Юлия УСТИНОВА: « На Эйфелевой башне в нас проснулись инженеры – мы начали рассматривать ее конструкции»

Дата публикации: 27 июля 2016

В феврале этого года в Москве подвели итоги Всероссийского конкурса «Инженер года 2015». Среди победителей есть и омичи – инженеры трех омских предприятий АО «ОНИИП», АО «НПП «Эталон» и ФГУП «НПП «Прогресс». «КВ» расскажут читателям об этих людях и их работе.

Еще 30 лет назад профессия инженера была одной из самых престижных. Люди, занятые в ней, не только получали более высокую оплату труда, но и пользовались уважением в обществе. Во времена перестройки все изменилось, любой коммерсант имел больший доход, чем ведущий инженер предприятия. И только около десяти лет назад началось возрождение технической российской интеллигенции, в которой инженеры по праву занимают ведущее положение. Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с одним из молодых омских инженеров Юлией УСТИНОВОЙ, которая в этом году была отмечена на Всероссийском конкурсе «Инженер года».

– Юлия Ивановна, победа на конкурсе «Инженер года» – это достаточно престижно…

– Да, особенно для девушки. Инженеров-женщин ведь гораздо меньше, чем мужчин. И в конкурсе мы участвуем реже. Мне вручили диплом победителя первого тура конкурса «Инженерное искусство молодых» в номинации «Приборостроение и диагностика».

– Как давно вы работаете в НПП «Эталон»?

– Я устроилась в 2011 году. Попала в группу, занимающуюся датчиками температуры. И вот на протяжении пяти лет работаю инженером-конструктором. Сначала получила третью категорию, сейчас у меня уже вторая. Считаю нашу группу самой интересной и важной, потому что большая часть продукции предприятия выпускается с участием нашего коллектива.

– Вы разрабатываете новые приборы? Какие именно?

– Мы изготавливаем стандартные датчики температуры. Кроме того, нам ежедневно поступают новые заявки. Например, изменить конструкцию по длине или диаметру на основе базовой модели. Разрабатываем документацию, передаем ее в цех, где уже изготавливают датчик. Также есть заявки на новые изделия. Например, разработали систему температурного мониторинга. Она была представлена в моей работе на конкурсе «Инженер года». В нее входят многозонные цифровые датчики температуры (МЦДТ). Они предназначены для работы в различных отраслях промышленности и народного хозяйства, где требуется информация по изменению и распределению измеренной температуры на протяженных участках либо объектах.

Это удобно для многих заинтересованных организаций, например, РЖД устанавливает их вдоль железнодорожного полотна. На эту разработку потрачено много сил и времени. В том числе и моих. Мы стараемся ее везде презентовать. В прошлом году в Омске проводилась выставка ВТТА, где была представлена техника и продукция для развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока, и мы в ее рамках получили сертификат за нашу систему температурного мониторинга.

– Это единственная новая разработка, которой вы занимаетесь?

– Есть и другие. Например, преобразователь температуры интеллектуальный (ПТИ). Он может измерять температуру твердых, жидких и газообразных сред. У нас нет ограничений по объему заказов – работаем со всеми омскими предприятиями. Например, приносят сломанную термопару, мы разбираем, смотрим, что нужно сделать, готовим эскизы, обсчитываем, отправляем калькуляцию, они оплачивают, и мы изготавливаем датчик.

В нашей группе два конструктора, получается, половина изделий у меня, половина у коллеги. Я занимаюсь чертежами, составляю служебные записки, и в цехе по ним изготавливают датчики. Если есть вопросы, то сопровождаю изделие. Оно полностью готово, только когда его проверил отдел технического контроля.

– Вы знали, что вашу кандидатуру выдвинули на конкурс «Инженер года»?

– Да, я была в курсе, поскольку заполняла анкету, предоставляла документы. Было, конечно, очень приятно. Когда победила, мне не завидовали, у нас очень дружный коллектив. Ежегодно кто-то участвует в этом конкурсе и получает награды. Хорошо, когда людям есть к чему стремиться.

– Это был первая награда, которую вы получили?

– Как инженеру – да, это был мой первый конкурс и первая награда. Кроме того, в 2010 году, когда я еще училась в вузе, участвовала во всероссийской переписи населения, и за это была отмечена ведомственным знаком отличия Федеральной службы госстатистики – медалью «За заслуги». Это было почетно, поскольку его получили немногие.

– Чем вы занимались во время переписи?

– Я работала инструктором на переписном участке. В моем подчинении была группа из пяти человек, которые ходили по адресам. Конечно, было немного страшновато, поскольку я сама еще имела мало опыта, особенно в первый день. В мою команду входила молодая девушка, она очень волновалась, как люди будут реагировать, станут ли открывать ей дверь. Вернулась через полчаса и сказала: «Я боюсь, я не могу». Пришлось ее еще раз настраивать, объяснять, как себя вести. В итоге все прошло хорошо, наш участок признан одним из лучших. Нужно было достучаться до максимально большего числа квартир, и у нас получилось – был самый высокий процент. Собственно, поэтому нам и выдали медали.

– Вы давно решили связать свою жизнь с инженерной профессией?

– Пожалуй, еще со школы. После 9 класса у нас сделали профильные классы, и я выбрала физико-математический уклон. Мой выпуск пришелся на тот год, когда впервые был введен ЕГЭ. Я сдавала по математике и понимала, что нужно сделать это хорошо. Не помню, чтобы боялась. Считаю, если человек подготовлен, то может сдать любой экзамен. Сейчас и камеры следят, и обыскивают – это неприятно. У нас все было проще – отвели в другую школу, списывать никто не пытался, поскольку все боялись, а телефоны с Интернетом тогда еще так массово не были распространены.

– Кроме НПП «Эталон» вы работали на других предприятиях?

– Когда я училась в магистратуре, то устроилась на завод им. Баранова. Проработала полтора года в цехе горячей штамповки технологом: писала технологии изготовления деталей – сколько взять металла, что с ним сделать, в каком прессе, при какой температуре, чтобы на выходе была деталь. Ушла, потому что нужно было писать диплом. Это был полезный опыт, после него мне было проще на НПП «Эталон». Но желания вернуться на завод после вуза не возникало, я поняла, что работа конструктора мне ближе, да и заработные платы тогда там были не слишком высокие. Люди работали, что называется, за идею.

– Юлия Ивановна, ваша вузовская специальность отличается от того, чем вы сейчас занимаетесь. Пришлось доучиваться уже на «Эталоне»?

– На каждом предприятии своя специфика, невозможно изначально досконально знать работу, будь у тебя хоть пять красных дипломов. Конечно, нужны какие-то базовые умения. На «Эталоне» сложная специфика за счет того, что имеется огромная номенклатура датчиков. Училась у наших конструкторов, технологов, людей опытных, которые с удовольствием передают опыт, рассказывают, показывают. Хорошо еще и то, что я в любой момент могу пойти в цех и посмотреть то, что черчу, своими глазами. Это сильно помогает.

– Чем вы занимаетесь в свободное время?

– В последнее время я с коллегой увлеклась фитнесом. Считаю, что это даже помогает работе. У человека должно быть такое время, когда он полностью отвлекается, занят чем-то другим. Потом свежим взглядом смотришь на свою задачу и находишь решение легко и быстро. Я занимаюсь два раза в неделю, мне нравится, что у нас каждый раз что-то новое – то русские народные танцы, то восточные, то силовые упражнения.

В выходные мы с мужем любим бывать в Чернолучье, Красноярке, гуляем на природе. В отпуске стараемся выезжать подальше. В прошлом году были в Турции, до этого в свадебном путешествии в Испании. Оттуда мы на один день летали в Париж. Когда были на Эйфелевой башне (муж у меня тоже конструктор, только на другом предприятии), в нас проснулись инженеры – начали рассматривать ее конструкции. Она очень интересно собрана. Стояли и разглядывали, как все эти соединения, болты, сварные конструкции устроены. Потом все-таки решили, что в отпуске нужно отдыхать.

Мы предпочитаем ездить самостоятельно. Пользуемся общественным транспортом, мне кажется, только так можно понять местных людей и их страну. Организованные экскурсии, когда тебя постоянно подгоняют: здесь вы остановитесь на пять минут, а здесь на десять, – нам не нравятся. Лучше самому остановиться, проникнуться духом места, а информацию сейчас можно всю в Интернете найти. Нам очень везло с людьми, мы плохо знаем язык, но даже при том, что мы объяснялись при помощи жестов, нам всегда все помогали. Поэтому сейчас, слушая новости, мы с трудом верим, что там происходят такие страшные вещи.

Справка

Юлия УСТИНОВА родилась 21 октября 1988 года в городе Калачинске Омской области. Окончила среднюю школу № 3 города Калачинска в 2005 году. В том же году поступила в ОмГТУ на машиностроительный факультет, училась на кафедре «Обработка металлов давлением». В 2009 году окончила бакалавриат, в 2011 году – магистратуру. Получила дипломы по направлению «Технологические машины и оборудование». С 2009-го по 2010 годы работала технологом на заводе им. Баранова.

Замужем.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/iyul/28/84810