Виктор НАЗАРОВ: «Региональное правительство будет самым серьезным образом продолжать работу по улучшению инвестиционного климата»

Дата публикации: 21 декабря 2016

Омск в 2016 году отметил 300-летие.

О том, что было сделано в ходе подготовки к юбилею, а также о том, что еще предстоит сделать для развития региона, агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ.

– Виктор Иванович, в этом году Омск отметил 300-летие. Оглядываясь назад, как вы оцениваете результат проделанной работы? Чем из сделанного можно гордиться, а что – не получилось и почему?

– Как обычно бывает после праздника, есть ощущение, что не все ожидания сбылись. Всегда хочется сделать лучше, больше, быстрее. Тем не менее Омск преобразился, это факт.

Восемь лет региональное правительство вело работу по подготовке к 300-летию. Я могу долго перечислять все те школы, детсады, спортивные учреждения, объекты дорожной и инженерной инфраструктуры, которые мы за эти годы построили... Многое горожанами уже забылось, давно воспринимается как должное и не связывается с юбилеем. Но Любинский проспект – реконструированный за счет средств "Газпрома" – стал достопримечательностью Омска на долгие годы. И очень важно, что нам с Алексеем Борисовичем МИЛЛЕРОМ (глава Газпрома: – Прим. «ИФ») удалось договориться о продолжении реконструкции улицы Ленина. Сейчас проект обсуждается, согласовывается, речь идет о вложении еще около 1 млрд рублей со стороны Газпрома.

Ну а о том, что не получилось, всем известно: не все объекты удалось сдать в срок. И дело тут даже не в том, что подвели подрядчики. Нужно внедрять методы проектного управления, чем мы сейчас активно и занимаемся.

В следующем году все объекты завершим. Работы идут. Цирк, например, после капитального ремонта откроется в канун Нового года, там пройдет первое представление.

– В вашем бюджетном послании была затронута тема распределения налогов между регионами. Осенью депутаты областного парламента обратились к председателю правления Газпрома Алексею МИЛЛЕРУ с просьбой пересмотреть систему налоговых отчислений от Омского НПЗ. С аналогичной инициативой выступает еще ряд регионов. Позволит ли отмена процессинга в значительной степени изменить ситуацию с налоговыми поступлениями? Сколько недополучает региональный бюджет на данный момент от существующей схемы?

– В своем послании я говорил о межбюджетных отношениях между Федерацией и регионами. Предлагал вместе поработать над инициативами по внесению изменений в федеральное законодательство, которые позволят установить более справедливый принцип распределения доходов, переломить тенденцию снижения бюджетной обеспеченности Омской области. В том числе и о том, чтобы регион мог оставлять больше заработанных доходов себе для обеспечения источников финансирования проектов развития, а не отправлять их на вышестоящий уровень, чтобы потом получить назад в виде субсидий с не всегда реальными условиями. Но пока вся эта сложная и широкая тема, к сожалению, была сведена депутатами почему-то только к Газпрому.

Что касается отмены процессинга, то тут нужно не популизмом и самопиаром заниматься, а для начала провести тщательный финансовый анализ. Ведь ряд экспертов высказывают мнение, что отмена процессинга, наоборот, приведет к снижению платежей в региональный бюджет. В общем, вопрос очень непростой. И я хотел бы отметить ответственную позицию компании "Газпром-нефть" – они не снижают – несмотря на падение цен на нефть – налоговые платежи в регион. Плюс дополнительно взяли на себя существенную нагрузку, финансируя в рамках социального партнерства целый ряд проектов, в том числе хоккейную команду "Авангард".

– Правительство Омской области подписало дорожную карту с корпорацией "Норильский никель". Какие разработки омских предприятий могут заинтересовать "Норникель" и каков будет экономический эффект для региона от сотрудничества с промышленной корпорацией?

– Омские предприятия уже год как участвуют в тендерах по реализации инвестпроектов для "Норильского никеля". Востребовано, например, адаптированное к условиям севера котельное оборудование Омского завода инновационных технологий. Дорожная карта, которую мы подписали с корпорацией, позволит значительно увеличить объемы поставок. В перечне омской продукции, предложенной нами "Норникелю", 260 наименований: электротехническая аппаратура, системы и приборы контроля и автоматизации, специальная транспортная и строительно-дорожная техника, энергетическое и теплотехническое оборудование и другая инновационная и высокотехнологичная техника. Сейчас продукция будет проходить процедуру оценки на соответствие требованиям корпорации. Мы делаем первые шаги в направлении системного сотрудничества, поэтому оценивать экономический эффект в конкретных цифрах пока рано. Но он, бесспорно, будет.

– Минпромторг России рассматривает возможность включения нефтехимического промышленного кластера Омской области в официальный реестр. Какие предприятия вошли в структуру кластера и на какие проекты предполагается получение федеральной помощи?

– Да, пакет документов сейчас на рассмотрении в Москве. В кластер уже вошли 12 предприятий, в том числе НПО "Промэкология", ГК "Титан", "Омский каучук", "Полиом", "Омсктехуглерод", "Полимер-Пласт", Институт проблем переработки углеводородов СО РАН и другие. Сейчас прорабатывается вопрос присоединения к кластеру предприятий "Газпром нефть" и научно-производственного центра "Прогресс".

Как только Минпромторг включит наш кластер в официальный реестр, у предприятий появится реальная возможность получить федеральную поддержку своих проектов. Уже подготовлены документы на два проекта ГК "Титан". Идет работа по оформлению третьего проекта.

– Каких успехов удалось достичь за последнее время в расширении бизнес-контактов с представителями зарубежных государств? Какие совместные проекты и в каких сферах готовы реализовывать омичи вместе с иностранными партнерами?

– В этом году нам удалось найти новые точки соприкосновения с Китаем. Мы посетили эту страну с бизнес-миссией. В свою очередь наши китайские партнеры практически ежемесячно бывают в Омской области. Как результат – омичи начали в значительном объеме поставлять в Китай семена льна и подсолнечное масло. Увеличились наши поставки кондитерских и мучных изделий, а недавно и омские мороженщики отправили пробную партию своей продукции. Кроме того, мы продаем в Китай рапсовое масло и лесоматериалы. Сейчас согласовываем с китайской стороной площадки для реализации инвестпроектов по деревопереработке и производству мебели с использованием омской березы, древесина которой имеет редкий молочный цвет.

Есть у нас и сотрудничество с европейскими государствами, например Германией. В Азовском муниципальном районе немецкая компания "Вольф системс" сейчас строит комбинат по производству быстровозводимых домов. В следующем году планируется его запуск.

Важнейшим для нас партнером уже много лет является Казахстан. На его долю в этом году приходится около 40% от общего товарооборота Омской области. Мы продаем туда в основном сельскохозяйственную технику, продукты питания.

Если в целом посмотреть структуру экспорта Омской области за 10 месяцев этого года, то половину его объема составлял каучук, на втором месте – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, на третьем – продукция машиностроения.

– В 2016 году в Омске и районах области прошла масштабная кампания по ремонту дорог. Будет ли продолжена эта работа? Запланировано ли строительство новых магистралей?

– Привести в порядок дороги – это задача № 1, которую я ставил в ходе губернаторской избирательной кампании 2015 года. За один год ее не решить. Поэтому мы не сбавим темп в ближайшую трехлетку. Первые результаты серьезной работы, проведенной региональным правительством, я, уверен, заметили все. В 2016 году у нас был беспрецедентно большой дорожный фонд – 7,7 млрд рублей, это в полтора раза больше, чем в прошлые годы. Основной упор мы сделали на дороги Омска в преддверие его 300-летия. Построили современный путепровод, привели в порядок более полусотни улиц, уложив свыше 1 млн кв. м асфальтобетона – это в десять раз больше, чем в прошлом году.

В шесть раз больше был и объем ремонта дорог регионального и межмуниципального значения.

В следующем году выделим Омску на ремонт улично-дорожной сети еще 1 млрд рублей и 1 млрд рублей – на пригородную стокилометровую зону. Максимальное внимание будет оказано и сельским дорогам. Дорожный фонд региона запланирован в сумме более 6 млрд рублей.

Что касается строительства дорог в Омске, то могу выделить один крупный областной объект – подъездные пути к хоккейной академии "Авангард". Саму академию мы начали строить в этом году за счет средств компании "Газпром". Ну а на подъезд к ней в дорожном фонде региона заложено 160 млн рублей.

Также на будущий год я поручил Минстрою профинансировать реконструкцию и строительство пяти дорог на территориях, где сейчас реализуются крупные инвестиционные проекты таких компаний, как "Руском-Агро", "Омский бекон", "Титан", "АкваСибирь" и "Содружество – Омск". Почему это важно для региона? Это и есть работа по снятию инфраструктурных ограничений для ускорения запуска проектов. Сейчас непростые времена для развития бизнеса, ему надо помогать. Кроме того, появление этих дорог позволит вовлечь в оборот и другие земельные участки, которые находятся рядом, но сейчас не представляют интереса для инвестора. Возможно, не за один год, но мы сделаем эти дороги.

– 2017 год объявлен в регионе годом животноводства. Каким направлениям будет уделено приоритетное внимание?

– Прежде всего молочному животноводству. Акцент сделаем на создании семейных молочных ферм. Также продолжим заниматься модернизацией. За последние несколько лет в Омской области построено, реконструировано, модернизировано около 120 животноводческих комплексов. Будем дальше плотно работать с инвесторами.

Максимум внимания уделим племенному делу, племенным хозяйствам. Планируем, что 2 тысячи голов племенного скота будет реализовано в товарные хозяйства, что повлечет за собой рост продуктивности. Усилим работу ветеринарной службы, со следующего года значительно – на 30 млн рублей увеличено ее финансирование. Средства пойдут на приобретение современных препаратов и на повышение заработной платы специалистов, чего не было уже много лет.

Еще один важный пункт нашей программы – это улучшение качества кормов, в том числе высокоэнергетических с применением плющеного ячменя и кукурузы. Те аграрии, которые занимаются возделыванием кормовых культур, получат финансовой поддержки в пять раз больше, чем те, кто занимается зерновыми культурами. Субсидии по погектарной поддержке будут выплачиваться из расчета 1 к 5.

Также на весь год распланировали учебу для наших специалистов-животноводов, будем повышать их квалификацию.

В декабре у меня была рабочая встреча с министром сельского хозяйства РФ Александром Николаевичем ТКАЧЕВЫМ. Он одобрил нашу инициативу по проведению года животноводства. Пообещал летом приехать в Омск, чтобы провести совещание по развитию племенного дела и молочного животноводства в Сибири.

Нам нужен качественный рывок в этой сфере, чтобы вывести сельскохозяйственную отрасль региона в целом на новый уровень. Это масштабная, но вполне реальная задача. И конечно, не одного года. Но мощный старт будет дан именно в следующем году, с тем чтобы потом набирать обороты.

– В каком объеме запланирована финансовая поддержка отрасли сельского хозяйства в целом? И как решается задача привлечения инвесторов?

– На будущий год заложена поддержка – около 3 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов, но цифра эта еще не окончательная, рассчитываем ее увеличить.

Что касается частных инвестиций в АПК, за 9 месяцев этого года они составили 5,5 млрд рублей. И без малого половина этих денег пошла на приобретение оборудования и техники: тракторов, комбайнов.

В стадии реализации у нас сейчас 11 инвестпроектов на общую сумму 30 млрд рублей. Это три животноводческих комплекса в разных районах области в общей сложности на 2300 голов. Свиноводческие комплексы "РУСКОМ-Агро", "ПК "ОША" и самый крупный из этих проектов на 72 тыс. тонн мяса в год в АО "Омский бекон", а также еще ряд проектов по производству яиц и мяса птицы, крупнейший из которых мощностью 30 тысяч тонн реализуется на птицефабрике "Сибирская".

– По данным Минсельхоза, в этом году урожай зерна был не ниже прошлогоднего (3,5 млн тонн), однако при соблюдении технологий мог быть выше примерно на 400 тысяч тонн. Будет ли учтена эта недоработка в следующем году?

– Урожай у нас в этом году – один из лучших за 10 лет, и не только по количеству, но и по качеству зерна. Но всегда нужно стремиться к большему. Надо постепенно поднимать планку до 4 млн тонн зерна. Я считаю, ресурсы для этого у нас есть. В уходящем году омские аграрии внесли на 30% больше удобрений. Со следующего года мы будем давать на это субсидии.

– В Омске сложилась напряженная ситуация с муниципальным транспортом, предприятия оказались на грани банкротства из-за долгов, потери пассажиров, ушедших к частнику, и низкой выручки. Есть претензии и к перевозчикам в Омской области, которые в ряде случаев не выходили на маршруты или вовсе отказывались обслуживать граждан. Что привело к такой ситуации и как в 2017 году будет решаться эта проблема?

– Проблема пассажирских перевозок в этом году была одной из самых острых. Это связано не только с тем, что в июле вступил в силу Федеральный закон № 220-ФЗ. Но и с тем, что новые принципы организации пассажирских перевозок выявили огромный пласт накопленных проблем, связанных с низким качеством и непрозрачностью управления этой сферой, а зачастую и попытками отдельных лиц наживаться на жителях региона...

Что касается перевозок в сельских районах, то порядок здесь мы наводим, хоть и не с той скоростью, как хотелось бы. А вот ситуация в Омске вызывает крайнее беспокойство. Несмотря на смену руководителя департамента транспорта, я не вижу ни идей, ни даже желания их вырабатывать со стороны мэрии. Единственное решение, с которым они бесконечно приходят в региональное правительство: дайте еще денег. При этом не используют их эффективно. Ладно бы нигде в стране не было бы адекватного решения транспортного вопроса в областных центрах. Но положительных примеров масса. Бери, копируй и получай результат. Я просто не понимаю, как у нас может быть самая высокая стоимость проезда в Сибирском федеральном округе, при том что уровень зарплат не самый высокий. Думаю, мэр должен набраться мужества и объяснить омичам, почему его предвыборное обещание о реформе общественного транспорта так и не выполнено.

– Последние годы в Омске преобладают пессимистичные настроения, многие жители не верят в город, не видят здесь возможностей и хотят уехать. В чем корни такого отношения к городу и что по силам сделать власти, чтобы это отношение изменить?

– Как говорится, везде хорошо, где нас нет. Есть такое расхожее мнение. И вряд ли оно свойственно исключительно омичам. За 10 месяцев этого года из региона уехало более 50 тысяч человек, но в то же время к нам переехало около 47 тысяч. Это данные по общей миграции. Для региона с двухмиллионным населением, согласитесь, вряд ли можно говорить о критической ситуации. Тем более у нас уже несколько лет стабильно идет естественный прирост населения.

Но проблема действительно есть. И я не могу стоять от этого в стороне. Корни этой проблемы лежат далеко от настоящего времени. Чуть более 10 лет в регионе отмечается тенденция миграционного оттока. Причина здесь не одна. Есть объективные процессы, связанные с экономической активностью и ее распределением по отраслям на той или иной территории страны. Есть и субъективные причины. Например, я так же, как и все омичи, недоволен качеством городской среды. И то, что в этом году нам удалось серьезно решить проблему с дорогами в областном центре, принципиально ее не улучшило. Хотелось бы, чтобы мэрия Омска больше внимания уделяла благоустройству, созданию комфортной городской среды особенно для молодежи.

Региональное правительство в свою очередь будет самым серьезным образом продолжать работу по улучшению инвестиционного климата. Создание новых рабочих мест и повышение среднего уровня заработной платы в негосударственном секторе экономики региона – это один из самых действенных механизмов прекращения оттока населения.

Решение этой задачи сейчас дается нелегко. Сложный бюджет не позволяет вкладывать значительные средства в проекты развития. Но нам удалось при формировании бюджета на следующий год выдержать жесткие требования федерального Минфина в части долговой нагрузки и уровня бюджетного дефицита. И мы видим, что в последующие годы у нас появится возможность для изменения структуры бюджета в пользу ее инвестиционной составляющей.

Сейчас в большинстве сибирских регионов – за исключением Новосибирска и Красноярска – ситуация с миграционным оттоком не лучше. Можно было бы, конечно, успокаивать себя этим, оправдываться тем, что "у соседей тоже корова сдохла". Но я не буду этого делать. Потому что считаю, что в конкурентной борьбе за самый главный капитал – человеческий, Омская область, а главное – ее областной центр – могут на равных бороться не только с Новосибирском и Красноярском, но и в определенных сферах с Санкт-Петербургом и Москвой.

Опубликовано на сайте РИА «Интерфакс» 14 декабря 2016 года



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/dekabr/49/88144