Дмитрий ХРАПОВ: «У нас уникальная ситуация, мы сами производим для себя катализаторы крекинга»

Дата публикации: 03 февраля 2016

Компания «Газпром нефть» планирует потеснить крупнейших зарубежных производителей на российском рынке катализаторов для нефтепереработки. Сейчас на Омском НПЗ производится порядка 3 тысяч тонн катализаторов крекинга, но «Газпром нефть» планирует построить на территории завода новое производство, чтобы ежегодно выпускать 21 тысячу тонн катализаторов нескольких видов. Инвестиции в этот проект составят 11 млрд рублей. О первых отечественных разработках новых видов катализаторов  и актуальном сегодня импортозамещении обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с главным технологом Омского НПЗ Дмитрием ХРАПОВЫМ.

– Дмитрий Валерьевич, из уроков химии все мы знаем, что катализаторы ускоряют скорость химических процессов, но мало кто представляет, какую роль они играют в нефтепереработке, в частности, при очистке топлива. Продукт почти все российские НПЗ сейчас закупают за границей, а что может случиться, чисто теоретически,  мы окажемся без этого импортного компонента?

– Допустим, ведущие производители катализаторов гидроочистки дизельного топлива Albemarle и Axens, другие западные компании прекратят поставки. Тогда наша отечественная нефтепереработка будет не в состоянии выпускать топливо современного качества. В качестве бензина и «дизеля» мы сразу откатимся назад. А это и возможные неисправности каталитических нейтрализаторов в автомобилях, и увеличенные выбросы серы от автомобильного транспорта.   

– Почему раньше никто не задумывался над вопросами производства катализаторов, если их отсутствие может сказаться на огромной отрасли и отбросить ее на много лет назад?

– В советские времена не было таких жестких экологических требований к моторному топливу, не требовались, соответственно, и технологии очистки, которые широко применяются у нас сегодня. Кстати, производство катализаторов – это немного другая отрасль по сравнению с нефтепереработкой. Все знают, например, как делаются автомобили. Двигатели для них изготавливают в одном месте, коробки перемены передач – в другом, фары – в третьем, шины – в четвертом. А на конвейере автозавода из множества комплектующих собирают готовый продукт – автомобили. На Западе нефтеперерабатывающие заводы не занимаются производством катализаторов. Они покупают их у специализированных компаний. У нас получилась уникальная ситуация, мы сами производим для себя катализаторы. А когда построим новое производство – обеспечим не только себя. Суммарная мощность планируемого производства – 21 тысяча тонн в год, из них 15 тысяч тонн катализаторов каталитического крекинга, 4 тысячи тонн – катализаторов гидроочистки и 2 тысячи тонн – гидрокрекинга. Там же будет участок по восстановлению активности катализаторов гидроочистки.  

– Партнером для разработки новых видов катализаторов был выбран именно Институт катализа имени Г. К. Борескова. Почему?

– На сегодняшний день это единственный российский разработчик катализаторов гидроочистки, у которого есть реальный продукт. Только у них есть катализатор гидроочистки для получения  дизельного топлива пятого экологического класса. Перед тем как подписывать в апреле прошлого года соглашение, мы съездили к ним, посмотрели их возможности, убедились, что институт развивается, увидели современную исследовательскую базу, внушительный парк оборудования, который обновился в последние годы.

– Почему решено было инвестировать очень значительные деньги в расширение производства катализаторов?

– Отчасти импортозамещение сыграло свою роль, отчасти – стремление к развитию и стратегия снижения себестоимости катализаторов. И сегодня мы видим, что были совершенно правы, поскольку колебания валютного курса оказывают очень сильное влияние на стоимость всех  необходимых для нефтепереработки компонентов, закупаемых за рубежом. Немаловажен, кстати, и экологический аспект. На новом производстве будет использован ряд современных решений по очистке сточных вод и дымовых газов, что позволит нам при увеличении производства катализаторов значительно снизить объем воздействия на окружающую среду.

– На каких НПЗ сегодня используется омский катализатор?

– На Московском НПЗ наш катализатор крекинга полностью заменил импортный. Сейчас идет процесс загрузки реакторов нашим катализатором крекинга на Ангарском НПЗ. Есть интерес и у Ярославского НПЗ, но пока мы не можем удовлетворить все запросы. Уже не хватает мощности.

– Если представить себе гипотетическую ситуацию, что к 2019 году, когда заработает ваше новое производство, и нефть опять поднимется в цене выше 100 рублей за баррель, и рубль восстановится, и все санкции отменят. Есть риск, что омские катализаторы не будут востребованы?

– Катализаторы будут востребованы, в этом я уверен. В стратегических отраслях, к которым относится нефтепереработка, Россия не должна критически зависеть от импорта и колебаний политической конъюнктуры. Ну, если цены на нефть опять пойдут вверх, то мы еще быстрей сможем реализовать свой инвестиционный проект.

– Надо ли понимать так, что при невысоких ценах на нефть инвестиции в катализаторное производство могут немного растянуться во времени?

– Сроки ввода нового катализаторного производства остаются прежними – 2019 год.

Справка «КВ»

«Газпромнефть-Омский НПЗ», дочернее предприятие компании «Газпром нефть», является одним из самых современных нефтеперерабатывающих заводов России и одним из крупнейших в мире.

В 2015 года предприятие на 3,6% – до 4 млн тонн – увеличило объем производства бензина экологического стандарта «Евро-5» по сравнению с предыдущим годом. Выпуск дизельного топлива 5 экологического класса составил 6,3 млн тонн, что соответствует уровню 2014 года. Наибольший прирост зафиксирован в выпуске ароматических углеводородов, объем их производства вырос на 23% и составил 407 тыс. тонн.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/fevral/-4/dmitriy-hrapov-