Алексей МАРТЫНЕНКО: «По нормативам нам нужно ежегодно приобретать как минимум 19 новых автобусов...»

Дата публикации: 15 июня 2016

Уже почти полгода муниципальные пассажирские предприятия живут по новому законодательству о пассажирском транспорте и с новым тарифом, который им пришлось с большими усилиями отстаивать в РЭК Омской области. Помог ли муниципальным перевозчикам этот финансовый рычаг – пока еще вопрос. Во-всяком случае пассажирские предприятия все еще проигрывают в конкурентной борьбе частным перевозчикам. О конкуренции, доходах, убытках, а также плюсах муниципальных пассажирских перевозок обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с директором городского пассажирского предприятия № 8 Алексеем МАРТЫНЕНКО.

– Алексей Владимирович, сколько маршрутов обслуживает ПП-8? Уменьшилось ли их количество по сравнению с прошлым годом?

– В настоящее время у предприятия на обслуживании 21 маршрут. В том числе 16 городских и 5 сезонных садовых. Если сравнивать с 2015 годом, то количество маршрутов немного уменьшилось. Мы исключили из маршрутной сети и передали департаменту транспорта маршруты № 8, 64, взамен маршрута № 168 (садовый), был передан на обслуживание маршрут № 177 (садовый).

– А какое у вас количество автобусов? Насколько они изношены? Уменьшается ли подвижной состав?

– За счет списания уменьшается, к сожалению. На сегодняшний день у нас 135 подвижных единиц. В 2015 году было 145 единиц. В 2014 году – 171 единица. Износ подвижного состава тоже достаточно большой. По состоянию на конец первого квартала автобусов со сроком эксплуатации менее 5 лет у нас всего 5%. А 95 автобусов, 71% подвижного состава, имеют срок эксплуатации более 10 лет. Из них 25 эксплуатируются уже больше 18 лет. Это те «мерседесы», которые поступили в Омск в середине 90-х. Нормативный срок эксплуатации городских автобусов – линейная амортизация – составляет 7 лет, и для обновления подвижного состава по нормативам нам нужно ежегодно приобретать как минимум 19 новых автобусов...

– Когда ваше предприятие последний раз получало новые машины?

– Шесть новых автобусов ЛиАЗ-525653 мы получили летом 2013 года. И еще один новый автобус мы получили в 2015 году. Это был АИ 304412-020-96 на базе ПАЗа, который предназначен для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.

– А кадры разве не проблема? Где вы ищете водителей?

– Кадры – это всеобщая проблема. Притока молодых работников практически нет. 148 водителей из 213 – старше 40 лет. Аналогичная ситуация с кондукторами. Престижность профессии работников муниципального пассажирского транспорта неуклонно падает. Проблему нехватки водителей мы пытаемся решать, размещая объявления о приеме на работу на автобусах, в газетах, на местных программах телевидения, расклеиваем объявления в районных центрах Омской области, размещаем новостную информацию на официальном веб-сайте нашего предприятия, в нашей газете «Успешный рейс», сотрудничаем со Службой занятости, создаем все возможности водителям для отдыха, но водителей по-прежнему не хватает.

– Водители маршруток на автобусы не хотят пересаживаться?

– Рассчитывать на пополнение за счет бывших водителей маршрутных автобусов не приходится. Те из них, кто не работал раньше в системе муниципальных пассажирских перевозок, долго у нас не задерживались. Их пугает высокая нагрузка, необходимость соблюдения регулярности движения по графику маршрута, требование заезда в остановочные карманы, необходимость ежедневного прохождения технического осмотра автобуса, медицинского предрейсового и послерейсового осмотра водителя, необходимость поддерживать хорошее санитарное состояние автобуса, соблюдение режима труда и отдыха, выплата заработной платы всего 2 раза в месяц. Они к такому не привыкли.

– А какие тогда у вас плюсы? Что может привлечь людей в систему муниципального пассажирского транспорта?

– Плюсы работника муниципального пассажирского предприятия – белая зарплата, оплачиваемый отпуск и больничный, отчисления в пенсионный фонд, бесплатный проезд в муниципальном транспорте. Вообще социальной политике и охране труда на нашем предприятии уделяется традиционно много внимания. Для водителей мы приобрели единую униформу, кондукторы в холодное время года обеспечены утепленными жилетками. У нас организована стирка спецодежды, отремонтированы санитарно-бытовые помещения, восстановлена система вентиляции в ремонтно-механических мастерских и стояночных боксах, меняется система освещения на всех рабочих местах, улучшаются условия труда. Родители имеют возможность отправить детей в летний оздоровительный лагерь по льготной цене – 20% от стоимости путевки. Лучших водителей, кондукторов и слесарей, которых мы определяем ежемесячно, поощряем и премируем. У нас на предприятии даже парикмахерская своя есть. Все желающие работники имеют возможность постричься бесплатно.

– Какова средняя зарплата в ПП-8, если не секрет?

– За 2015 год – 20 902 рубля, в том числе у водителей – 30 098 рублей. Хотелось бы больше, конечно. С учетом объема и интенсивности труда в нашей отрасли необходимо приводить заработную плату в соответствие. С 1 июля в связи с увеличением минимального размера оплаты труда до 7500 рублей мы увеличим зарплату отдельных категорий работников.

– Ваше предприятие было создано в 1974 году. В каком состоянии производственные помещения сегодня? Хватает ли вам денег на обновление оборудования мастерских?

– Наша материальная база – это комплекс производственных зданий, расположенных на земельном участке площадью 6,1 га на улице 2-я Солнечная, 27. Общая площадь ремонтно-механических мастерских (РММ) – 7,8 тысячи кв. метров. Отапливаемые стояночные боксы – 13 тысяч кв. метров. Конечно, многим помещениям требуется ремонт, поскольку предприятию уже 42 года. Но цеха, я считаю, сегодня в хорошем состоянии. В РММ завершена реконструкция. В 2015 году появились новые объекты: лаборатория масел, швейный цех, прачечная с промышленным оборудованием для стирки спецодежды, а также современные топливный цех и медницкий цех. Деревянные окна на фасадах производственных зданий и административно-бытового корпуса мы заменили на пластиковые, чтобы сократить теплопотери. Отремонтировали актовый зал.

– Осенью прошлого года в городе был транспортный коллапс. Есть ли сегодня проблемы с топливом и запчастями? Рассчитались ли вы с прошлогодними долгами?

– Осенью сбой с перевозками пассажиров муниципальным транспортом возник из-за отсутствия оборотных средств. Не все автобусные предприятия смогли приобрести вовремя топливо. Но мы своевременно создали стратегический запас топлива и единственные из всех выполняли маршрутные перевозки в полном объеме. И задолженности перед компанией «Газпром нефть» у ПП-8 в настоящее время нет. Ни за 2015-й, ни за 2016 год. Что касается запчастей и расходных материалов – для поддержания автобусов в технически исправном состоянии – мы ежемесячно выделяем на эти цели порядка 1,8 млн рублей.

– В предыдущие годы муниципальный транспорт был планово-убыточным. Изменилась ли ситуация в лучшую сторону после утверждения РЭК Омской области тарифа на 2016 год?

– Два предыдущих года РЭК устанавливала тариф ниже фактической себестоимости одной поездки, этим все и объясняется. На 2016 год, на наш взгляд, принят оптимальный тариф, который позволяет предприятию жить и работать – 26,71 рубля. На 2015 год, напомню, тариф утверждался в размере 21,06 рубля, в 2014 году – 19,61 рубля. Если сравнивать с аналогичными периодами прошлых лет, в этом году финансовый результат значительно лучше. За первые месяцы по результатам исполнения бюджета доходов-расходов мы получили все еще отрицательный результат – убыток в размере 1,2 млн рублей. Но в марте уже была прибыль в размере 3,3 млн рублей. По нашим расчетам, текущий год мы должны завершить с прибылью. Эта прибыль позволит нам начать обновление подвижного состава, а появление новых автобусов решит кадровые проблемы.

– Когда возникает тема тарифов, многие сразу начинают говорить о неэффективности муниципального транспорта. Мол, муниципалы работают слишком затратно. Какую проблему вы считаете самой большой?

– Вообще основная проблема муниципального пассажирского транспорта Омска – сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава. От этого в значительной степени растут затраты на его эксплуатацию и себестоимость перевозок пассажиров. Изношенный парк не всегда позволяет выполнить плановое количество рейсов за смену, бывают сходы с линии.

– Не планируете брать новые автобусы в лизинг?

– Планируем. И уже объявили конкурс. Хотим приобрести в лизинг 10 автобусов средней вместимости ПАЗ-320412-05. Один такой автобус перевозит 60 пассажиров, двигатель у него дизельный, коробка передач автоматическая. Стоимость одной такой машины с учетом скидок и проводимой акции – 3,19 млн рублей. Срок лизинга – 24 месяца. Ежемесячный лизинговый платеж – порядка 1 млн рублей. Ориентировочный срок получения автобусов с учетом времени проведения конкурса – июль-август 2016 года.

Экономический эффект от этой акции мы ожидаем хороший. У нас 8 маршрутов, на которых неэффективно использовать автобусы большой вместимости. Туда мы поставим ПАЗы, а большие автобусы – на маршруты с большим пассажиропотоком, и таким образом сократим интервалы движения. Будем использовать ПАЗы и для дежурного подвоза работников на предприятие. Только на этом мы за полгода сэкономим 2,1 млн рублей. К тому же, как я считаю, новые автобусы помогут улучшить морально-психологический климат в коллективе и поднимут престиж муниципальных перевозок в целом.

– Если предприятие работает планово убыточно, а это фактически так, то у вас периодически финансовые дыры. На чем вы экономите? На что вам не хватает денег?

– По итогам 2015 года мы действительно имели плановый убыток. При таком варианте в первую очередь производятся выплата заработной платы работникам, расчет за топливо, затем оплачиваются налоги, погашаются кредиты и платятся взносы в Пенсионный фонд РФ. Ну и минимизируем расходы на энергоресурсы, снижаем объемы ремонта основных фондов.

– Прошел почти год после аварии на Сыропятском тракте, когда погибли работники птицефабрики и всем пассажирским предприятиям запретили переработки. Последствия этого события ощущаются до сих пор?

– Та авария, которая произошла в июне 2015 года, отразилась на всех муниципальных предприятиях, конечно, и ее последствия действительно ощущаются до сих пор. В первую очередь произошло снижение заработной платы водителей. Если в мае 2015 года средняя зарплата на маршрутных перевозках была порядка 33 тысяч рублей, то по итогам мая 2016 года – 29,8 тысячи рублей несмотря на то, что с 1 сентября 2015 года проведена индексация на 10%. Но дороже жизни и здоровья ничего нет. Выбор здесь очевиден. Соблюдение режима труда и отдыха стало непременным условием работы всех водителей на маршрутах.

Несмотря на сложности, администрация и работники предприятия не унывают и не останавливаются на достигнутом. Мы ставим перед собой достаточно амбициозные задачи, направленные на улучшение качества обслуживания пассажиров и повышение безопасности перевозок. Для этой цели, кроме того, о чем говорилось ранее, с января 2016 года на предприятии открыта горячая линия для приема звонков от пассажиров. Каждый звонок регистрируется, разбирается, и ведется обратная связь со звонившим. Каждый из нас имеет цель – достигнуть максимального результата, благодаря этому мы непрерывно движемся вперед.

 

Биография

Алексей Владимирович родился 19 сентября 1978 года в Омске. После окончания с отличием Омского автотранспортного техникума в 1997 году работал в муниципальном ПАТП-7 слесарем по ремонту автомобилей и поступил в СибАДИ, заочно получал высшее образование по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Уволился из ПАТП-7 в 2005 году с должности начальника производства ремонтно-механических мастерских. Работал на различных должностях, связанных с автотранспортом, в УМСР-6 и СПК «Стройкомплектсервис». В 2013 году назначен главным инженером ГП «Омскоблавтотранс». С 24 октября 2014 года – директор МП города Омска «Пассажирское предприятие № 8».

Женат, воспитывает троих сыновей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/iyun/22/83850