Игорь БЕЗЗУБКИН: «В нашей абонентской базе доля планшетов и смартфонов уже превышает 50%...»

Дата публикации: 21 декабря 2016

В ноябре «МегаФон» завершил очередной этап развития своей омской сети LTE,

и теперь высокоскоростной мобильный интернет доступен во всех городах Омской области. О дальнейшем расширении сети, технологическом лидерстве, итогах 2016 года, приоритетных целях, новых продуктах и «цифровых» абонентах с директором Омского отделения компании «МегаФон» Игорем БЕЗЗУБКИНЫМ побеседовал на минувшей неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

– Игорь Анатольевич, в 2015 году «МегаФон» расширялся и развивался, несмотря на проблемы в экономике и стагнацию на сотовом рынке. Нынешний год, если смотреть со стороны, был еще более плодотворным для вашей компании. Или это обманчивое впечатление?

– Рынок мобильной связи фактически приблизился к своему насыщению – каждый новый абонент приносит выручки все меньше и меньше. Если смотреть в целом на Россию, то в 2014 году рынок прибавил около 30 млрд или 4%, а в прошлом году – только 0,2%. Есть большие опасения, что по итогам 2016 года мы уже будем наблюдать падение. Но в Сибири, и в Омске в частности, «МегаФон» показывает положительную динамику, и мы даже смогли нарастить свою долю.

– Сразу возникает вопрос: что помогло нарастить долю на рынке? Чем «МегаФон» привлекал новых абонентов?

– Скажем так: мы продолжали упорно работать. В Омске, в отличие от соседних регионов, меньше проникновение проводного ШПД на одного жителя, а значит, больше востребованность мобильного доступа. Поэтому основной вклад в рост выручки омского «МегаФона» пришелся на мобильный Интернет 3G и 4G, а также дополнительные услуги в сегменте B2B (M2M и VPN-сети). Собственно, по этой причине нам очень важно быть лучшими на рынке мобильной передачи данных и обеспечивать своим клиентам лучшие скорости. В этом году «МегаФон» первым и до сих пор единственным в Омске внедрил технологию LTE-Advanced, которая в два раза быстрее и без того быстрого 4G. Если раньше средняя скорость на прием данных у нас была порядка 50 Мбит/c, то сейчас замеры показывают скорости до 100 Мбит/с, что сопоставимо с проводным широкополосным доступом. А в идеальных условиях сеть LTE-Advanced может обеспечить передачу данных на скоростях до 225 Мбит/с.

– Свою сеть 4G расширяли в этом году?

– Конечно, на сегодняшний 4G «МегаФона» доступен не только в Омске и пригороде на расстоянии до 50 км, но и во всех городах Омской области — в Таре, Исилькуле, Калачинске, Тюкалинске и Называевске. Текущая зона действия сети LTE «МегаФона» уже охватывает свыше 1,27 миллиона человек. Когда мы только запустили сеть 4G, через нее проходил всего 1% дата-трафика. Спустя 3 года – уже почти половина всего мобильного трафика «МегаФона» в Омске. Технология становится привычной.

– Как отреагировали в областных городах на LTE?

– В Исилькуле и Таре, например, мобильный Интернет востребован очень сильно. Базовые станции 3G в этих городах несмотря на все расширения были очень загружены, и запуск LTE позволил решить эту проблему. В дальнейшем, я думаю, мы будем расширять сеть LTE и на крупные районные центры.   

– А что, кстати, в Омске с 3G?

– Про сеть 3G мы тоже не забываем, еще не все наши абоненты пользуются смартфонами с поддержкой LTE, поэтому и зона покрытия 3G, и ее емкость тоже требует постоянного расширения. Невозможно построить сеть один раз и навсегда – если раньше на одном оживленном перекрестке с трафиком справлялась одна базовая станция, то теперь нужно 3 или 4 станции. Когда абоненты стоят в пробках, что они делают? Конечно, сидят в смартфоне, трафик точечно растет. Бывает, застройщик построил дом и сигнал распространяется хуже. Мы эти возникающие недостатки устраняем постоянно. Город развивается — и мы будем развиваться.

– Вы сами постоянно тестируете сеть на наличие белых пятен или реагируете на жалобы?

– Тестируем и сами, это у нас обязательное мероприятие, и пользуемся информацией от независимых компаний, тестирующих качество сети. В текущем году качество LTE/3G дважды тестировали специалисты TelecomDaily и пришли к выводу, что у нас лучшее качество среди всех операторов, работающих в Омске. Все обращения абонентов по поводу качества связи мы тоже отслеживаем, конечно, и на каждое такое обращение реагируем — направляем специалистов, они делают замеры, а потом проводим различные технические мероприятия, чтобы устранить проблему.

– Несколько лет назад Омск по качеству сотовой связи был в первых рядах. А как сейчас?

– Если говорить о «МегаФоне», в Омске на данный момент наименее загруженная сотовая сеть среди всех крупных городов России, а значит, у нас большой запас прочности. Например, в этом году на показательных полетах группы «Русских Витязей» через LTE «МегаФона» мы спокойно вели прямую видеотрансляцию происходящего. А собралось на набережной в тот день почти 100 000 человек. Если говорить про инвестиции в развитие и поддержание работы сети, то они составляют около 20% нашей выручки.   

– Каждый год у операторов связи проходит под определенным трендом. Чем характерен 2016 год?

– На мой взгляд, это был год по-настоящему «цифрового» абонента. Уже стало привычным читать новости, смотреть кино и общаться в социальных сетях и через мессенджеры при помощи мобильных гаджетов, планировать свое рабочее время. Многие заказывают такси и совершают покупки в интернет-магазинах, следят за здоровьем, управляют банковскими счетами и системами безопасности личного автомобиля и многое другое. Причем потребности в постоянном онлайн-доступе растут не только у частных клиентов, но и корпоративных заказчиков. За год в Омской области на 11% увеличилось количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих услуги передачи данных в сети 3G/4G. В Омске B2B-клиенты «МегаФона» ежемесячно потребляют свыше 30 терабайт данных с использованием планшетов и смартфонов. Причем больше всего прирост дата-трафика наблюдается именно с умных устройств — за год более чем в два раза.

– А вы сами «цифровой» абонент?

– Конечно. Я массой услуг пользуюсь в повседневной жизни. У меня все цифровые устройства начиная с ноутбука оснащены SIM-картами, у меня банковская карта «МегаФона», к которой привязаны все автоплатежи, оплата такси и так далее. Жизнь, конечно, сильно изменилась. Мы имеем возможность не сходя с места буквально за час решить массу вопросов, на которые раньше понадобился бы целый день.   

– В прошлом году у вас были большие планы по развитию сегмента В2В. Удалось?

– Несмотря на непростую экономическую ситуацию, B2B-сегмент «МегаФона» за 9 месяцев 2016 года показал рекордные темы роста, прибавив на 35% в денежном выражении. Причина этому – высокая потребность корпоративных заказчиков в неголосовых сервисах, оптимизирующих или ускоряющих бизнес-процессы. Если несколько лет назад клиенты приходили за голосовой связью, то теперь им нужны инструменты управления бизнесом: мониторинг коммерческого транспорта, контроль кадров, видеонаблюдение, интеллектуальные «облачные» АТС и проч.

– Чего хотят корпоративные клиенты? На что они обращают внимание прежде всего, когда выбирают оператора?

– Прежде всего на качество обслуживания, конечно, поскольку качество связи сегодня почти паритетное у всех операторов. У крупного бизнеса есть большой спрос на M2M-решения, помогающие экономить и заменять ручной труд машинным взаимодействием: датчики на коммерческом транспорте, охранные системы, приборы учета тепла: каждое такое устройство помогает сэкономить копеечку здесь, копеечку там – и за счет эффекта масштаба получается хорошая экономия живых денег. Небольшой и средний бизнес заинтересованы в решениях, позволяющих привлекать и удерживать клиентов – это, например, виртуальные АТС, услуги SMS-рассылок.

– Знаю случаи, когда у предприятия база на окраине, и там устойчивый прием сигнала только одного оператора...

– Все правильно, хороший руководитель ориентируется не только на уровень тарифов, он обязательно проверит и уровень сигнала, и скорость обмена данными в сетях 3G/4G в тех местах, где расположен офис или производственная площадка. И только потом запрашивает коммерческое предложение и делает выбор в пользу того или иного оператора. Мы всегда предлагаем нашим потенциальным клиентам тестовые SIM-карты, чтобы они могли вживую проверить качество нашей сети в нужных локациях. Мы в свою очередь тоже заинтересованы в долгосрочном партнерстве с омским бизнесом – если есть возможность, наши специалисты организовывают для клиентов дополнительные мультидиапазонные сектора или даже строят базовые станции.

– Так называемые пакетные тарифы — они нравятся далеко не всем. Наверняка и ваши абоненты тоже не все хотят на них переходить...

– Пакетные тарифы – это логичный ответ на постоянно растущее проникновение смартфонов, с помощью которых абоненты не только звонят, но и постоянно выходят в Интернет. Покупая пакетный тариф, минута, мегабайт и SMS в итоге абоненты обходится в 5-10 раз дешевле, если бы он покупал эти услуги отдельно. Конечно, если у вас обычный кнопочный телефон и вы им пользуетесь время от времени, то смысла в пакетном тарифе не будет – действительно проще пользоваться тарифным планом без абонентской платы.

– Много абонентов выбирают мобильный Интернет?

– По данным за предыдущий месяц, тариф «Все включено» лидировал в продажах, его выбирали порядка 75% новых абонентов. Если оценивать всю нашу абонентскую базу, то доля планшетов и смартфонов уже превышает 50%, подавляющее большинство таких клиентов предпочитает пакетированные предложения.

– А какова динамика затрат на сотовую связь, на ваш взгляд? Они растут или снижаются относительно доходов?

– Все предыдущее время средняя стоимость услуг мобильной связи в России постоянно снижалась. Посудите сами, сегодня омский абонент может за 300 с небольшим рублей получить 600 минут, 600 SMS, 5 Гб интернет-трафика. Это примерно 5 долларов – подобных цен нет ни в США, ни в Германии, аналогичный набор там обойдется раз в 10 дороже. Росстат приводит такие цифры: на протяжении последних 10 лет средние затраты на связь у россиян составляют всего 1% от ежемесячного дохода – около 250 рублей в месяц. То есть сумма затрат на связь в течение месяца сопоставима с ценой одной порции куриных крылышек в Макдоналдсе или большой чашки капуччино в кафе. В мировом рейтинге по наименьшей стоимости услуг мобильной связи Россия сегодня на втором месте, и это говорит о многом.

– Какой следующей технологической новинки можно ждать от «МегаФона»?

– На очереди у нас внедрение Voice over LTE, она позволяет передавать голосовой трафик в сетях четвертого поколения. Сегодня, как известно, по сетям LTE и LTE-A передается только data-трафик, а передача голоса происходит с использованием технологии CSFB: абонент для совершения звонка временно переводится оператором в сеть второго или третьего поколения, а по окончании разговора опять возвращается в сеть 4G, и это создает дополнительную нагрузку на сети, увеличивая время соединения с вызываемым абонентом. Внедрив Voice over LTE, мы существенно повысим качество связи. Ожидается, что в ближайшее время госрегулятор даст всем операторам зеленый свет на запуск такой технологии.

– Из ярких событий 2016 года многие омичи вспоминают концерт группы «Сплин», организованный «МегаФоном» на Соборной площади. С него началось празднование 300-летия города, но я могу себе представить количество сложностей, которые вам пришлось преодолеть...

– Да, мы это мероприятие планировали тщательно, потому что к 300-летию города, и подготовка к нему была очень долгой и сложной. Нужно было согласовать все вопросы с региональным правительством, с мэрией Омска, с УМВД по Омской области, с МЧС, с региональным минздравом и даже с епархией. Но зато концерт прошел удачно, без запинки, без сбоев отработал и наш канал в 300 Мбит/с для прямой связи между Омском и Пермью, где выступала группа «Аквариум». Я доволен, что омский концерт получился одним из самых масштабных по количеству зрителей.

– Не могу не спросить: от 2017 года у вас какие ожидания?

– Не думаю, что будет легко, но ожидания у меня хорошие. Я думаю, следующий год будет лучше, чем 2016-й. Соглашусь с некоторыми аналитиками, кто считает, что пик стагнации российская экономика уже миновала и скоро начнется подъем. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/dekabr/49/88157