Ученые-иностранцы, работавшие в России, оставили ряд описаний нашего города XVIII столетия
Достоверные сведения об истории Омска XVIII века крайне скудны. Немного мы знаем о том, как жили обитали первой и второй Омских крепостей, мало сохранилось описаний быта первых поколений омичей. И поэтому бесценными источниками для нас являются путевые заметки, оставленные выдающимися учеными-путешественниками того времени.
В июне 1734 года Омскую крепость посетил «историограф Российского государства» Герхард Фридрих Миллер (1705-1783), внесший огромный вклад в развитие российской науки.
Один из авторов знаменитой «норманнской теории» происхождения Русского государства Миллер родился в городе Херфорде в Вестафалии. Получил начальное образование в местной гимназии, которой руководил его отец и продолжил обучение в Лейпцигском университете. В ноябре 1725 года молодой ученый был приглашен в Россию в только что созданную Академию наук и художеств. В 1730 году Миллер стал профессором. За несколько лет жизни в Петербурге он сумел проникнуться культурой чужой ему страны и всерьез увлекся историей России. С 1732 года он издавал сборник статей «Sammlung Russischer Geschichte» («Собрание по Российской истории»), знакомивший читающих иностранцев с неведомой для них жизнью в далекой России.
В 1733 году началась подготовка «Великой северной экспедиции» в которой по заданию академии наук принял участие и Миллер. В Омской крепости он пробыл два дня, с 27 по 29 июня 1734 года. Сохранилось его описание Омской крепости: «В крепости строения имеется церковь Сергия Радонежского, чудотворца, гауптвахта, канцелярия, двор командующего офицера и двор управительской и казармы. За крепостью, по обеим сторонам реки Оми, стоят многие обывательские дворы, из которых Омская слобода состоит… Близ крепости сделан через реку мост. Гарнизон сей крепости состоит из 150 человек солдат да в 200 человек казаков, над которыми капитан команду имеет <…> Правда, что в бытность мою там в 1734 году крепость была четырехугольная и только палисадом обнесенная, из которых каждая сторона содержала в длине по сто сажен. Но как на другой год в Селенгинск я прибыл, и там застал господина Бухольца бригадиром и комендантом, то он меня обнадежил, что заложенная им крепость подлинно так сделана была, как она прежде описана. Называли ее по ея положению Омскою крепостью. Она отстоит от Тары в 277 верстах, а от Тары до Тобольска считается 435 верст…».
Другим выдающимся ученым XVIII столетия посетившим Омскую крепость, стал Петер Симон Паллас (1741-1811), знаменитый естествоиспытатель, географ и путешественник, «природный немец» «отдавший», по выражению В. И. Вернадского, «всю жизнь России».
В 1767 году Екатерина II совершила путешествие по Волге. Находясь под впечатлением от поездки, императрица приказала организовать несколько экспедиций, результатом которых должно было стать составление описания всех территорий Российской империи в географическом, социальном, этнографическом и прочих отношениях. Для осуществления замысла нужны были опытные ученые-натуралисты. К реализации масштабного замысла были привлечены корифеи европейской науки: Самуил Готлиб Гмелин-младший, Иоганн Петер Фальк и Иоганн Готлиб Георги. В Сибирь отправилась экспедиция под научным руководством Петера Симона Палласа.
Итоги сибирских экспедиций 1768-1774 года были выдающимися. Палласу удалось собрать богатейшие коллекции по ботанике, геологии, географии, зоологии и этнографии, ставшие достоянием мировой науки и составившие основу коллекций Кунсткамеры и музея Берлинского университета. Труд «Путешествие по разным провинциям Российского государства» стал фундаментальной работой по изучению природы и истории нашей страны.
Проезжая по Московско-Сибирскому тракту в мае 1771 года Паллас посетил Омск в этапный период его истории. За пять дней пребывания в Омске академик Паллас имел возможность осмотреть и достраивающуюся новую крепость, и старую (первую) в последний период ее существования.
Омск встретил выдающегося ученого весьма прохладно. Источники позволяют нам полагать, что начальство крепости (к тому времени Шпрингер уже умер) просто не понимало значения экспедиции Палласа и до петербургского гостя никому не было дела. Но, несмотря на неоднозначный прием, Петер Симон Паллас оставил об Омской крепости лестный отзыв. В те дни Паллас напишет: «Одна часть старой крепости будет сломана и старую соборную церковь также разломают, а оставятся током кладбище, на коем воздвигают ныне монумент над гробом покойного генерал-поручика фон Шпрингера, напротив того из слободу старую церковь перенесли на левый Оми берег, и по обеим сия реки сторонам построено небольшое предместие для казаков и отставных с одним токмо ретрашментом <…> Сия Новая, весьма выгодное положение имеющая, Омская крепость укреплена весьма прекрасным образом по новым воинской архитектуры правилам, и с 1768 года, когда она начата, выстроено оной под смотрением своего основателя весьма много».
Сергей НАУМОВ
При подготовке полосы использованы материалы публикаций Петра Вибе, Николая Вехова, Александра Лосунова
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".