Андрей ГОЛУШКО: «Типичный омский чиновник умеет только обещать, легко врет и не исполняет своих обязательств»

Дата публикации: 10 февраля 2016

4 февраля омский сенатор Андрей ГОЛУШКО, всегда отличавшийся прямолинейностью,  пообщался с представителями омских СМИ на площадке холдинговой компании «Акция». Сенатор подытожил свою прошлогоднюю работу в Совете Федерации, поделился информацией об экономической ситуации в стране и регионе, озвучил свои политические планы на 2016 год и высказал мнение о низкой эффективности работы многих городских и областных чиновников. Предлагаем вниманию читателей «КВ» наиболее яркие высказывания сенатора.

Об экономике

Что бы ни говорили, в стране серьезнейший экономический кризис. Самый серьезный, пожалуй, за последние 15 лет. У нас впервые за много лет отрицательный показатель доходов населения, впервые уровень безработицы достиг таких величин, у нас жуткий дефицит региональных финансов. Проблемы практически по всем регионам, за исключением восьми. У нас отстают реальные доходы от инфляции. Самое печальное во всей этой истории, что до сегодняшнего дня экономический блок правительства формирует только одну стратегию, которая называется «давайте подождем, когда вырастут цены на нефть». Все это мы обсуждаем, правительство делает уже третью попытку представить некий антикризисный план, но пока положительных результатов нет.

            В нашей области ситуация полностью зависит от внешних условий, естественно. На нас влияют все негативные факторы. У нас тяжелая ситуация с бюджетом. Нам скорей всего придется от чего-то отказываться. Насколько это будет болезненно – посмотрим. Но при этом при всем, как я считаю, нет поводов для паники. Кто постарше, те прекрасно помнят, как все было в 1997-1998 годах. Кто работал в те годы, тому сегодняшние экономические проблемы – это детский утренник. У нас были как минимум 10 сытых лет, когда мы могли себе позволить вещи, совершенно точно не заработанные. У нас не диверсифицировалась экономика, не выросла в разы производительность труда, мы не стали эффективными, но при этом жили все лучше, чем работали. Вот за это теперь и платим. 

Об объектах 300-летия Омска

Единственный объект к 300-летию, который будет завершен вовремя, — это здание цирка. Знаете почему? Потому что к нему не имеют отношения ни область, ни город. Я сразу попросил руководство Росгосцирка взять на себя все. Они так и сделали. Взяли на себя проект, сами провели тендер по выбору подрядчика, и выбранная по тендеру московская компания работает даже с небольшим опережением. Все остальные объекты у нас на разные сроки отстают от графика. И большая их часть, к моему сожалению, к 300-летию завершена не будет. «Галерку» скорей всего откроем, но мы ее должны были открыть еще в мае 2015 года.

            Особенно печалит история про «Омскую крепость». В 2013 году мы с губернатором на коллегии Минкульта защитили проект с общим объемом финансирования 2,4 млрд рублей. На коллегии все проголосовали единогласно. Дальше мы должны были подготовить проектно-сметную документацию, представить ее Минкульту, после чего нам бы открыли финансирование. С момента принятия решения прошло почти три года. За эти три года мы сделали проектно-сметную документацию на шесть сараев с общей сметной стоимостью 500 млн рублей. На этом фантазия мэрии иссякла. Хотя в том проекте, который мы с губернатором представляли в Минкульте, было и обустройство набережной, и открытый кинотеатр, и восстановление земляного вала, который был. Мы могли бы благоустроить огромную территорию, которая намного больше территории «Омской крепости».

Но и это не все. Мэрия уже год не может провести торги по выбору подрядчика. У нас деньги были выделены еще в январе 2015 года, а мы только 16 февраля 2016 года намерены подвести итоги торгов. Ну как это можно оценивать? Я это оцениваю как абсолютный непрофессионализм, безалаберность, разгильдяйство, и за это люди обязательно должны быть наказаны. Мы привыкли, что у каждой победы есть имена. Так вот, имена есть и у любого провала и неудачи. И я очень хочу, чтобы имена звучали не только в случае побед, но и когда мы провалились и не сделали вовремя того, что обещали. С мэром Омска мы на эту тему, кстати, разговаривали неоднократно.    

О работе оргкомитета 300-летия Омска

Я не могу сейчас уговорить МЕДИНСКОГО, чтобы он провел очередной оргкомитет. По графику у нас очередное заседание должно было состояться в январе. Владимир Ростиславович в августе уехал из Омска в расстроенных чувствах и больше не хочет к нам приезжать. Говорит, что еще ни в одном регионе не встречал такого отвратительного отношения к делам. И сейчас он даже слушать ничего не хочет про Омскую область. А зачем, говорит, мне тратить несколько дней, чтобы опять наслушаться отговорок, по каким причинам не было сделано то и это. Объективные проблемы есть всегда. Но другие регионы эти проблемы решают, а мы только оправдание ищем своему нежеланию работать. И превращаемся в большое болото.    

О корпусе ОмГУ на ул. Фрунзе

Я полгода потратил, чтобы нам выделили деньги на достройку нового корпуса университета. Напомню, что один раз Минобразование деньги на достройку уже давало. Но здание как стояло недостроенным, так и стоит. Перед Новым годом нам выделяют еще 381 млн рублей под обязательство, что к 1 марта будет выполнена проектно-сметная документация. Два дня назад мне звонят из министерства образования и говорят: «Мы у вас 1 марта деньги обратно заберем». Я начинаю разбираться. Выясняется, что мы не успеваем пройти госэкспертизу, потому что мы не можем сделать ровно две бумажки, из-за которых госэкспертиза заворачивает проект назад. Когда разобрались, мы сделали эти бумажки за один день. И документы были сданы на госэкспертизу. Почему все у нас так происходит – я не знаю.

О слухах об отставке мэра и губернатора

Я не помню за последние пятнадцать лет ни одного периода, когда бы в Омской области не муссировались слухи об отставке мэра и губернатора. Ничего не поменялось и сегодня. Если вас интересует мое мнение, то я считаю, что и наш мэр, и наш губернатор доработают те сроки, которые определены для них законом.

  О критике областного правительства

Просто критиковать – очень удобная позиция. Тем более статус сенатора позволяет мне это делать. И так делают многие мои коллеги, кстати. А я правительство не только критикую. Я с нашим правительством работаю в ежедневном режиме, решая десятки вопросов, поэтому у меня есть право на критику. Многим кажется, что все происходит само по себе. Ничего подобного. Сами по себе происходят только глупости и неудачи. Любые вещи позитивные, нужные и правильные – это результат напряженной работы. Мне нет разницы, как ко мне относятся в правительстве. Мне главное, чтобы министры мышей ловили. Меня как-то даже губернатор спрашивал, почему я не люблю одного из министров. А я не люблю людей, которые в жизни не прочитали ни одной книжки. Я считаю, что хотя бы одну, но нужно прочитать. 

О чиновниках

Кадровая проблема есть не только у губернатора и мэра. У меня она тоже есть. Вот ВИЖЕВИТОВА ушла в правительство – у меня сразу возникла проблема. К сожалению, у нас во всей стране нехватка людей, с которыми можно реально работать, на которых можно опираться. У ПОЛЕЖАЕВА не было таких острых проблем, поскольку у него совершенно другой стиль управления. Он подолгу присматривался к людям. Бывало, по нескольку лет. Я стал депутатом Законодательного собрания Омской области – он три года меня тестировал. Потом сделал председателем комитета и опять присматривался. И только после этого позвал в администрацию, где я отработал 5 лет первым заместителем.

Кстати, для того времени 5 лет – очень небольшой срок. Многие с ПОЛЕЖАЕВЫМ работали по 15-20 лет. У нынешнего губернатора другой стиль. К тому же пришел он не из власти. Да и времена сейчас другие. Умные, талантливые и эффективные занимаются собственным бизнесом или в больших компаниях работают. Как их оттуда переманить? Пакет, который могут предложить в правительстве региона, — он не самый впечатляющий на сегодняшний день. Думаете, губернатор рад этой, как журналисты говорят, кадровой чехарде? Нет, не рад. Но и страшного тут ничего нет. Приходят новые люди. Вот новый первый зам НОВОСЕЛОВ на меня хорошее впечатление произвел, когда мы с ним познакомились. Видно, что и желание есть работать, и глаза горят. Главное, чтобы он не превратился потом в типичного омского чиновника с потухшими серыми глазами, который умеет только обещать, легко врет и не исполняет свои обязательства. Еще одно положительное впечатление – новый министр сельского хозяйства ЧЕКУСОВ. Я с ним перед Новым годом познакомился. Молодой, энергичный, должно у него получиться, если не засосет, конечно, чиновничья трясина. 

Об омском мэре ДВОРАКОВСКОМ

Я который год ругаю мэра, но ведь на самом деле есть вещи, которые не зависят от денег, Украины, Сирии и экономических санкций. Не нужны никакие федеральные субсидии, чтобы поставить урны, лавочки или украсить Омск к Новому году. Этот вопрос зависит только от заинтересованности местной власти. Если наплевать на все – такой и результат получается: главное, чтобы в Новый год какие-нибудь трубы не разморозились. А если не наплевать – собираешь бизнес, руководителей организаций, проводишь с ними мотивирующие беседы, организуешь конкурсы на лучшее новогоднее оформление здания, улицы и так далее.

Мы с мэром ДВОРАКОВСКИМ много лет знакомы. Более того, я очень хорошо к нему отношусь как к человеку. Я считаю Вячеслава Викторовича очень приличным человеком, что для меня лично очень важно. Он замечательный отец, великолепный дед, заботливый муж, хороший товарищ. Но, к большому сожалению, всего этого набора недостаточно, чтобы быть хорошим мэром. И этот посыл он слышит от меня все последние годы. Поначалу я надеялся, что он преодолеет отсутствие опыта в управлении такой большой агломерацией, как миллионный город. Найдет людей, которые рядом встанут. Но этого не произошло, к сожалению. И у меня сегодня много претензий к нему как к чиновнику.  Хотя сам он считает, что все не так плохо. Город от снега чистится, мол, лампочки горят.

О выборах в Госдуму

В партии сейчас обсуждается, как будет выглядеть следующая Государственная дума. Речь идет о том, чтобы увеличить количество профессионалов, которые могут исполнять обязанности парламентариев. К моему сожалению, меня тоже рассматривают в этой будущей конфигурации, поскольку я бывший заместитель председателя Комитета по экономической политике Государственной думы. Обсуждение не закончено. Но если будет принято решение, мне придется с ним согласиться. Хотя я, конечно, делаю сейчас все возможное, чтобы остаться сенатором еще один срок. От этого, как я считаю, будет больше пользы и для меня, и для Омской области. Но мои желания повлияют на конечный результат не больше чем на 30%.

Об инвесторах и инвестициях

Сказать, что ничего не происходит, было бы неправильно. Сейчас на стадии реализации проект «Омского бекона». Все знают, что акционеры этого предприятия решили построить фактически новый «Омский бекон», но никто не знает, что изначально эти акционеры выбрали площадку в соседней Тюменской области, и уже практически на выходе было соглашение, которое они должны были подписать с правительством соседнего региона. Инвестиционный климат в Тюменской области намного, конечно, благоприятнее, чем в Омской области, в первую очередь в силу масштабности их бюджета. И мы с губернатором большую комбинацию провернули, чтобы убедить акционеров «Омского бекона» в том, что им интересней остаться в Омске. Сейчас к нам в Азовский район заходит группа ГУЦЕРИЕВА на большой молочный проект. Я надеюсь, нам удастся в аграрную отрасль в ближайшее время заманить еще как минимум двух крупных инвесторов со звучными именами. Но есть и другие примеры. К нам «Полипластик» пришел и ушел. Не сошлись характерами с министрами, которые книжки не читают. В результате область потеряла компанию с выручкой, на минуточку, в 40 млрд рублей.

О Региональной энергетической комиссии

РЭК в инвестиционной политике – ключевой игрок. Что нужно инвестору всегда? Ему нужны подключения к сетям электроэнергии, газа, тепла и так далее. У нас все инвестпрограммы для монополистов утверждает РЭК. Монополисты только свои предложения вносят, а фактически РЭК определяет, где ставить подстанцию и куда тянуть трубу. Соответственно, возникает вопрос: кто должен управлять этой структурой? Естественно, тот, кто отвечает за инвестиционную политику в области. Значит, управлять должен экономический блок правительства, который знает, где в Омской области есть востребованность в инфраструктуре. А у нас, к сожалению, РЭК не имеет никакого отношения к экономическому блоку. И это только один из примеров, чего у нас не хватает, чтобы вести успешные переговоры с потенциальными инвесторами.

О стране-дауншифтере

Герман ГРЕФ прав. К сожалению, прав. И не признать его правоту нельзя. Что из этого следует? Нужно работать. И я очень надеюсь, что мы начнем меняться. Уж слишком мы были расслабленные последние 10 лет. Нам казалось, что ничего менять не нужно. У нас и так все хорошо. Оказалось, что жизнь умеет преподносить сюрпризы. Вчера было хорошо, а сегодня уже не хорошо. А мы к этим изменениям оказались плохо подготовлены.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/fevral/-5/andrey-golushko-