Николай ГОРНОВ: «О культурных отменах к 300-летию»

Дата публикации: 13 июля 2016

В затянутой болотной ряской культурной жизни Омска наметилось, наконец-то, хоть что-то выходящее за рамки. Театральные новости из Омска вырвались на первые страницы всех федеральных изданий. Общественность в ужасе и готова отстаивать. В муниципальном Лицейском театре отменили долгожданную премьеру спектакля «Хоровод», назначенную на День семьи и верности. Спектакль по пьесе австрийского драматурга и прозаика Артура ШНИЦЛЕРА поставил на омских подмостках австрийско-польский режиссер Петр ШАЛЬШИ при спонсорской поддержке Райффайзенбанка. До середины прошлого века пьеса считалась непристойной и даже порнографической, спектакли по ней запрещались, но потом отношение к «Хороводу» пересмотрели, пьеса появилась на лучших сценах и несколько раз экранизировалась. В Сибирь «Хоровод» приехал в качестве подарка Омску на 300-летие. С точки зрения рядового омича, подарок весьма странноватый, но не будем ханжами. Дареному коню, как говорится, никуда не заглядывают.

По версии моих коллег, причину отмены премьеры следует искать в организации, которая отвечает у нас за нравственность. Якобы рекламу спектакля увидели ведущие театроведы из Омской епархии, пришли в ужас, написали куда надо (пока еще непонятно куда) письмо со своими замечаниями и пожеланиями. Пожелания были восприняты буквально, как руководство к действию, городской департамент культуры вздрогнул, прикрикнул на подведомственную театральную организацию (урки, ша!), и у ведущего актера Николая ПУШКАРЕВА сразу началось болезненное состояние ноги, которое, надо полагать, может продлиться долго. И хотя в театре успокаивают, что никаких проблем нет, мол, премьеру просто перенесли, но шила в мешке не утаишь. Все то, что для театральной общественности считается нормой, историей про любовь, которая теряет подлинную силу, для служителей культа выглядит пропагандой проституции и любовных интрижек, а сам спектакль – чередой постельных сцен.

Хорошо, кстати, что многоуважаемый руководитель городского департамента культуры Владимир ШАЛАК не испугался и не стал отрицать, что относится к «Хороводу» негативно. И признался, что эта пьеса, по его мнению, не подходит для Лицейского театра. И даже рассказал, что опасается повторения истории, которая произошла в Новосибирске с романтической оперой «Тангейзер» немецкого композитора Рихарда ВАГНЕРА, тоже не понравившейся православной общественности. Лично я сомневаюсь, что нам удастся повторить успех соседей, все-таки ШНИЦЛЕР и ВАГНЕР – это фигуры разного калибра, но я все же рассчитываю на красивый скандал. Градус дискуссии уже повышается, культурная общественность страны начинает вскипать, еще немного и посыпятся проклятия культурных трендсеттеров в адрес омских ретроградов, без боя уступивших РПЦ священную территорию искусства. Есть вероятность, что ретрограды испугаются, дадут отмашку постановке, и вот тогда уже наступит настоящее веселье – омские православные активисты, вооруженные святой водой и молитвами, начнут пикетировать Лицейский театр. Главное сейчас – активнее раскачивать лодку, а то упустим последнюю возможность вернуть интерес на федеральном уровне к празднованию 300-летия Омска.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/iyul/26/nikolay-gornov-o-kulturnyh-otmenah-k-300-letiyu