Омские чиновники призывают урезонить коллекторов

Дата публикации: 03 февраля 2016

В 2015 году выросло количество жалоб в Роспотребнадзор на нарушения прав потребителей в финансовой сфере

На заседании Межведомственного совета по торговле и правам потребителей на территории города Омска, состоявшемся 26 января, были подведены итоги работы  совета за 2015 год. Больше всего вопросов в сфере защиты прав потребителей, по мнению специалистов из регионального управления Роспотребнадзора и городского департамента экономической политики, вызывает работа коллекторских агентств и операторов туристического рынка, на которых сильно повлияло принудительное закрытие главного зимнего направления для отдыха омичей – Египта. А по мнению руководителя общественной организации «Омский союз потребителей «Щит» Евгения РАБИНОВИЧА, главная проблема в сфере защиты потребителей – это очень низкий процент исполненных судебных решений по искам обманутых людей.

Как рассказала и.о. директора городского департамента экономической политики Ольга ЛАРЕНКОВА, доля различных нарушений в сфере защиты прав потребителей на территории Омска достаточно высока. Свыше 80% омичей хотя бы раз в год сталкиваются с такими проблемами. Наиболее эффективными методами борьбы с правонарушениями на потребительском рынке городские власти считают профилактические меры, среди которых различные рейдовые и контрольно-надзорные мероприятия. В 2015 году разными структурными подразделениями администрации города было проведено более 600 рейдов, по результатам которых выписано штрафов на 1,1 млн рублей.

Ввозимые в город товары и сырье животного происхождения контролировало региональное управление Россельхознадзора. За 9 месяцев 2015 года ведомство задержало 312 тонн сырья животного происхождения по причине отсутствия ветеринарных сопроводительных документов. А управлением Роспотребнадзора проведено на территории Омска 715 проверок и административных расследований. В 85% случаев выявлялись те или иные нарушения, как рассказала начальник отдела регионального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Ольга ЕКИМОВА,

По информации Роспотребнадзора, количество жалоб со стороны потребителей на нарушения их прав продолжает расти. В 2015 году ведомство получило 2 736 письменных обращений, а это на 27% больше, чем в 2014 году. Лидирует по количеству жалоб сфера услуг, в том числе финансисты и туроператоры. Повлияло на количество обращений в Роспотребнадзор и закрытие Египта для российских туристов. За период с 9 ноября 2015 года по 21 января 2016 года в ведомство поступило 63 жалобы на туроператоров (из них 22 письменных), которые не захотели добровольно вернуть деньги за неиспользованные путевки. Правда, туроператор «Библио-Глобус» и турагентство «Алекс-Тур» не стали затягивать конфликт и вернули 166 тысяч рублей несостоявшимся туристам в досудебном порядке.

В общей сложности Роспотребнадзором подготовлено 9 исковых заявлений в суд в защиту прав и законных интересов не посетивших Египет омских туристов на основании ст. 40 Федерального закона «О защите прав потребителей», чтобы с ними расторгли договоры на реализацию туристского продукта, вернули деньги и выплатили еще компенсации морального вреда. В настоящее время, по словам Ольги ЕКИМОВОЙ, все эти иски находятся на рассмотрении в судах. На основании поступивших обращений Роспотребнадзором были сделаны и суровые выводы в отношении четырех туристических компаний, которые будут наказаны штрафами за то, что включали в договоры на реализацию туристского продукта условия, ущемляющие права потребителей.

Специалисты Роспотребнадзора отмечают и увеличение количества жалоб от потребителей в финансовой сфере. Количество просроченных кредитов растет, а с ними растет и активность коллекторских агентств, деятельность которых на сегодняшний день еще не урегулирована федеральным законодательством. Всего в 2015 году в сфере кредитования ведомством было проведено 29 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе 22 административных расследования, поводом для которых стали обращения граждан. Из 9 исков о признании недействительными кредитных договоров, поданных в суды в интересах потребителей, удовлетворены были 6. Остальные еще рассматриваются.

– Сейчас в Госдуме РФ активно рассматривается вопрос о том, чтобы запретить кредитным организациям передавать информацию о задолженности клиентов третьим лицам. Проект федерального закона поступит на согласование в Законодательное собрание Омской области, и нашему межведомственному совету тоже имеет смысл сформулировать свои предложения на этот счет, – высказала свои пожелания заместитель мэра Омска Инна ПАРЫГИНА. – И вопрос о размерах штрафов для нарушителей в финансовой сфере нужно каким-то образом инициировать. Большой штраф вразумит всех.

Предложение по увеличению размера штрафа для нарушителей поддержал и председатель совета областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит» Евгений РАБИНОВИЧ. По его мнению, штрафные санкции должны быть не просто большими, а разоряющими. Но все же самой большой сегодняшней проблемой в сфере защиты потребителей Евгений РАБИНОВИЧ считает не размеры штрафов, а неисполнение судебных решений. Потребитель успешно доказывает в суде свою правоту, а результата все равно не добивается.

– Нет правосудия без исполнения судебных решений, – посетовал Евгений РАБИНОВИЧ. – Каждый год потребители выигрывают 3-3,5 млн исков, но взыскать эти деньги не представляется возможным. Служба судебных приставов не работает. Этот вопрос поднимался неоднократно, на всех уровнях, но никаких подвижек пока не происходит.

А по мнению президента Союза организаций торговли Омской области Бориса СВАТКОВА, нам нужны не столько новые законы, сколько коррективы в старые. Например, в закон «О банках и банковской деятельности». Этим законом, по его мнению, можно отрегулировать и рынок микрофинансовых организаций, и запретить передачу сведений о задолженности клиентов.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/fevral/-4/omskie-chinovniki-prizyvayut-urezonit-kollektorov