обязательно. Договариваемся с дистрибьютерами, чтобы в «Доме кино» была возможность смотреть интересные, уникальные киноработы. Мы не собираемся конкурировать с кинотеатрами, у нас другая задача – показывать лучшее, премьеры омских авторов, создавать киносреду и условия для развития кинотворчества.

– Сколько кинофестивалей проводит сегодня «Дом кино»?

– В апреле проходит «Любительское кино + Profi». Вера ГЛАГОЛЕВА дала согласие стать почетным президентом фестиваля. Единственная проблема – она приступила к созданию очередного фильма, и съемочный период как раз приходится на март-апрель. В мае идет конкурс для детей до 17 лет «Маленькое кино большого города». В июне – фестиваль «По дороге с облаками», где мы знакомим детей с новинками кино, отечественными фильмами, заслуживающими внимания. В июле – «Киносозвездие России», это творческие встречи с кинематографистами. В октябре – открытый фестиваль документального кино «Сибирь», на котором хотелось бы видеть еще больше известных документалистов. В ноябре проходит конкурс студенческих работ ВГИК. В этом году второй раз проводился фестиваль национального кино «300 лет вместе».

– О новых фестивалях мечтаете?

– Количество не всегда перерастает в качество, нам не хотелось бы мельчить. Думаю, увеличивать количество кинофестивалей не стоит. Мы собираемся сформировать группу режиссеров, которые бы выпускали новеллы об Омске. Хотя бы пять фильмов в год по 10-15 минут. Пройдет время, и нас спросят: а что было в 2016 году, а каким был такой-то замечательный хирург или художник. Начали создавать при «Доме кино» архив омских киноработ, где человек, как в библиотеке, мог бы найти и посмотреть фильмы об истории Омска, известных земляках, работе и отдыхе горожан. Каждый омич может принести свою работу в наш архив.

– Какие еще проекты ведет «Дом кино»?

– Среди крупных – кинотеатр под открытым небом. В этом году в парке им. 30-летия ВЛКСМ мы демонстрировали фильмы, а перед показом проходила культурная программа. Документальное кино в Омске востребовано, поэтому мы начали проект «Фильм DOC» – вечером по пятницам показываем документальные фильмы из программы фестиваля «Сибирь», а также новинки. Первым был фильм «Форсаж. Возвращение» Наталии ГУГУЕВОЙ. Несколько лет назад она получила у нас приз зрительских симпатий за фильм «Кто он такой, этот Кустурица». Заработала детская студия мультипликационного фильма и студия экспериментального кино, которая в первую очередь займется документалистикой. Будем пробовать. Конечно, мы хотели бы дорасти до игрового кино, но время покажет.

– У вас увеличился штат?

– Он остался прежним, просто несколько изменены обязанности. Сейчас работает десять человек, включая тех, кто отвечает за технику, кадры, бумаги. Наш коллектив – это главное достояние «Дома кино». Только увлеченная своей работой команда способна реализовывать такие крупные фестивальные проекты.

– Вы родились в Кузбассе, а как оказались в Омске?

– Можно сказать, дело случая. Я несколько месяцев проработал на Свердловской киностудии помощником режиссера. Но город был закрытым, и требовалась прописка, а я не смог ее сделать. Когда возвращался в Кузбасс, поезд остановился в Омске, и я услышал, как кто-то рассказывал, что когда едешь в поезде, то можно сделать три остановки по три дня в любом городе (в советское время это правило действовало). Единственное, нужно поставить отметки у проводника и дежурного по вокзалу. Я вышел и поехал к друзьям. Омск мне понравился. Это был 1986 год, и он был в самом расцвете. Я остался и устроился художественным руководителем ДК Сибзавода, а потом ДК «Химик». А в 90-е начал заниматься бизнесом.

– Неожиданно. А каким?

– Сначала открыл хозрасчетный профсоюзный центр досуга: работал с кинорынками, получал права на фильмы и «катал» их от Калининграда до Владивостока, финансировал сочинский «Кинотавр». Потом в 1990-1991 годах принимал активное участие в товарно-сырьевых биржах. Я считаю, наша страна должна иметь крупные товарно-сырьевые биржи, потому что мы обладаем уникальными ресурсами. В 90-е они начали бурно развиваться, даже в Омске. Я работал на сургутской, московской химической бирже, нижегородской. Мы с друзьями даже открыли свою товарно-сырьевую биржу «Гелда» в Санкт-Петербурге. Сейчас там существует торговый дом «Гелда». Но нам дали отторговать только один раз. Потом было закрытое письмо правительства о временной приостановке работы бирж. Это лихие 90-е годы, когда появились Березовские, Чубайсы, которые понимали, что если биржи проработают еще год – два, то экономика страны будет полностью восстановлена. После этого я стал заниматься производством. У меня был свой нефтезавод в Крутой Горке.

– Вы занялись нефтепереработкой?

– Да, в 1992 году. Одно из закрытых промышленных предприятий находилось в плачевном состоянии. Я поехал туда со специалистом. У меня было желание, у него – опыт работы. Мы объединили усилия, и уже через два месяца люди начали регулярно получать заработную плату. Проект был суперрентабельный. Правда, правила игры постоянно менялись. Мы с бухгалтером как-то посчитали, сколько должны платить налогов, оказалось – 105 процентов. И это не анекдот. Одна ошибка в документации – и предприниматель в убытке. Мы первыми в России выпустили 95-й и 98-й бензин, поставляли продукцию в посольства Венгрии, Румынии, в Монголию. Все работало замечательно, но времени на себя не было никакого. Каждый день подъем в 6 утра, домой приходишь в полночь. Однажды я проснулся и понял, что с меня хватит.

– Вы продали предприятие?

– Нет, я его отдал партнерам, коллегам, чтобы они работали дальше.

– Отдали?

– Да. За мной такое водится. Я первую свою двухкомнатную квартиру, когда переезжал в Омск, отдал бухгалтеру – она жила в однокомнатной. А здесь я отдал завод. Просто подумал, что не всегда важны деньги. Супруга меня поддержала. Сейчас думаю, что, возможно, не стоило так кардинально решать вопрос – можно было отойти от дел, поставить управляющего. Но мне захотелось сразу.

Но кино мы с супругой никогда не оставляли. Поэтому я ушел работать в Кино-досуговое объединение, занимался там оставшимися на балансе муниципалитета кинотеатрами «Космос», «Сатурн», «Первомайский». Оттуда и пошли все фестивали. Первый мы проводили в кинотеатре «Первомайский». А со 2 февраля 2016 года я стал директором Центра искусств, фестивалей и праздников.

– Вы уже знали, что скоро будет создан «Дом кино»?

– Надеялся. Спасибо нашему мэру и директору департамента культуры Владимиру Васильевичу ШАЛАКУ за то, что он поддержал проект.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/dekabr/47/87871