«17-й год наступит не в календарном, а в историческом смысле»

Дата публикации: 03 февраля 2016

Экономисты считают, что девальвация станет тем горьким лекарством, которое будет компенсировать проблемы российского бюджета

25 января в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» (Москва) состоялась пресс-конференция «Что курс грядущий нам готовит, или Где «дно» у рубля в 2016 году?». В ней приняли участие ведущие российские экономисты. Обсудив вопросы ценообразования курса рубля, они высказали свое мнение насчет его перспектив и текущей экономико-политической ситуации в стране в целом.

Русификация майдана

«У меня ощущение, что мы вступили в период, когда наш социально-экономический блок, состоящий из либеральных людей, которые в своей политике ориентируются на нужды не России, а глобального бизнеса, перешел к прямой подготовке майдана», – уверен директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН. Он рассказал, что многие его знакомые медики сейчас, в конце января, все еще не получили квоты на высокотехнологичные операции: «Это должно было быть роздано в первый рабочий день. Идет подготовка к дестабилизации. Оправдать такие смерти будет нельзя. Происходит уничтожение социальной стабильности, подготовка майдана выходит на финишную прямую». И далее резюмировал: «Терпение людей не безгранично. Я думаю, в этом году оно будет купировано еще при помощи выборов. Но если социально-экономическая политика не изменится, если от разворовывания советского наследия не перейдут к попыткам созидания страны, 17-й год наступит не в календарном, а в историческом смысле».

С точки зрения Михаила ДЕЛЯГИНА, рациональным является секвестирование не расходов, а воровства внутри бюджета. Он отметил: «Скорее всего, могут начать осуществлять такой внутренний маневр, который решит сразу две внутренние задачи. С одной стороны, дезорганизация ВПК, резкое снижение обороноспособности РФ и в перспективе – ликвидация России как фактора внешней политики, т.е. возврат к 1987-89 годам. С другой стороны, господин КУДРИН становится спасителем стабильности и как раз перед майданом получает возможность занять ключевую позицию премьера, с которой легко можно стать президентом».

Китай

Одной из причин дестабилизации рубля и снижения стоимости барреля нефти специалисты называют Китай. Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий КОЛТАШОВ, считает, что 2016 год пройдет под знаком развития китайского экономического кризиса: «Мы в прошлом году наблюдали, как фондовый рынок в Китае обвалился на 40 с лишним процентов. Затем произошло оживление, но январь ознаменовался новым падением. Естественно, это толкнуло нефть вниз. Не обязательно в феврале – марте, но китайский фондовый рынок будет падать. Юань должен слабеть, что повлияет на цены на нефть. Этот фактор скажется на всей истории 2016 года». Он уверен, что в скором времени китайская валюта должна упасть в цене вполовину. Что же касается рубля, то ему он в текущем году прочит максимальную отметку 120 рублей за доллар.

По мнению Василия КОЛТАШОВА, Россия во многом сама спровоцировала проблемы китайской экономики: «Когда у нас говорят об импортозамещении – это удар по Китаю». Правда, Михаил ДЕЛЯГИН его не поддержал: «Китайский рынок дешев, поэтому если его будут замещать, то в последнюю очередь. Импортозамещение все-таки не про Китай». Тем не менее, согласно оценке китайской стороны, обороты между Поднебесной и Россией упали на 28 процентов.

Большое будущее прочит юаням экономист, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ Сергей ХЕСТАНОВ: «Понятно, кто потеснит доллар. Это будут китайские юани. Но лет 20 можно за доллар не беспокоиться. У него свои циклы». Кстати, основываясь на теории макроэкономики, а именно циклах Жюгляра, он предсказал очередной экономический спад в России в районе 2018 года (до этого 1986, 1997, 2008): «Соответственно, все факторы, которые сейчас на нас влияют, сохранятся примерно до 2018 года, все тенденции скорее всего продолжатся. А это означает, что в области денежной кредитной политики мы увидим комбинацию из секвестра бюджета и девальвации».

Нефть

Другим бесспорным фактором падения рубля является зависимость российской экономики от стоимости нефти. С осени 2014 года нефть упала в цене в три раза. Наша экономика продолжает оставаться узко сырьевой, и перейти на другие рельсы пока получается плохо, несмотря на импортозамещение. Кстати, эту фишку 2015 года приглашенные эксперты дружно заклеймили. «Импортозамещение не сработало. Объем слишком мал, чтобы оказывать существенное влияние на российскую экономику», – так рассуждал Сергей ХЕСТАНОВ. Он, говоря о цене барреля нефти, отметил, что по мере падения его стоимости часть проектов оказывается нерентабельной. По оценке экспертов, нефтяные компании смогут позволить себе добывать нефть ниже ее себестоимости в течение 2-3 кварталов. Следовательно, уже к началу холодного сезона 2016 года на нефтяном рынке наступит некоторая определенность, к октябрю появится возможность сделать более точные прогнозы относительно цены на черное золото и, соответственно, курса рубля. «Поэтому рано или поздно произойдет «слезание» с нефтяной иглы. Процесс будет болезненным. Трудно сказать, какие отрасли выиграют, какие проиграют», – резюмировал Сергей ХЕСТАНОВ.

На вопрос журналистов, куда же мы можем с нее слезть, ответил Василий КОЛТАШОВ: «Единственный способ куда-то слезть – это развивать внутренний рынок. Когда рубль имеет такую высокую зависимость от цены на нефть, это указывает на узость национального рынка. Наша страна кроме нефти производит, по большому счету, только оружие и боеприпасы. Нужно одновременно активизировать спрос и создать производство под него». Это тем более важно, что Китай обладает весьма обширными запасами сланцевой нефти и газа и как только освоит их массовую добычу, вклад этих полезных ископаемых в нашу экономику дополнительно снизится.

Чем жить будем

Сергей ХЕСТАНОВ уверен, что все проблемы бюджета в обозримом будущем будут решаться за счет девальвации рубля, что на курс сильнее всего влияют: цена на нефть, расходная часть бюджета и использование резервных фондов. «Пока дефицит бюджета не превышает трех процентов, бюджет остается устойчивым и управляемым. Вот прошлый год удалось свести с дефицитом 2,5 процента, что с точки зрения Минфина безусловный успех. Скорее всего, тенденция к сохранению низкого дефицита сохранится, а это значит, что девальвация – то горькое лекарство, которым будут компенсироваться все проблемы бюджета. Да, это будет сказываться на ценах в магазинах, потому что официально треть потребительской корзины – это импорт, неофициально (особенно в крупных городах) – это 40–45 процентов. С другой стороны, это лекарство бесплатное».

Позитивных моментов экономисты в сложившейся ситуации не находят. Согласно их прогнозам, «потерпеть» россиянам придется гораздо дольше, чем два года. Михаил ДЕЛЯГИН привел пример, когда прямые и относительные экономические показатели указывают на разные, часто противоположные моменты: «За 2015 год внешний долг РФ снизился с 599 до 515 миллиардов долларов. Казалось бы, ура, но есть маленький нюанс: в результате девальвации доля внешнего долга в ВВП выросла с 32,2 до 42,2 процента». Отвечая на вопрос о сокращении доходов населения, экономист отметил, что официально розничный товарооборот снизился на 10 процентов, а неофициально на 20: «В условиях коррумпированной высокомонополизированной экономики верхние 3-5 процентов свои доходы не снижают никогда, а только наращивают. Это означает, что у 90 процентов населения потребление снизилось на 20-30 процентов».

Среди прогнозов, которыми экономисты поделились с журналистами, были, в частности, и обещание роста налогов на недвижимость, и вероятность дефолта, правда, его наступление, по мнению экспертов, не так близко и неотвратимо, как девальвация рубля.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/fevral/-4/17-y-god-nastupit-ne-v-kalendarnom-a-v-istoricheskom-smysle