Омич Сергей КРУГЛОВ возглавил аэропорт в Республике Алтай

Дата публикации: 20 июля 2016

и уже готовит предложения о перелетах из Горно-Алтайска в Омск и обратно

Бывший генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» Сергей КРУГЛОВ возглавил аэропорт столицы Республики Алтай города Горно-Алтайска и уже переехал туда, что называется, на постоянное место жительства. В связи с этим корреспондент «КВ» Виктор ВОРОНОВ обратился к Сергею Федоровичу с рядом вопросов.

– Сергей Федорович, прошла информация, что вы возглавили аэропорт столицы Республики Алтай города Горно-Алтайска и уже переехали в республику, что называется, на ПМЖ. Если не секрет, что предшествовало такому вашему решению резко изменить если не профиль деятельности, то уж место обитания точно?

– Да какой тут секрет. Был звонок из Западно-Сибирского управления Росавиации. Дескать, есть аэропорт, аэропорт федерального значения, немного проблемный, собственность 100% частная. За последние 5 лет там сменилось пять генеральных директоров, и собственник аэропорта, а это знаменитая на всю Россию компания «Сибмост», обратился с просьбой подыскать им специалиста. Сначала я отказался, но затем, после предметных переговоров, как по телефону, так и очных, я, взвесив все за и против, дал согласие.

– И как первые впечатления? Как сам город, предприятие, коллектив.

– Если говорить о городе, то общие впечатления о Горно-Алтайске очень хорошие. Город небольшой, но красивый, чистый, очень много зелени. Ухоженный, если можно так выразиться по отношению к городу. Природа вокруг просто восхитительная, потрясающие горы, реки, озера. Везде в городе, где надо, покрашено, где надо, побелено, где надо, подстрижено. Едешь на работу или обратно, постоянно видишь работающих людей по его благоустройству: стригут газоны, подравнивают кустарники, кладут асфальт. Дороги в республике – отдельная история. Они просто отличные. С сожалением могу констатировать: у нас в Омской области таких дорог нет. Показателем работы правительства Республики может служить тот факт, что ежегодно на дороги здесь выделяются от 1,2 до 2,6 млрд рублей, и не было случая, чтобы дорожники завалили план по строительству или реконструкции дорог. И качество говорит само за себя. Приезжайте, порадуйтесь за соседей. Аэропорт под стать городу. Небольшой, красивый и уютный. Недавно «Сибмост» провел глубокую реконструкцию и объектов аэропорта, и всего аэродрома, и, на мой взгляд, у него очень неплохие перспективы. Коллектив, как и в любом предприятии, разный. И по профессиональной подготовке, и по личностным качествам, но вполне работоспособный, и я уверен, все поставленные задачи ему по силам. Главное то, что подавляющее большинство и руководителей служб, и рядовых работников аэропорта реально болеют за свое предприятие.

– Так в чем же тогда проблемность Горно-Алтайского аэропорта и почему такая большая текучесть кадров была среди его руководства?

– Текучесть кадров была не только среди руководства, но и среди персонала. В целом по предприятию она доходила до 15-18% в год. Это просто катастрофа. Проблема здесь, на мой взгляд, системная. Причем она не только в авиации, она везде, в любой отрасли Российской Федерации. Разрушена сама система профессиональной подготовки кадров, в том числе и руководящих. Пусть старая советская система подготовки кадров была в чем-то несовершенна или несовременна. Но ведь взамен-то не предложена вообще никакая. И с некоторых пор у нас в России почему то стали считать нормой, что в условиях рыночной экономики к руководству абсолютно любым предприятием стали приходить коммерсанты, умеющие только красиво говорить и бегло считать до десяти. Причем специфика предприятия никого при этом не интересовала, профессиональная подготовка и опыт работы руководителя именно в этой конкретной отрасли стали почему то не важны. Вот они и руководили, как понимали. Дескать, рынок все расставит по своим местам. Вот рынок и расставил. Куда ни глянь, кругом разруха. Развитием аэропорта здесь никто не занимался, занимались оптимизацией. Ничего не напоминает? Отношение к людям как к тюбикам с зубной пастой в магазине. Захотел – купил по такой цене, захотел – взял дешевле. Пресловутая оптимизация привела к резкому снижению уровня оплаты труда среди персонала, и у людей исчезла мотивация к труду. Причем с экономической точки зрения эти действия имели совсем обратный эффект. Ведь на персонал тратились деньги. Людей обучали, обеспечивали форменным и спецобмундированием, а потом они уходили, и все начиналось снова. Получалось, на зарплате сэкономили рубль, а на всем вышесказанном потеряли два. Я уже не говорю о том, что такая частая смена специалистов приводит к снижению общего уровня их компетенции и, как следствие, к снижению уровня и безопасности полетов и культуры обслуживания пассажиров. А безопасность полетов, как известно, категория экономическая.

– Но согласитесь, что в условиях кризиса оптимизация все же нужна, в противном случае предприятие может просто дойти до банкротства.

– Не соглашусь. Оптимизация в части численности и размера заработной платы действительно нужна, но не здесь, а в полчищах учреждений с различными распорядительными и контролирующими функциями. Тут я согласен. Функции некоторым из них давно пора урезать, передав часть их, скажем, в те же СРО, а численность сократить, фонд зарплаты урезать. А в коммерческих предприятиях, тем более в реальном секторе экономики, это же просто абсурд. Повышать производительность труда здесь нужно не сокращением числа рабочих мест, а повышением объемов производства товаров и услуг. Возьмем наш аэропорт Горно-Алтайск. В прошлом году на московском направлении сюда летали две авиакомпании – S7 и Трансаэро. В сентябре прошлого года по известной причине, банкротство Трансаэро, осталась одна – S7, и руководство аэропорта не предприняло никаких мер для привлечения на 2016 год второго перевозчика. Что получили в итоге? Снижение объемов работы в аэропорту с одной стороны и монопольное положение оставшейся авиакомпании с другой. Тарифы по сравнению с прошлым годом взлетели втрое, билетов не достать, пассажиры вынуждены пять часов на автобусе добираться до Барнаула и улетать оттуда. В итоге имеем своеобразные рекорды: цена билета на Москву в день вылета из Горно-Алтайска доходила в эконом классе до 45–55 тыс. рублей в один конец, а в бизнес-классе до 185 – 215 тысяч. Это что за экономика? Люди не могут улететь, а в аэропорту нет объемов для нормальной рентабельной работы. А мы занимаемся оптимизацией. Теряют все. Республика снижает свою привлекательность из-за транспортной недоступности, и, как следствие, падают темпы прироста туристов. Собственник аэропорта получает предприятие, балансирующее на грани банкротства. Персонал аэропорта разбегается в поисках лучшей доли. А вместе с этим руководству предприятия, не знающему специфики работы в гражданской авиации, навязывались договоры на огромные суммы, на абсолютно ненужные предприятию услуги. Некому было навести порядок и в тарифной политике, в результате чего аэропорт нес огромные финансовые потери. Только за этот короткий промежуток времени, начав проводить ревизию договорных отношений и обоснованности тарифов, я уже «оптимизировал» экономику небольшого аэропорта на сумму почти два миллиона рублей. Без всяких сокращений численности и уменьшения размера оплаты труда работникам предприятия. Более того, с первого августа должностные оклады работников аэропорта хоть и не намного, но возрастут, плюс появится премиальный фонд у руководителей служб. Приказ я уже подписал.

– А что удалось сделать с новыми рейсами, ведь вы говорите, что именно это основа экономики аэропорта?

– Ну, во-первых, не только. Есть еще и неавиационная деятельность, которой тоже сейчас очень активно занимаемся, и уже есть серьезные сдвиги. И именно здесь в республике специфика такова, что неавиационные доходы можно существенно увеличить. Что касается открытия рейсов и снижения монополизации на основных линиях из Горно-Алтайска, то тут, к сожалению, быстро ничего не получится. Солидные авиакомпании верстают свои расписания, как минимум, за полгода. А на московском направлении нужны именно мощные игроки, которые будут под стать существующей S7. А их в России не так уж и много. Мы уже направили совместно с руководством Республики Алтай соответствующие письма и наши расчеты, но решения по средне- и дальнемагистральным линиям будут только к концу года, а вот на линиях средней протяженности уже есть результат. С 26 сентября авиакомпания «Красавиа», давний партнер нашего аэропорта, открывает два рейса, на Екатеринбург и на Уфу. Наряду с этим готовим предложение о совместном субсидировании авиаперевозок на 2016-2017 год со стороны двух субъектов РФ: Республики Алтай и Омской области, и если это получится, также в сентябре начнем летать и на Омск.

– Открытие новых рейсов, конечно, дело полезное, но кого они будут возить? Насколько мне известно, население республики составляет чуть более 200 000 человек.

– Да, это так, но не нужно забывать, что здесь курортная зона и соотношение местного населения и приезжих по году соотносится как один к десяти. Плюс аэропорт Горно-Алтайск это не только воздушные ворота Республики Алтай, через которые можно попасть на ее туристические базы и горнолыжные комплексы, но это еще и воздушные ворота всемирно известного курорта Белокуриха с его огромным количеством санаториев, где отдыхают не только россияне, но и много иностранцев. Именно поэтому в том числе руководством республики принято решение о переводе нашего аэропорта в статус международного. Сейчас вплотную занимаемся разработкой документации, чтобы уже в этом году приступить к проектированию. Финансирование как проектных работ, так и строительства международного терминала осуществлять будет правительство Республики Алтай. Это лишний раз подчеркивает отношение правительства к аэропорту, понимание важности этого объекта для экономики региона. Кстати, количество туристов, которые ежегодно прибывают в республику Алтай всеми видами транспорта, – более 2 миллионов человек. Моя задача в том числе, чтобы соотношение прибывших воздушным транспортом по отношению к другим видам постоянно увеличивалось.

– Сергей Федорович, вспоминая ваши сложные отношения с прежним губернатором Омской области из-за разных позиций в вопросе строительства Федоровки, где именно ваша позиция, как показало время, оказалась правильной, не могу не спросить, как у вас складываются отношения с руководством Республики Алтай.

– К моему, как раньше говорили, глубокому удовлетворению очень хорошо. Причин здесь, наверное, две. Во-первых и глава республики Александр БЕРДНИКОВ и его первый заместитель Роберт ПАЛЬТАЛЛЕР, курирующий транспорт в республике, практически до деталей владеют обстановкой на предприятии, что меня приятно удивило. И, во-вторых, так получилось, что когда я докладывал свои предложения по развитию авиации в республике вообще и аэропорта в частности, то они практически совпали с их видением этих проблем и задач. Поэтому работается легко и интересно. И пока достаточно плодотворно. Надеюсь совместными усилиями вывести предприятие на хороший уровень рентабельности уже в следующем году, через пару лет начать обслуживать международные рейсы. Уверен также, что омичи в ближайшее время получат возможность попасть в этот прекраснейший уголок нашей страны не только наземным, но и воздушным транспортом.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/iyul/27/omich-sergey-kruglov-vozglavil-aeroport-v-respublike-altay