"Сегодня выгодно, чтобы муниципальные служащие занимались своим делом, а не коммерцией"

Дата публикации: 24 февраля 2016

В суде по делу Юрия ГАМБУРГА экс-директор департамента имущественных отношений Сергей ХОРОШИЛОВ вспомнил заветы Германа ГРЕФА и напомнил, кто выбивал миллиарды для 300-летия Омска

В Центральном районном суде на минувшей неделе дал показания по уголовному делу Юрия ГАМБУРГА свидетель защиты Сергей ХОРОШИЛОВ. До сентября 2015 года он возглавлял департамент имущественных отношений администрации Омска, а в настоящее время работает заместителем председателя регионального отделения ДОСААФ России Омской области.

Адвокат Олег ЛЮБУШКИН расспросил г-на ХОРОШИЛОВА о событиях 2007 года, связанных с подписанием соглашения между департаментом имущественных отношений администрации Омска в лице его тогдашнего директора Юрия ГАМБУРГА (по доверенности) и ИП Надеждой ПЕТРЯКОВОЙ о сохранении в ее собственности помещения по адресу ул. Красный путь, 30 (ателье "Чародейка"). В то время Сергей ХОРОШИЛОВ работал в ДИО начальником управления аренды нежилых помещений. Эту должность он занял в 2005 году, войдя в состав команды нового мэра Омска, а ныне депутата Госдумы Виктора ШРЕЙДЕРА. Его, кстати, судья Алексей ПОЛИЩУК по просьбе стороны защиты вызвал в суд 14 марта.

"Чародейка"

Напомним, что помещение площадью 300 кв. м по ул. Красный путь находилось в собственности муниципалитета до 2003 года, когда при предыдущем мэре Викторе БЕЛОВЕ было продано в соответствии со скандальным постановлением Омского городского совета № 306-П Надежде ПЕТРЯКОВОЙ за 2,42 млн рублей. Сменивший БЕЛОВА на посту мэра ШРЕЙДЕР развернул в Омске целую кампанию, целью которой было получить доплату с собственников некогда городской недвижимости, которым она досталась с солидным дисконтом по 306-му постановлению. Когда ПЕТРЯКОВА заявила, что доплачивать отказывается, Арбитражный суд Омской области постановил вернуть "Чародейку" в собственность города, а предпринимательнице возвратить из омского бюджета уплаченные ею 2,42млн рублей. Исполнительное производство тем не менее не было начато. Уже проиграв в судах всех инстанций, Надежда ПЕТРЯКОВА все же согласилась доплатить за помещение 929 тысяч рублей. Эта сумма была рассчитана на основании оценки рыночной стоимости, подготовленной ООО "Флагман" – компании, выигравшей муниципальный конкурс на проведение всех подобных исследований в Омске. По данным оценщика, привлеченного Следственным управлением СКР по Омской области в 2014 году, в 2007 году объект недвижимости стоил 10,8 млн рублей. Так в деле Юрия ГАМБУРГА появился еще один эпизод превышения полномочий с ущербом 7,45 млн рублей.

306-П

Постановление горсовета № 306-П свидетель ХОРОШИЛОВ назвал "знаковым событием", на пересмотр результатов которого мэр ШРЕЙДЕР первым делом направил усилия подчиненных. Как отметил Сергей ХОРОШИЛОВ, в первую очередь департамента финансов и контроля: "Суть заключалась в том, что должны были быть проанализированы те сделки, которые заключались при предыдущем руководстве. Адекватная ли была цена по ним". Первый заместитель мэра Омска Юрий ГАМБУРГ в этой работе участвовал. Департаменту имущественных отношений, который возглавлял, он также поручил провести анализ сделок по продаже городского имущества. В то время неналоговые поступления в бюджет, добываемые ДИО, составляли 30% всей казны.

– Была создана рабочая группа. Было более сорока дел, по результатам которых в бюджет поступило более 80 миллионов рублей, – сказал свидетель.

Традиционно процедура пополнения казны, по его данным, проходила в рамках гражданского судебного процесса. Кто-то из собственников добровольно соглашался с новой, предложенной мэрией рыночной оценкой объекта и оплачивал в бюджет разницу в суммах. Были и те, кто по решениям суда возвратил имущество муниципалитету.

Оценка

ООО "Флагман" проводило оценку всех проданных по 306-П помещений после своей победы в муниципальном конкурсе на предоставление соответствующих услуг. Сергей ХОРОШИЛОВ сделал акцент на том, что проведение конкурса и определение поставщика услуг являлось делом не их, а управления муниципального заказа, подконтрольного департаменту финансов. Функция же департамента имущества была "технической" и в основном заключалась только в том, чтобы дать "первоначальную характеристику объекту". В самом департаменте специалистов-оценщиков никогда не было. На полученную исполнителем цену ("рекомендуемую для сделок"), по словам свидетеля, департамент влиять не мог.

Теоретически, может быть, можно проводить повторную оценку, но тогда придется в суде аргументировать, почему тот или иной отчет не подходит, – заявил Сергей ХОРОШИЛОВ.

На вопрос адвоката Олега ЛЮБУШКИНА, считает ли свидетель произведенную Надеждой ПЕТРЯКОВОЙ доплату адекватной реальной стоимости объекта, тот ответил утвердительно. Муниципальный имущественный фонд в Омске, отметил он, находился и сейчас находится в плачевном состоянии. Функцию по содержанию помещений в достойном состоянии, которая, по идее, должна быть возложена на собственника, взяли на себя арендаторы, которые в соответствии с характером своей деятельности (парикмахерская, ателье, предприятие общепита и так далее) и проводят необходимые ремонты.

– "Чародейка" не исключение. Это объект такого же технического состояния и свойства. Больше 900 тысяч рублей было за него доплачено. На тот момент это очень хорошая сумма, – считает свидетель.

В обоснование своей позиции он привел в пример выкупленные некогда по 306-му постановлению площади в зданиях по ул. Масленникова, 9 и Маркса, 10, правда, не уточнил, в какие суммы они обошлись в итоге нынешним собственникам. Что до Красного пути, 30, цена на помещение была назначена даже "возможно, слегка завышенная". Сергей ХОРОШИЛОВ отметил, что нынешнее федеральное законодательство, воплотившись в 159-ФЗ, повернулось лицом к бизнесменам-арендаторам.

– Предприниматель, арендующий муниципальное или государственное имущество более двух лет, получает право на льготный выкуп. Объект оценивается по рыночной стоимости – здесь то же самое, ничего не изменилось – и арендатор может в течение трех лет ее выплачивать, причем государство еще дает ему ссуду в виде ипотеки по ставке рефинансирования 8%. 99% предпринимателей воспользовались этим. А последние изменения в законодательстве дали возможность предпринимателю еще больше эту плату опустить. И сегодня субъект малого и среднего бизнеса, не так как ПЕТРЯКОВА, сразу выплачивает всю сумму, а в течение восьми лет – на законных основаниях. Я считаю, что это правильная политика, потому что с момента возникновения у предпринимателя права собственности мы получаем налоги. Государство получает свой прогнозируемый рубль, и это дает возможность планировать бюджет.

"Омскремчас"

Защитник Юрия ГАМБУРГА напомнил, что инициатором возбуждения уголовного дела по "Чародейке" стал бывший гендиректор ОАО "Омскремчас" Вячеслав КУЛИНЕЦ, с чьей организацией у мэрии был некогда заключен договор безвозмездного пользования. В 2014 году г-н КУЛИНЕЦ был признан потерпевшим по делу. Олег ЛЮБУШКИН напомнил, что "Омскремчас" платил только за коммунальные услуги, тем не менее руководитель компании заявил о нарушении своих прав: "КУЛИНЕЦ обратился в следственный комитет и сказал, что, если бы помещение выставили бы на конкурс, он поучаствовал бы. Кредит бы, возможно, взял".

Есть категория договоров безвозмездного пользования, когда арендатор оплачивает только коммунальные услуги, а бремя содержания лежит на собственнике. Как правило, такие договоры заключались с общественными организациями разного свойства (различные объединения: инвалидов и так далее), правоохранительные органы (участковые пункты, прокуратура, следственный комитет и так далее) и другие, – объяснил экс-директор депимущества.

По его версии, права ОАО "Омскремчас" вряд ли могли быть нарушены продажей "Чародейки" ПЕТРЯКОВОЙ именно потому, что компания пользовалась помещением на безвозмездной основе.

– Ситуация к настоящему моменту снивилировалась. Если раньше безвозмездно были предоставлены порядка 40-50 тысяч кв. м муниципальных площадей, то тенденция пошла к тому, что даже с общественными организациями договоры стали прекращаться. Понятно, что организации ветеранов, инвалидов несут социальную нагрузку и ничего не зарабатывают на этом, тем не менее сейчас эти площади уменьшены до 18-20 тысяч кв. м. Даже некоторые ветеранские объединения могут лишиться такого права. В прессе уже обсуждалась ситуация с художниками. Им, кстати, предоставлялось 400 кв. м по ул. Красный путь, 18. Если сейчас такие решения принимает горсовет, то по состоянию на 2005 год департамент действовал на основании полномочий, которые были делегированы мэром Омска.

– Сколько раз департамент получал постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по данному эпизоду? – спросил адвокат ЛЮБУШКИН.

– Один или скорее два. Только в 2014 году начались процессуальные действия. В департаменте – я его тогда возглавлял – проходили выемки.

Выгода

Прокурор Сергей САВИН поинтересовался личным мнением Сергея ХОРОШИЛОВА о том, что экономически выгоднее для муниципалитета: продать 300 кв. м на Красном пути за 3 млн рублей или же сдать в аренду.

– Я не хотел в процессе это говорить, но дело в политике. Сегодня выгоднее, чтобы муниципальные служащие, как и государственные, занимались своим делом. А свое дело – это обеспечение вопросов местного значения. А муниципальный служащий в 2005, 2007, 2008 годах занимается коммерцией. Он сдает в аренду, старается конкурировать с коммерческими структурами. Мы не можем сдать по 500 рублей, которые нам оценщик сделал. Я не могу как чиновник отойти от этого, потому что понимаю, что если отойду, то меня спросят, почему я отошел. А предприниматель построил "Флагман" с наименьшими затратами в центре города – даже «центрее», чем Красный путь, и сдает по 350 рублей. При этом берет на себя всю охрану, телефон и Интернет. Конкурентен здесь орган местного самоуправления или нет?

– Я понимаю вашу озабоченность тем, что аренда – это коммерция. Но и продажа – это тоже коммерция, – отметил гособвинитель. – Все-таки что экономически выгоднее?

Я все-таки исхожу из того, что каждый должен заниматься своим делом. Другое дело, если взять ту нормативную базу, которая была в 2007–2008 годах, то государство нас, чиновников местного и областного значения, агитировало за то, что от непрофильных активов мы должны избавляться. Когда министром экономики был Герман Оскарович ГРЕФ, он как раз пропагандировал эту идею. И с ней сложно не согласиться. Почему это выгодно? Сегодня та же самая ПЕТРЯКОВА платит налог, как и другие арендаторы. То же самое и с квартирами, которые мы приватизировали. Мы вышли на новый уровень гражданско-правовых отношений. Этот объект можно в сделке применить, в наследство оставить. А раньше мы получали с этого объекта 50-100 рублей за кв. м.

Личность

Юрий ГАМБУРГ обратил внимание на то, что департамент имущества не продавал объекты, а только требовал доплаты за те объекты, которые были реализованы в 2003 году по 306-му постановлению. Также он отметил, что муниципалитет учитывал имущество только в доходной части казны. Расходы на разрушающуюся недвижимость предусмотрены в бюджете города не были.

Когда адвокат попросил свидетеля охарактеризовать личность Юрия ГАМБУРГА, Сергей ХОРОШИЛОВ начал с того, что директор департамента имущественных отношений – это "расстрельная должность" ("Я ушел, а потом семь месяцев найти не могли директора по разным причинам"). Юрий ГАМБУРГ, по его словам, находясь на этой должности, ввел "тенденцию на публичность".

– Юрия Викторовича демонизировали, мол, плохой он. Слово "махинации" употребляется. Все забыли об дном факте: Юрий Викторович в 2006 году первым организовал совещание по подготовке к 300-летию Омска. Такого количества федеральных министров никогда в Омске вместе не собиралось. А в 2007 году президентом было подписано постановление 2040, согласно которому более 40 млрд предполагалось выделить Омску. Такое постановление получили всего пять городов-миллионников, в том числе, Омск и Казань. Сегодня финансирование уже не 40 млрд, а сократилось до шести, в том числе два миллиарда – от города. Такая стала работа чиновников, – посетовал Сергей ХОРОШИЛОВ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/fevral/-7/81564