Олег ГОЛУБЕВ: «Не думаю, что частные перевозчики установят тарифы в 25-30 рублей. С такими тарифами они потеряют пассажира»

Дата публикации: 03 февраля 2016

На пресс-конференции, которая проходила 27 января, председатель РЭК Омской области Олег ГОЛУБЕВ опровергал мифы и подводил итоги тарифной кампании 2016 года. В общей сложности на 2016 год регулятор установил около 5 тысяч тарифов для 600 организаций, работающих на территории Омской области. Самыми проблемными вопросами, по его словам, остаются теплоснабжение и водоотведение. Более 40% жалоб, поступивших в РЭК в прошлом году, касаются именно этих сегментов жилищно-коммунального хозяйства. Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ предлагает вниманию читателей «КВ» выдержки из пресс-конференции главы омского тарифного органа.

О тарифах

Начну со статистики. Проводя работу по тарифному регулированию, мы провели в 2015 году 82 заседания правления, рассмотрели заявки почти 600 организаций, установили порядка 5 тысяч разных тарифов на 2016 год. Экономический эффект от этой работы, по нашей предварительной оценке, составил 10,5 млрд рублей. То есть это те средства, которые потребитель точно не переплатит ресурсоснабжающим организациям. Есть такой миф, что тариф – это нечто искусственное. На самом деле за любым тарифным решением стоят не просто цифры. Тариф – это необходимые расходы предприятия. Мнение, что в тарифы можно включить что-то лишнее, – это миф. Смею вас уверить, все тарифы устанавливаются на основе строгих методик, утвержденных на федеральном уровне. Процедура очень жесткая, и регулятор не имеет права отступить от нее ни на шаг.

У регионального регулятора очень непопулярная роль. С одной стороны, мы должны заботиться о доступности коммунальных услуг для жителей региона. С другой – должны обеспечить достаточную выручку, чтобы поставщикам ресурсов хватило для своей деятельности. А угодить всем одновременно невозможно. Поэтому мы находимся под постоянным пристальным вниманием как со стороны потребителей, так и со стороны регулируемых организаций и контролирующих органов. Никогда не ставится задача умышленно что-то завышать или занижать, в чем нас часто обвиняют. Но и добиться золотой середины не всегда просто.

Важно понимать, что тариф – не причина, а следствие. Мы платим много за услуги ЖКХ, поскольку у коммунальных услуг по разным причинам высокая себестоимость. И логично ли ругать врача, который поставил диагноз больному алкоголизмом человеку, что у него цирроз печени. Лечение неблагополучных предприятий должно заключаться, на мой взгляд, не в искусственном сдерживании тарифов, а в повышении эффективности предприятий из коммунальной сферы. За эффективную организацию процесса снабжения населения газом, теплом и водой, согласно федеральному законодательству, несут ответственность органы местного самоуправления. И они обязаны этими вопросами заниматься.

О банкротствах и судебных тяжбах

С нами спорят постоянно. В 2015 году было порядка 200 процессов. И не всегда они заканчивались, к сожалению, в пользу потребителей. Несколько судов, как вы знаете, РЭК проиграла, дойдя до Верховного суда РФ. Проиграли, в частности, Омскэлектро и филиалу «МРСК Сибири» – «Омскэнерго». И были вынуждены компенсировать им эти суммы в необходимой валовой выручке 2016 года. Экономику не обманешь. Как бы кто ни старался привнести в деятельность регулятора политический подтекст. Любые манипуляции с цифрами, в том числе искусственное сдерживание, отражаются на финансовом результате регулируемых предприятий. Длительное сдерживание тарифа неминуемо приведет лишь к банкротству ресурсоснабжающей организации, а у новой организации, которая сменит обанкротившуюся, тариф всегда будет выше, поскольку новое юридическое лицо начинает работать с чистого листа. Так или иначе, но тариф все равно вырастет. В этом году новые теплоснабжащие организации появились в 13 районах Омской области, потому что предыдущие просто обанкротились. На мой взгляд, ежегодный плановый рост тарифов – лучше, чем резкие взлеты.

О сельском теплоснабжении

Сельские тарифы закономерно выше городских. На сегодняшний день в районах Омской области действует большое количество неэффективных котельных. Минэкономики периодически обновляет список, и на сегодняшний день в неэффективных числятся 296 котельных. Это те котельные, теплоснабжение от которых выходит потребителю дороже, чем он сам бы отапливался, используя электрические отопительные приборы. В данном случае нет никакого смысла неэффективные котельные содержать, заниматься бесконечными ремонтами, подготовкой сетей, подвозом топлива. Их выгоднее вообще закрыть и перевести потребителей на электрическое отопление.

Наибольше число неэффективных котельных в Черлакском и Полтавском районах – по 18. В Любинском и Омском районах – по 17. На качество услуг теплоснабжения, кстати, могут влиять очень разные факторы. Такие, например, как воровство. Вроде бы банальная вещь, но в ряде сельских районов это настоящая проблема. Уголь хранится на неохраняемой территории, а население, по непонятным для меня причинам, имеет давнюю привычку приходить к местам хранения в темное время суток с саночками. И многие почему-то такое поведение считают нормальным. Охранять уголь, нанимая сторожей, – дорого. Забор построить – тоже дорого. А люди этим пользуются, к сожалению.

О твердых бытовых отходах

Сегодня много разговоров о том, как будет исполняться Федеральный закон № 404-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если коротко, то весь 2016 год – это переходный период. В течение года будет действовать старая система, когда услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов включаются в общий тариф за обслуживание жилья. То есть мы просто оплачиваем и не знаем, сколько именно платим за утилизацию мусора. А к 1 января 2017 года, когда в квитанциях появится новая строчка, должен будет появиться региональный оператор, отвечающий в регионе за вывоз ТБО, а мы обязаны будем утвердить сначала нормативы коммунальных услуг с учетом и географии расположения полигонов ТБО, и содержания нашего бытового мусора, а потом и тарифы для населения. Причем по каждому поселению мы должны будем учесть свои особенности. Проект соответствующей методики уже есть, и мы начинаем над этой задачей работать. Уже создали и рабочую группу, которая будет включать в себя и общественность, и науку, и отраслевые ведомства. И журналистов мы тоже приглашаем поучаствовать в этих обсуждениях. Для утверждения норматива мы должны пройти четыре периода – зима, весна, лето и осень. Согласно методике в каждом периоде разный состав и бытового мусора.

О тарифах для АО «Омскэлектро» и уголовном деле

К тарифам Омскэлектро всегда почему-то очень много вопросов. Причем РЭК обвиняют и в завышении тарифов, и в занижении. В прошлом году предприятие доказало в Верховном суде РФ свою правоту, и мы обязаны были возместить им 160 млн рублей и увеличить необходимую валовую выручку в следующем периоде регулирования, то есть в тарифах 2016 года. Следственные органы рассматривают другой период регулирования – 2013 год, и мне сложно сегодня что-то сказать, кроме того, что уголовное дело возбуждено, следствие продолжается, и есть подозреваемые. Я не исключаю, конечно, возможности нарушений со стороны регулятора. В любом случае, если будут выявлены хотя бы минимальные основания для подозрений, эти люди у нас работать не будет. На сегодняшний момент я таких выводов сделать не могу. Все документы, касающиеся тарифного регулирования Омскэлектро с 2012 года по настоящее время, изъяты.

О пассажирском транспорте

Департаментом транспорта утверждена схема, которая предполагает разделение маршрутов на регулируемые и нерегулируемые. В регулируемые, насколько я понимаю, попал только муниципальный транспорт. Все перевозчики, работающие на автобусах малого класса, оказались на нерегулируемых маршрутах. Насколько это законно-незаконно – я обсуждать не могу. Это не мои полномочия. Сейчас этот подход проверяет прокуратура, насколько я понимаю. С точки зрения регулятора – все сделано правильно. Схема существует, она утверждена уполномоченным органом, и перевозчики, работающие на нерегулируемых маршрутах, имеют право устанавливать цену самостоятельно, без нашего регулирования. Но я не думаю, что перевозчики установят тарифы в размере 25-30 рублей. Они же понимают, что с такими тарифами они потеряют пассажира. Они будут исходить из своей экономики и конъюнктуры рынка пассажирских перевозок.

Методология, которую мы создавали в прошлом году с целью расчета тарифов для частных перевозчиков, – она тоже будет востребована, я считаю. Может же быть такое, что некоторые частные перевозчики будут работать на регулируемых маршрутах? Я думаю, что это возможно. И тогда они попадут в сферу деятельности регулятора, и мы для расчета тарифов будем использовать эту методологию. К тому же в Омске есть частные перевозчики, которые работают на автобусах большой вместимости, и им будет необходим индивидуальный тариф. Как раз недавно мы рассмотрели и утвердили тариф в размере 25 рублей для ООО «Стенли». Это предельный тариф, естественно.

Сейчас идет переходный период, а в апреле 2016 года он заканчивается, и перевозчики, работающие на автобусах малого класса, в соответствии с требованиями Федерального закона №220-ФЗ, обязаны будут иметь карты маршрутов, а контрольные органы будет вправе требовать с перевозчиков наличие всех документов. И тогда уже можно будет говорить, кто законно работает на маршруте, а кто незаконно. На эту тему можно рассуждать долго. Можно говорить, что делить перевозчиков на легальных и нелегальных нельзя, все работают на маршрутах законно, поскольку они сами создали себе рабочие места и кормят семьи. Может быть действительно есть смысл узаконить всех. Я лишь за то, чтобы в сфере пассажирских перевозок был порядок, чтобы участники рынка работали в равных условиях и все платили налоги.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/fevral/-4/oleg-golubev-