Летопись капитана Ивана Андреева

Дата публикации: 10 февраля 2016

Один из первых светских театров Сибири был создан в Омске до того, как он получил официальный статус города

Среди строителей второй Омской крепости капитан Иван Григорьевич Андреев занимает особое место. Эрудит и любитель искусства, в исторической литературе снискал славу «бескорыстного русского интеллигента» несмотря на то, что жил во времена, когда сам термин «интеллигенция» еще не вошел в употребление. Иван Андреев написал «Гисторию о киргиз-кайсаках», рассказал о том, как начиналась история Семипалатинска, сочинил трактат «Домашнее размышление о хлебопашестве». Но главная его заслуга на ниве сибирского историописания в том, что он является автором дневника «Домовая летопись», ставшим своеобразной хроникой, в котором Андреев описал жизнь в иртышских крепостях во второй половине XVIII века. Есть там рассказ и об Омской крепости и ее обитателях.

Иван Григорьевич Андреев родился 31 января 1744 года в семье капитана гренадерской роты. С шести лет он беспрерывно учился: в немецкой и гарнизонной школах, в Ивановском монастыре: занимался арифметикой и геометрией, увлекался музыкой. После смерти отца мать Прасковья Андреевна записала сыновей Ивана и Александра в стоявший на Ишимском укреплении Олонецкий драгунский полк. Началась сорокалетняя армейская служба Ивана Андреева. В инженерную команду Омской крепости Андреев вместе с братом были приняты в 1761 году. Здесь он выучился на топографа. В этот период Иван Андреев увлекся театром. Посещал представления гастролирующих по укрепленным линиям солдатских театров и бродячих трупп комедиантов, выступавших на Елизаветинском маяке Омской крепости в 1764 году. При каждом удобном случае старался вырваться в Тобольск, где на тот момент существовал единственный за Уралом театр. Андреев решил организовать в Омской крепости собственный «очаг культуры». Покровительствующий делу просвещения и распространения европейской культуры И.И. Шпрингер поддержал эту инициативу, и в конце 1764 года (или начале 1765-го) в Омской крепости состоялось первое представление омского «Оперного дома».

Вот что «Домовая летопись» сообщает об этом: «В сию ж зиму, к рождественской неделе, учрежден от генерала был в чертежной оперный дом где и чинили представления разных трагедий и комедий под смотрением и предводительством моим, причем на расходы со зрителей собиралось довольно денег и употреблялись на разные платья и уборы».

Так в отдаленной сибирской крепости, не имевшей еще на тот момент статуса города, открылся полноценный светский театр. С репертуаром, в который входили постановки сочинений популярных авторов того времени, с постоянным художественным руководителем и режиссером. Со специально отведенным для сценических постановок помещением (чертежная — здание штаба), с костюмами и декорациями.

В начале 1766 года Иван Андреев был произведен в прапорщики и, получив новое назначение, отбыл в Ямышевскую крепость. После отъезда Андреева никаких сведений о дальнейшей судьбе «Оперного дома» не сохранилось. Судя по всему, руководить театральной деятельностью в крепости стало просто некому. Омский литературовед Марк Мудрик, подробно изучивший жизненный путь Ивана Андреева, писал: «Заманчиво, конечно, предположить, как кого-то из начальства стали раздражать театральные затеи молодого офицера и решено было… спровадить его во второстепенную крепость. Но даже без столь впечатляющей интриги ясно: создание театра в заслугу Андрееву никто не ставил. Удивляться нечему. Ведь и мы спустя два с лишним века никак не оценили содеянное в Омской крепости театральное чудо».

 Вернулся Иван Григорьевич Андреев в Омск только в 1794 году. Нам неизвестно, насколько активно он участвовал в организации театральной жизни города в последующие два года. Есть основания полагать, что хоть Андреев и не был теперь «художественным руководителем», но не был он и простым зрителем, посторонним. Так или иначе, театральная жизнь, если верить «Домовой летописи» вновь забурлила. Омский «Оперный дом» уже выполнял функции не только театра, но и своеобразного культурно-досугового центра. Проводились балы (часто с «иллюминациями» и фейерверками), маскарадами и праздничными ужинами. Обязательными стали торжественные приемы в честь дней рождений. В летнее время проводили и масштабные увеселения. Андреев записывал в дневнике: «В четверток у Делонца, подполковника, в школе наверху бал и ужин, и опера «Лиза»; в субботу тут же опера «Разносчик», бал и ужин… 17 число июня в Омске, в лагере близ хутора подполковника Мориловского, от иркуцкого полковника Волчкова приглашено было все благородное общество, был великосветский бал, маскерад, опера «Мельник» (полное название «Мельник колдун, обманщик и сват» — С. Н.), и фейверок с пушечною пальбой, 3-х батальонов музыкою и певчих; продолжалось до 3-х часов с полуночи, а начало было 6 часов пополудни, где весьма гуляли и дан был ужин довольный…»

Но возрождение театральной традиции 1760-х длилось недолго. В 1796 году Иван Андреев был вынужден вновь покинуть Омск. На этот раз уже навсегда. Вскоре он вышел в отставку, жил в Семипалатинске. Прожил Иван Григорьевич долгую жизнь и умер в апреле 1824 года. В Омске же после чертежной так и не появилось специально оборудованного театрального здания. Спектакли ставились на разных площадках до 1818 года, пока домашние театральные сцены не были запрещены «для отвращения случавшихся при них и вследствие их нравственных беспорядков». Ждать своего театра Омску пришлось еще 56 лет.

Сергей НАУМОВ

При подготовке полосы использованы материалы публикаций Натальи ЛЕБЕДЕВОЙ, Марка МУДРИКА, Валентины РЫЖЕНКО

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/fevral/-5/letopis-kapitana-ivana-andreeva