Бюджет Омска – 2015 прошел публичные слушания

Дата публикации: 08 июня 2016

Депутаты горсовета и общественность обсудили предложения по дальнейшему пополнению городской казны и рациональному расходованию бюджетных средств

Публичные слушания по исполнению бюджета города Омска за 2015 год состоялись 2 июня в Омском городском совете. Участие в традиционном мероприятии на этот раз приняли около ста человек.

Доходы и расходы

С основным докладом выступила вице-мэр Омска, директор департамента финансов и контроля администрации города Инна ПАРЫГИНА.

2015 год был непростым, и исполнение бюджета происходило в неблагоприятных экономических условиях. В целом доходы бюджета не исполнены по отношению к плану на 10%. Только собственных доходов недопоступило на 436 млн рублей, прогноз оправдался лишь на 95%. Не в полном объеме поступила финансовая помощь из вышестоящих бюджетов, – напомнила она.

Тем не менее, как подчеркнула ПАРЫГИНА, основные социально значимые обязательства перед омичами, включая майские указы Президента РФ, мэрией выполнены, уделено внимание исполнению наказов, переданных депутатам Омского городского совета избирателями.

В окончательной редакции параметры бюджета были утверждены с ростом на 26% по отношению к первоначально принятому бюджету и составили по доходам 17,1 млрд рублей, по расходам 18,1 млрд рублей, дефицит – 1 млрд рублей. Фактическое исполнение же по итогам года составило по доходам лишь 15,4 млрд рублей или 90% от прогноза. «В бюджет недопоступило – только вдумайтесь – 1,7 млрд рублей!»– отметила главный финансист Омска. Основной источник налоговых доходов городского бюджета – налог на доходы физических лиц – по итогам годам показал незначительный рост, не обеспечив поступление запланированных поступлений в размере 233 млн рублей. Не исполнены ожидания и по поступлению земельного налога – платежи по этому направлению немногим превысили 1 млрд рублей, к уровню 2014 года произошло снижение на 12 млн рублей, что, по словам ПАРЫГИНОЙ, связано с исключением из налогооблагаемой базы земельных участков под многоквартирными домами не только для собственников из числа физических лиц, но и для юридических лиц – владельцев нежилых помещений на первых этажах многоквартирных домов и отдельно стоящих помещений на придомовой территории.«Например, в городе Омске 60% магазинов «Магнит» расположены на первых этажах жилых домов, и с 2015 года ими не уплачивается земельный налог. Для исправления ситуации нами подготовлена законодательная инициатива по возврату земель под многоквартирными домами в состав объектов налогообложения по земельному налогу», – сообщила ПАРЫГИНА.

Расходы бюджета исполнены в сумме 16,2 млрд рублей, или 90% от плана. Приоритетным осталось финансирование социальной сферы, на которую израсходовано более 10 млрд рублей. Расходы муниципального дорожного фонда составили более 1,5 млрд рублей. 985 млн рублей направлено на расселение аварийного жилья.

В целом 2015 год при всей его сложности был завершен благополучно. Просроченная кредиторская задолженность на конец года отсутствует, – заключила Инна ПАРЫГИНА.

ЖКХ, транспорт и экономика

Содокладчиками главного финансиста Омска выступили руководители других подразделений мэрии. Первый заместитель директора департамента городского хозяйства Евгений ФОМИН напомнил, что в 2015 году Омск впервые получил паспорт полной готовности к отопительному сезону в срок. Также он отчитался о мероприятиях по приведению в порядок кладбищ, по озеленению и благоустройству города, по проведению капитального ремонта по судебным решениям и так далее.

По словам директора городского департамента транспорта Виталия МАСЛИКА, за год в городе перевезено около 300 млн пассажиров, из них треть – муниципальными ПАТП. Основным новшеством ушедшего года в этой сфере стало введение автоматической системы оплаты проезда, продано более 330 тысяч электронных проездных длительного пользования.

Директор департамента городской экономической политики администрации Омска Гульнар АЙТХОЖИНА в своем выступлении сообщила, что вопреки федеральному тренду в Омске по итогам года промышленное производство не только не сократилось, но и нарастило объемы, по ее словам, это связано с открытием новых производств и расширением производства экспортируемой продукции.

По итогам 2015 года в рейтинге городов-миллионников России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, по промышленному производству Омск лидирует, занимая первое место по суммарному объему, в расчете по объему произведенной продукции на душу населения занимает второе место после Уфы, – проинформировала она.

Безусловно, как подчеркнула АЙТХОЖИНА, прямое влияние на экономику города оказали такие факторы, как падение реальных доходов населения, высокая стоимость заемных средств, в результате чего снизились и потребительский спрос, и инвестиционная активность. Так, объем строительных работ упал более чем на 18%, ввод жилья снизился на 10%. Оборот розничной торговли сократился на 17% при общероссийском показателе в 10%. Среднемесячная номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях города составила немногим более 31 тыс. рублей, увеличение к уровню 2014 года составило 4%, но темпы роста среднего уровня зарплаты ниже уровня инфляции, и по факту доходы граждан не выросли, а, напротив, снизились.

Экспертизу годового отчета мэрии об исполнении бюджета представила председатель КСП города Омска Ирина ЛЕН. Нормам бюджетного законодательства документ, по ее словам, соответствует. Аудиторы дали мэрии ряд рекомендаций о том, как увеличить эффективность расходования средств.

Предложения и мнения

Направления, в которых нужно наиболее активно работать, обозначил председатель финансово-бюджетного комитета горсовета Юрий ФЕДОТОВ:

Настораживает, что у нас неналоговые доходы за последние годы впервые так серьезно не исполнены – на 329 млн рублей от плана. Настораживает, что есть тенденция к снижению земельного налога. При этом муниципальный долг растет, мы проедаем доходы будущих периодов. Доходы наших муниципальных предприятий немногим больше зарплаты заместителя мэра за 2015 год, МУПы приносят нам 3,8 млн рублей в год, это очень большие вопросы вызывает. То же самое касается доходов от земли, – отметил он. По его словам, основная цель, которую должны ставить перед собой мэрия и горсовет в последующие годы, – стремиться к формированию бездефицитного бюджета и не принимать обязательства, не обеспеченные доходами.

Первый вице-спикер горсовета Василий МАМОНТОВ согласился с тем, что проблемы в городе сохраняются одни и те же из года в год, в частности, это вопросы с оборотом земли, которая используется, но не приносит доходов в бюджет. Так, по его словам, известны ситуации, когда люди, получившие участок, например, в рекреационной зоне, переводят его в зону жилой застройки, перепродают, а маржу, которая составляет десятки, а то и сотни миллионов рублей с одного участка, оставляют себе. «Казалось бы, закрыли лазейку с перепродажей участков по акту выбора, так народ на выдумку горазд и теперь продает не участок, а фирму, на которую он оформлен», – добавил МАМОНТОВ.

Депутат Алексей САЯПИН в свою очередь заявил о том, что считает необходимым «провоцировать» развитие экономики, поддерживая бизнес, предлагая предпринимателям выгодные налоговые режимы и выстраивая эффективные взаимоотношения с крупным бизнесом.

Возможность выступить на публичных слушаниях традиционно получили и горожане. Так, председатель совета многоквартирного дома № 34 по улице Волгоградской Раиса КОРОБКОВА обратила внимание депутатов на значимость деятельности комитетов территориального общественного самоуправления и попросила народных избранников учесть необходимость поддерживать КТОСы при формировании бюджета на 2017 год. Активное обсуждение вызвало еще одно ее предложение – внести изменения в Правила благоустройства, чистоты и порядка и ужесточить требования к нарушителям, увеличив размер штрафов. О том же говорил и омич Константин ЮСУПОВ, который считает, что штрафы за нарушение порядка и чистоты могут существенно пополнить городскую казну.

На мой взгляд, замечания от жителей поступают справедливые. Мы действительно недостаточно контролируем сегодня соблюдение Правил благоустройства, – поддержала тему председатель горсовета Галина ГОРСТ. – Считаю, что эту работу в округах надо усиливать, возможно, есть необходимость увеличить штатную численность работников, занятых в этом направлении.

Председатель Омского союза деловых женщин Ирина ЖИВАЕВА говорила о необходимости развивать сотрудничество власти и некоммерческих организаций.

Статья в бюджете «на поддержку общественных инициатив» – это возможность развития некоммерческого сектора. Проекты, разрабатываемые НКО, максимально учитывают интересы общества, поскольку идут снизу, от самого общества, – считает она. По ее словам, за 10 лет омские НКО реализовали более тысячи таких проектов, а на каждый бюджетный рубль привлекли до 5 рублей из внебюджетных источников. Потому ЖИВАЕВА надеется, что бюджетные гранты для НКО будут сохранены, а по возможности и увеличены.

В заключение представители городской администрации ответили на поступившие из зала вопросы, а председатель горсовета Галина ГОРСТ подвела итоги обсуждения:

Во-первых позвольте всех поблагодарить за активное участие, за неравнодушные выступления. Хочу отметить, что сегодня не только жители выступают с критикой, но и депутаты активно критикуют мэрию и предлагают возможные дополнительные источники пополнения бюджета, настаивают на рациональном расходовании средств. Такой активной совместной работы по наполнению бюджета, как мне представляется, не было в других созывах горсовета. Вместе с мэрией мы сформировали массу законодательных инициатив, настойчиво сопровождаем эти инициативы на всех уровнях и будем продолжать эту работу.

Добавим, что все поступившие в ходе публичных слушаний замечания и предложения будут рассмотрены финансово-бюджетным комитетом горсовета. Как подчеркнул председатель комитета Юрий ФЕДОТОВ, итоги слушаний комитет подведет уже 9 июня.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/iyun/21/byudzhet-omska2015-proshel-publichnye-slushaniya