Внедрение новых технологий – дело не быстрое. Особенно когда речь идет о таких отраслях, как медицина. И тем не менее студенты, аспиранты и сотрудники Омского медицинского государственного университета постоянно трудятся над разработками, которые когда-нибудь могут сохранить кому-то здоровье, а может быть, и жизнь. Ассистент кафедры фармацевтической технологии с курсом биотехнологии ОмГМУ Евгения ИВАНОВА создала проект, выигравший грант на конкурсе «УМНИК». О его особенностях и перспективах применения она рассказала корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.
– Евгения, вы разработали коллагеновую повязку с растительным компонентом для лечения трофических язв. Что собой представляет ваш проект?
– Проведя патентный поиск и проанализировав рынок лекарственных средств, мы с моим научным руководителем (заведующая кафедрой фармацевтической, аналитической, токсикологической химии Елена Александровна ЛУКША) обнаружили, что для лечения трофических язв предлагается не слишком широкий ассортимент препаратов для наружного применения. И появилась идея создать повязку.
Трофическая язва представляет собой болезненное состояние, которое характеризуется отсутствием кожного покрова на ране и вокруг нее. Чаще всего трофические язвы встречаются у людей, страдающих сахарным диабетом, и у пациентов, имеющих хронические венозные заболевания. Мы предлагаем использовать в повязке коллаген, который является биополимером животного происхождения и способен сам рассасываться при контакте с раной. Вообще он вырабатывается человеческим организмом, обеспечивая молодость и здоровье кожи, но у таких больных синтез коллагена нарушен. Мы включили его в повязку, чтобы он, рассасываясь, заменял отсутствие коллагена в ране и образовывал живой и здоровый слой. При этом мы дополнительно ввели в коллаген растительный компонент, обладающий различными фармакологическими свойствами, например ранозаживляющими, антисептическими и противовоспалительными действиями. Он поможет снизить побочные эффекты, которые иногда проявляются при использовании синтетических средств.
– Как выглядит такая повязка?
– Ее модель существует пока только на уровне идеи. Мы предполагаем, что на подложку из какого-либо тканевого материала будет нанесен коллагеновый слой с экстрактом из растительного сырья. Технология их смешения пока находится на стадии разработки. Повязку нужно будет прикладывать к ране и носить в течение какого-то времени.
– Есть ли аналоги у вашей разработки?
– Мы проводили патентный поиск и выяснили, что есть похожая разработка – коллагеновые губки. Их фиксируют на ране, и в течение двух-трех суток коллаген из губки способствует заживлению раневой поверхности. Но средства, подобного нашему, с использованием растительного экстракта, мы не обнаружили.
– Вы уже знаете, какой именно это будет растительный компонент?
– Конечно. На его исследовании основана кандидатская диссертация, над которой я сейчас работаю. Это горец забайкальский – растение семейства гречишных, которое произрастает в Сибири и культивируется в Омской области. Кстати, здесь заключен еще один плюс проекта и его коммерческая составляющая, ведь мы используем региональное сырье – за ним не нужно никуда ездить. Сегодня горец выращивают в нашем регионе в качестве корма для животных, но в медицинской практике он пока не применяется, поскольку это еще официально не изученное растение. Исследовав в своей работе фармакологическую и биологическую активность веществ растения, сделано предположение о перспективности использования извлечения из растения для лечения трофических язв.
– Чем забайкальский горец лучше, например, того же подорожника?
– Подорожник – достаточно хорошо изученное растение, а горец пока мало известен в фармации. Тем не менее он содержит богатый комплекс биологически активных веществ, которые обладают определенной фармакологической активностью, в том числе ранозаживляющими, антисептическими, антиоксидантными свойствами, необходимыми при лечении трофических язв. Это растение широко используется в народной медицине, в частности в тибетской, но в официнальную медицину наряду с такими травами, как ромашка, шалфей, пока не попало.
– Сколько потребуется времени, чтобы завершить работу над проектом?
– Сейчас мы готовим документы для патента на изобретение покрытия, так называемой салфетки. Средства, которые выделил Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, организующий конкурс «У.М.Н.И.К.», пойдут на обнаружение и выделение действующих веществ из растительного сырья, разработку технологии, формы салфетки. В дальнейшем, безусловно, средства еще потребуются, поскольку внедрение на рынок какого-либо лекарственного средства – это, во-первых, длительный, а во-вторых, затратный процесс, на который потребуется не 200 и даже не 400 тысяч рублей. Необходимо провести доклинические (на животных) и клинические (на людях) исследования. В готовом товарном виде изделие можно будет увидеть не ранее чем через пару лет.
– Где вы планируете апробировать повязку?
– Это трудный, даже больной вопрос, потому что опять-таки мы возвращаемся к проведению клинических и доклинических исследований. Как это будет организовано, пока не понятно, поживем – увидим.
– Почему вы выбрали медицинский вуз?
– Я со школы увлекаюсь химией, а она неразрывно связана с фармацией, анализом лекарственных средств, синтезом, поэтому выбрала именно этот факультет. И ни разу не пожалела о своем решении. Мои преподаватели, в частности научный руководитель, привили любовь к науке. И в данный момент я с удовольствием ею занимаюсь.
– После победы в конкурсе «У.М.Н.И.К.» многие победители открывают собственные предприятия. Какой путь выберете вы: бизнес или науку?
– На данном этапе жизни – науку, мне это интересно. Как будет дальше, посмотрим. Сегодня я соискатель. Планирую защитить диссертацию в течение трех лет, а пока работаю над анализом растительного объекта.
-Победа в «У.М.Н.И.К.е» вам легко далась?
– Я не первый раз участвую в этом конкурсе. Впервые попала на него весной прошлого года. Дошла до финала, но не выиграла его – не смогла убедить жюри в нужности моей разработки. Тогда моя тема была связана с фитогелем. Позднее мы решили изменить проект и занялись созданием повязки, поскольку это достаточно распространенная лекарственная форма, она популярна благодаря удобству использования и экономичности.
Участвуя в конкурсе первый раз, я, возможно, нечетко отвечала на вопросы – сказалось волнение. Второй раз шла уже с большей уверенностью. Неожиданных вопросов мне не задавали, спрашивали о коммерческой составляющей, дальнейших планах, свойствах растения и характеристиках готового продукта. И я смогла убедить жюри, что это нужно для медицины и для Сибирского региона.
– Вы слушали выступления других участников, что вам запомнилось?
– Мне понравились работы моих коллег, например, проект по диагностике и лечению бесплодия, который тоже победил. И так как я интересуюсь химией, то меня заинтересовали темы, связанные с катализаторами, переработкой нефти. Это очень интересно и значимо для региона. На конкурсе, когда ждешь своего выхода, охватывает такое волнение, что ничего не слышишь, а после снова ничего не слышишь, но уже потому что волнуешься, попадешь ли ты в число победителей. Никто до последнего момента не знает результатов. На конкурсе не играют роль никакие личные симпатии и невозможно предугадать, попадешь ты в число победителей или нет.
– Были в жюри люди, которые разбираются в медицине и, в частности, в вашей теме?
– В жюри сидели двое представителей ОмГМУ. Они задавали вопросы, которые помогали другим членам жюри лучше понять разработку, суть проекта.
– Вы планируете участвовать в других конкурсах?
– Хотелось бы. Я знаю, что есть возможность попасть на «СТАРТ». Но для этого нужно иметь уже какой-то результат.
– Евгения, чем вы увлекаетесь вне университета?
– Мы с супругом любим путешествовать, но я очень много времени уделяю свой научной деятельности, после работы иду в лабораторию, занимаюсь диссертацией, и, к сожалению, отдых бывает не часто. Когда удается, мы путешествуем, например, по России. В прошлом году посетили Москву и Екатеринбург. Еще люблю читать. Хотя сейчас это тоже в основном научная литература.
Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»