Книжный клуб: Война миров и Клиповое сознание

Дата публикации: 06 июля 2016
 

Аркадий ВЕКСЛЕР, Тамара КРАШЕНИННИКОВА

Московский проспект. Очерки истории

М.: Издательство Центрполиграф, 2014 год. – 768 стр.

Тираж 3000 экз.

 

«Надворный советник Дорофей Викулович Богданов»

История проспекта как история России

Это, конечно, книга не массового чтения и не скорого эффекта. В нее надо вчитываться, потому что текст представляет собой последовательно историю зданий, расположенных на Московском проспекте в Санкт-Петербурге. Домов этих много, истории их жителей замысловаты и трагичны. Поколения этих людей пережили три революции, блокаду и перестройку. Как утверждают издатели, эта книга очерков – первый опыт достаточно полного изложения истории Московского проспекта, самой протяженной городской магистрали, берущей начало в центре Санкт-Петербурга и пересекающей его в южном направлении своей почти десятикилометровой стрелой, с восемью площадями, шестью станциями метро, пятью крупнейшими высшими учебными заведениями, охраняемыми как памятники истории и культуры сохранившимися до наших дней историческими зданиями классической архитектуры, архитектуры модерна, постройками ленинградского конструктивизма и «сталинского» стиля 1930—1950-х годов. Чтение этой книги сродни медитации, ибо погружает любопытствующего читателя в давно ушедшие времена. Вот, к примеру, названы некоторые жители дома № 7. «В 1910-1917 гг. здесь жили: губернский советник Игнатий Степанович Авдейчик, служащий канцелярии Госбанка надворный советник Дорофей Викулович Богданов, член исполнительной комиссии по курятно-дичной группе Петроградской яичной, масляной и курятно-дичной биржи Алексей Михайлович Колобаев и Михаил Алексеевич Колобаев, преподаватель Вознесенского и Коломенского высших начальных училищ Василий Григорьевич Лаврентьев, чиновник 3-его полицейского участка Спасской части Иосиф Онисимович Миропольский, член арбитражной комиссии Калашниковой хлебной биржи и совладелец (вместе с братом Ионасом, коммерции советником экспортной конторы) купец 1-й гильдии Иоганн Александрович Пеуса (также вместе с братом владел лавкой в Рыбном рынке), купец Андрей Яковлевич Федосеев». При случае, погуливаясь по проспекту, можно попытаться представить себе эту жизнь, давно ушедшую в историю.

Е.К.

 
 

Федор ГИРЕНОК

Клиповое сознание

М.: Проспект, 2016 год. – 256 стр.

Тираж 1000 экз.

 

«Что происходит?»

Современная нам жизнь в размышлениях философа

«Сознание художника имеет два свойства: изображение и воображение. На эти свойства указывает наскальная живопись. Сознание дает о себе знать в жесте, в смущении, в аффекте самовоздействия. Сознание не нужно для вычислений, для языковых практик и практик знания. Сознание требуется не для познания, а для практик самоограничения. Для того, чтобы что-то знать, мы должны ужезнать. Но что происходит тогда, когда наше уже-понимание замещается Интернетом и мы не доверяем своим ощущениям, если они не выражены в слове? Что происходит с сознанием, если оно как зеркало разбивается на осколки и теряет связь с символом? Сможет ли оно передать нам свойство целостности? Или оно не нужно нам, и мы как звери привязаны к жизни и для нас невыносима тишина одиночества?» Что происходит? – спрашивает доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова Федор ГИРЕНОК. И сам на эту тему размышляет, приглашая к раздумьям читателя. Издатели в своей аннотации утверждают, что в книге впервые в научной и философской литературе разрабатывается концепт клипового сознания и показывается его связь с виртуальной реальностью: «Клиповое сознание рассматривается автором не как знание, а как аффективное действие. Для него существует не мир, а образ мира, для него мыслить – это значит быстро мыслить. Здесь важна не логика, а реальность. В книге показано, как работает клиповое сознание в философии, в науке, в искусстве, в образовании и политике. Книга предназначена для тех, кто интересуется новейшими тенденциями в развитии современной философии». Так это или нет, утверждать не берусь, однако перелистать тексты философа имеет смысл, поскольку здесь все о нашей жизни, даже если мы с этим не согласимся.

Е.К.

 

 

Олег ДИВОВ

Война миров

М.: Издательство «Э», 2016 год. – 544 стр.

Тираж 8000 экз.

 

Рыба гниет с головы

Твоих мозгов вполне хватит на то, чтобы изменить Родине в интересах Родины

Это непосредственное продолжение романа «Новый мир», о котором «Книжный клуб» писал 20 января 2016 года. Причем добрая часть книги – воспоминания Деллы Берг о разведочной работе в юности на испаноговорящей планете Эльдорадо. И это – лучшая часть. Юная, только что окончившая академию Делла работает под легендой провинциалки-таксистки, недавно перебравшейся в столицу. И не сразу понимает, что начальство использует ее как расходный материал для прикрытия другой, более замаскированной сети. То есть микроскопом забивают гвозди. При том что она – как с ней случалось и во все последующие годы – неожиданно оказалась среди тех, кто контролирует планету. Сюжет держит за горло, интрига – за сердце, за персонажами следишь с возрастающим по ходу действия интересом вплоть до вынужденного побега Деллы после провала. А потом роман возвращается к основной сюжетной линии на планету Земля, где творится что-то несусветное: убийства, пожары, похищения – то, чего здесь не видели лет сто. А в центре всего этого стоит некая полурелигиозная женская организация «Орден Евы», но «игрокам кажется, будто они управляют процессом, только есть подозрение, что сами они – внутри процесса, которым рулит кто-то извне». Количество персонажей, как и в предыдущем романе цикла, начинает зашкаливать, и читатель уже путается, кто есть кто. Тем более что чуть ли не каждый последующий из многочисленных руководителей среднего звена «Ордена Евы» начинает каяться, раскрывать свое сердце Делле, рассказывать, как запутались в трудных жизненных ситуациях. Спецслужбы Земли, активно регулирующие отношения на сопредельных планетах, сами запутались в тенетах коррупции и стремления к власти:«Внешняя политика Федерации обернулась той самой тыльной стороной, которая меня, мягко говоря, озадачивала. В основном делают эту политику случайные люди и мимоходом. У них вообще другие интересы. Они деньги зарабатывают, делят зоны влияния, перенаправляют транспортные потоки… Воруют, короче говоря. Или, что еще страшнее, уверенной рукой ведут народы к свободе и радости. Другой рукой приворовывая».

 

 

Мария МЕТЛИЦКАЯ

Можно я побуду счастливой?

М.: Издательство Эксмо, 2016 год. – 352 стр.

Тираж 25 000 экз.

 

«Случайная встреча»

О том, что женщины в России необыкновенны

«Моя бабушка Софья Борисовна Метлицкая была человеком необыкновенным. Думаю, что все лучшее, что есть в нас, женщинах нашей семьи, – конечно же, от нее. Ее бесконечно трагичная судьба похожа на многие другие. Родилась она в еврейском местечке под Минском. Мой прадед, ее отец, брал в аренду мельницу, и с этого кормилась большая семья. Был он невысокого роста, широк в плечах, очень ярок и красив лицом. К слову, – чудеса! – мой сын, его праправнук, многое взял от него, и не только внешность. Говорили, прадед был строг, немногословен и слегка скуповат. Может, расчетлив? Ответственен за родных, за большую семью? Много читал: философские книги, исторические, религиозные. Был человеком образованным, искал смысл жизни. Отличался сдержанностью и ироничностью – мнение ценил только свое. К служителям культа относился с пренебрежением и недоверием – говорил, что почти все они нечисты на руку, что между человеком и богом посредников быть не должно. Религиозным он не был – субботу не соблюдал». Так начинает Мария МЕТЛИЦКАЯ свою повесть «Дневник женщины средних лет». И сама же уточняет, что всегда любила выдумывать сюжет, погружаться в повествование, где была полноправной хозяйкой: хотела – казнила, хотела – миловала. Но вот пришло время, когда впервые захотелось написать«о собственной жизни, о бабушке и маме, родившихся и живших в СССР, разделивших со своими современницами трудности и невзгоды и – все равно умевших быть счастливыми, несмотря ни на что и вопреки всему». Таких книг, впрочем, сейчас в России выходит много, и логику этого своеобразного Ренессанса может понять только тот, кто пожил в подцензурном пространстве, где каждая опубликованная строка должна была быть «литованной». Что до героини второй части книги, «Остров Прекрасной Елены», то судьба свела автора с ней совершенно случайно,«но, как часто бывает, эта случайная встреча оказалась для меня очень важной. Судьба Елены необычна, это как раз тот случай, когда подлинная история гораздо интереснее придуманной, потому что такое невозможно придумать». В общем, классическая женская проза, где много тонких наблюдений и удивления перед непредсказуемостью и красотой жизни.

Е.К.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/iyul/25/knizhnyy-klub