300-летие Омска: «Возвращение «блудного» Фаберже»

Дата публикации: 21 декабря 2016

История одного музейного экспоната

Эпоха так называемых лихих 90-х сегодня активно обсуждаема и осуждаема. В Омске, безнадежно застрявшем в пресловутом «красном поясе», тема актуальности не теряет. Но диву даешься, неужели совсем ничего хорошего вспомнить нельзя?! Конечно, в материальном плане десятилетие было, мягко сказать, не из легких. И все же… Рост гражданской и политической активности, свобода предпринимательства, расцвет актуальной журналистики, открытый город – все это тоже идет в минус?! Ведь помимо малиновых пиджаков еще были новые театры, выход из подполья независимого музыкального искусства, установление международных связей между университетами и бурная художественная галерейная жизнь.

Первая омская галерея, созданная Вячеславом Семушкиным еще в 1989 году, располагалась в сквере «Флора» (ныне – Выставочном). В начале 1990-х галерейное дело стало потихоньку приживаться в промышленном миллионнике. В 1992 году выпускниками Омского технологического института (ныне – Университет дизайна и технологий) Татьяной Бугаенко и Павлом Пестовым была создана галерея современного искусства «М`АРТ». Изначально галерея разместилась по адресу: ул. Ленина, 44. Это помещение омские художники десятилетиями наследовали друг у друга. Сначала там была мастерская Николая Третьякова, затем она стала местом работы отца Татьяны Бугаенко, известного скульптора Федора Бугаенко (а в наши дни на Ленина, 44 творит Александр Капралов). Но очень быстро галеристам стало тесно в этих стенах, и «М`АРТ» переехала на первый этаж дома по ул. Масленникова, 9, в помещение, где в советские годы располагалось известное в городе фотоателье «Ракурс». Изначально это был небольшой зал, где продавали картины омских художников Евгения Дорохова, Сергея Александрова, Евгения Зарембы, Сергея Патрахина, Анатолия Чермошенцева, Александра Шафеева. Постепенно галерея приобретала известность в творческих кругах города. В 1992-1993 годах удалось провести две персональные выставки молодых омских художников Василия Сироткина и Анвара Кинжагулова и две персональные выставки художников-москвичей Владимира Опары и Адольфа Гольдмана. Все больше людей узнавали о новом очаге художественной жизни Омска, и тогда сотрудниками галереи решено было организовать еще и небольшую антикварную лавку (на тот момент вторую в городе после «Гранатового браслета» при музее имени Врубеля). С этим магазином связана интересная история.

Дорожку к новому антикварному бутику протоптали быстро. Народ нес монеты, медали, серебряные столовые изделия, православные иконы XIX-XX веков, старинные книги на иврите (оставшиеся от разрушенной второй омской синагоги). Многие вещи действительно представляли художественную ценность, но как таковых сокровищ было мало. И вот однажды в лавку заглянул неизвестный человек средних лет. С собой у него была небольшая  настольная фигурка обезьяны. На вопрос заведующего антикварным отделом Сергея Бардася, что и откуда это, мужчина ответил:«Не знаю. Это мне от дяди досталось». Бардась оформил приобретение, распрощался с гостем, однако что-то его смутило. Как рассказывает Елена Когут, работавшая в те годы в «М`АРТе»:«Мы все пришли в галерею из разных сфер, в том числе далеких от искусства и многого просто не знали». Доверившись интуиции, Сергей Бардась отправился поделиться сомнениями с директором Павлом Пестовым. «Фигурка интересная. А вдруг это Фаберже? Я завтра схожу в музей», – сказал Бардась и был поддержан в этом начинании. Каменную обезьянку спрятали в сейф до утра. На следующий день Сергей отправился на консультацию в музей изобразительных искусств. История умалчивает, какой была реакция музейного хранителя Ирины Спириной, но наверняка она была удивлена и скорее всего рада. Крошечная обезьяна действительно оказалась изделием всемирно известной фирмы Карла Фаберже, изготовленным в конце XIX-начале ХХ веков. В 1927-1928 годах в Омский музей изобразительных искусств из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда поступила небольшая коллекция фирмы (в основном каменные миниатюрные фигурки животных), представлявшая одно из ярких и своеобразных направлений в искусстве Фаберже – камнерезное дело. В 1930-е годы часть музейного собрания оказалась утраченной. При каких обстоятельствах это произошло, узнать сегодня вряд ли возможно. Среди утерянных экспонатов оказалась и 6-сантиметровая фигурка обезьяны, выполненная из обсидиана, с инкрустированными золотом и алмазами глазами.

Сложно оценить, сколько эта обезьяна стоила в 1992 году, учитывая тогдашнюю инфляцию. Но деньги, судя по воспоминаниям участников событий, были немалые. Сотрудники музея попросили придержать изделие, пока они соберут необходимую сумму, чтобы выкупить обезьянку. Средства нашлись достаточно быстро, и уже через две недели произведение Фаберже вновь оказалось в музейной коллекции. Но смутные сомнения терзали тогда не только Сергея Бардася. Придя за расчетом в антикварный магазин, тот самый мужчина средних лет, которому обезьяна Фаберже«досталась от дяди», пересчитывая деньги, риторически вопросил-воскликнул: «Наверное, я все-таки продешевил?!». Но в отличие от сотрудника галереи, проверять свое предположение (да и как уже это было сделать?) не стал и отправился домой.

Галерея «М`АРТ» сменила несколько помещений, провела ряд интересных художественных мероприятий и закрылась в 1994 году. Обсидиановую обезьяну фирмы Фаберже и сегодня может увидеть любой желающий, посетив золотую кладовую Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

Сергей НАУМОВ

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/dekabr/49/300-letie-omska-vozvrashchenie-bludnogo-faberzhe