5 февраля окончательно прояснилась ситуация с новым руководителем Управления Россельхознадзора по Омской области. Как и ожидалось, надзорный орган возглавил Олег ПОДКОРЫТОВ, более семи лет отработавший первым заместителем областного министра сельского хозяйства и продовольствия. А на минувшей неделе Олег Николаевич нашел время, чтобы ответить на вопросы обозревателя «КВ» Николая ГОРНОВА.
– Вникаете в дела, Олег Николаевич?
– Вникаю, да. Хотя раскачиваться особо некогда, работа у службы ответственная, от нас, в том числе, зависит биологическая, экологическая, пищевая безопасность жителей региона, и есть много вопросов, которые мы должны решать постоянно, в круглосуточном режиме. В 2015 году наши инспекторы провели более 16 тысяч контрольно-надзорных мероприятий, выявили более 4,5 тысячи нарушений. Специалистами ветеринарного надзора было проведено 492 плановых и порядка 800 внеплановых проверок. Вот и на минувшей неделе при проведении карантинного фитосанитарного контроля было принято решение об изъятии и уничтожении срезанных цветов из Эквадора, ввезенных через Республику Казахстан. Установлено, что партия была заражена одним из опаснейших вредителей – калифорнийским цветочным трипсом. В Черлакском районе была задержана партия в 17 тонн овса кормового без ветеринарных сопроводительных документов, которую пытались провезти на территорию Республики Казахстан.
– Какие направления в работе Россельхознадзора наиболее важные и сложные?
– Мы осуществляем пять видов надзора: ветеринарный, семенной, земельный, надзоры в сфере качества и безопасности зерна и в сфере карантина растений. И все эти направления, я считаю, равноценны и важны. Если говорить о сложности, то наиболее сложен, на мой взгляд, ветеринарный надзор. В нашей области много сельхозорганизаций, фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, развито животноводство, птицеводство. И хотя Омская область достаточно благополучная территория с точки зрения инфекционных заболеваний животных, большинство фермеров и руководителей хозяйств придерживаются технологий, создают хорошие условия для содержания скота, но есть и такие, кто еще пытается работать на авось.
– От чего больше всего зависит благополучие региона? Что нужно контролировать постоянно, чтобы не возникало эпидемий?
– В Омской области работают крупные животноводческие комплексы, которые частично завозят фуражное зерно из других регионов. С зерном можно завезти и возбудителей особо опасных болезней, поэтому ввоз зерна нужно контролировать обязательно. Нужен обязательный контроль и за завозом скота с других территорий. В основном вспышки опасных заболеваний происходят при пересечении границы, когда привозят непроверенный скот. А чтобы этого не происходило, нужно работать прозрачно, взаимодействовать и с федеральными органами, которые находятся на границе, с областным управлением ветеринарии, с органами местного самоуправления приграничных территорий. Ну и важный момент – соблюдение ветеринарных правил. Особенно при убое скота. К утилизации отходов животноводства тоже есть вопросы, которые мы должны отрабатывать совместно с крупными производителями мяса. Необходимо создать, я считаю, рабочую группу, для участия в которой привлечь не только всех заинтересованных лиц, но и представителей аграрной науки. И тогда не будет возникать таких ситуаций, как с группой компаний «Руском», например.
– Россельхознадзор – ведомство карающее, выявляет тех, кто работает небрежно и не хочет понимать своих обязанностей. Но всех ведь проверить невозможно...
– Наша задача, как я считаю, не просто проверять и наказывать, а способствовать в итоге эффективному сельскохозяйственному производству. Я много лет руководил хозяйством, был главой районной администрации, в министерстве сельского хозяйства долго отработал, знаю потенциал наших сельхозпроизводителей, знаю все изнутри, и узкие места знаю, которые необходимо «расшивать», поэтому максимальное внимание, я думаю, мы будем уделять проблемным сельхозтоваропроизводителям. Чтобы помочь им организовать работу как положено. Есть законодательство – и его в любом случае необходимо соблюдать.
– Каждый год мы слышим, что далеко не все земли в Омской области введены в оборот, слышим призывы работать в этом направлении, но воз, как говорится, и ныне там. Не помогают штрафы?
– В рамках земельного надзора управлением ежегодно проводится большой объем работ. В 2015 году наши инспекторы зафиксировали 750 нарушений земельного законодательства, выявили 10 свалок на землях сельхозназначения, из которых 7 уже ликвидированы. Но делается, конечно, не все. В Омской области резерв еще большой – на сегодняшний день не используется более 300 тысяч гектаров. И неиспользуемые земли есть практически во всех районах. Сейчас мы готовим запросы во все сельские поселения, во все районные администрации, постараемся совместными усилиями организовать работу так, чтобы увеличить количество земель в обороте.
– Нарушение законодательства – это когда сельскохозяйственные земли зарастают сорняком? А сколько земли – не важно? Или размер тоже имеет значение?
– Контролируется использование всех земель сельхозназначения. Вне зависимости от их количества у конкретного собственника.
– Надзор в сфере карантина растений – это борьба с сорняками?
– Точнее, с опасными сорняками, которые входят в список карантинных объектов, и пагубно влияющими на культурные растения. Впрочем, если земельный участок не засевается в течение трех лет, то негативное влияние оказывают все сорняки, в том числе и некарантинные, поэтому собственники неиспользуемых длительное время сельхозземель подлежат наказанию. И штрафы достаточно весомые.
– Судя по новостям на сайте управления, ваши специалисты регулярно пресекают провоз на территорию региона подкарантинных растений. То повилику найдут, то амброзию. А какие опасные сорняки в Омской области уже есть, с которыми нужно бороться?
– Всю информацию об этом мы тоже регулярно публикуем. Существует открытый перечень карантинных фитосанитарных зон на территории Омской области. В Омске и в ряде районов области имеются очаги паслена трехцветкового, в некоторых районах встречается горчак ползучий, причем в прошлом году были выявлены новые очаги этих опасных сорняков. Еще из списка подкарантинных растений в регионе имеются два вида повилики. Но самая большая проблема – это золотистая картофельная нематода, опаснейший вредитель для пасленовых культур, очаги которого зафиксированы уже в 20 районах области. Общая площадь карантинных фитосанитарных зон, где выявлена золотистая картофельная нематода, – более 46 тысяч га.
– А чем рискуют пользователи земель, на которых Россельхознадзор нашел подкарантинное растение?
– Во-первых, хозяйствам, где обнаружен подкарантинный объект, выдается предписание, обязывающее локализовать и ликвидировать очаги карантинных объектов. А это определенные финансовые затраты, естественно. Во-вторых, они не смогут получить разрешение на вывоз своей растениеводческой продукции за пределы региона. Что тоже достаточно сильно отражается на экономике, поскольку многие сельхозтоваропроизводители успешно реализуют продукцию в другие регионы.
– Часто приходится слышать опасения по поводу овощей, которые выращивают китайцы на омских полях. Овощеводов контролируете?
– По овощам тоже много вопросов, особенно по той продукции, которая выращивается с участием иностранных граждан, прежде всего из Китайской Народной Республики. Конечно мы отслеживаем, чтобы ни в коем случае не применялись запрещенные пестициды и удобрения. В 2015 году было обследовано более 13 тысяч га земель сельхозназначения, на которых выращивались овощи, проводились мероприятия по выявлению земельных участков со сниженным плодородием, участков, загрязненных опасными веществами и патогенами. В этом году будем продолжать эту работу.
– А что китайцы выращивают?
– Огурцы, помидоры, капусту, кабачки, зелень. У них уже большой ассортимент продукции.
– Сколько человек работает в территориальном управлении Россельхознадзора?
– Работало 165 человек. После сокращений, которые проходят сейчас, останется 130, включая инспекторов на шести пограничных постах.
– Достаточно большое сокращение...
– Большое, да. Но шашкой я не собираюсь махать. Кто умеет и хочет работать – все останутся.
– Заместители руководителя тоже все останутся?
– Нет, с заместителями ситуация другая. МИРОШНИКОВ Сергей Алексеевич, исполнявший обязанности руководителя управления, уже не работает, у него истек срок контракта. Одна должность заместителя попадает под сокращение. Но и двух заместителей, я считаю, вполне достаточно. Один будет отвечать за ветеринарию, другой – за фитосанитарное направление и земельный надзор.
– С кандидатами на должности заместителей вы уже определились?
– За ветеринарию у нас уже отвечает МАТЫКА Ольга Георгиевна. Кандидатура на должность второго заместителя сейчас согласовывается. Я надеюсь, что это будет ГОМАН Евгений Леонидович, опытный специалист и руководитель, он сегодня работает начальником отдела земельного надзора в управлении.
– Не могу не спросить о тех слухах, которые периодически возникали в прошлом году по поводу возможного слияния Россельхознадзора и Роспотребнадзора. При всем уважении к обеим службам, функционал у вас частично пересекается...
– Могу только сказать, что обе службы должны обязательно взаимодействовать и работать совместно в интересах людей. Да, где вопросы по продуктам питания возникают – наши функции с Роспотребнадзором в чем-то пересекаются. Но не в полной мере, конечно. А слухи – они и есть слухи. Если возникают, значит кому-то они нужны.
– Спасибо, что нашли для нас время. «КВ» желают вам успехов в новой должности.