Экология в Омске улучшается, но жители считают по-другому

Дата публикации: 22 июня 2016

Столичные эксперты провели исследование экологической ситуации города

16 июня в омском международном пресс-центре «МКР-Медиа» состоялось первое заседание Экспертного клуба ВЦИОМ «Платформа», посвященное экологической ситуации в городе. Крупные специалисты из Москвы по вопросам экологии, урбанистики и социологии представили результаты социологического исследования отношения горожан и экспертного сообщества Омска к экологической проблематике города и предложили пути решения основных проблем.

Проблемы

По словам руководителя Экспертного клуба ВЦИОМ «Платформа» Алексея ФИРСОВА, общее впечатление, которое производит город, – это негативное автопрограммирование. «В Омске все сильно сфокусировано на проблемах и трудностях. Такое ощущение, что город вызывает внутреннее отторжение у жителей», – пояснил он.

По данным анализа, на этом отразилась, с одной стороны, амбициозная предпосылка о третьей столице и при этом ощущение того, что текущее положение Омска этому стандарту не отвечает. С другой стороны, не прорисована перспектива – куда мы идем и как будем развиваться? Эта трудность производит психологически, может, более негативный эффект, чем реальное положение дел. Отсюда – желание жителей уехать из города.

Как объяснил Алексей ФИРСОВ, среди населения популярны сюжеты об экологической ситуации в городе, которые не подкреплены исследовательской базой. Они существуют на уровне мемов и мифов. К ним относятся черный снег, угольная пыль, ночные сбросы предприятий. По мнению эксперта, ужасные дороги, о которых говорят омичи, не настолько катастрофические, как в других регионах. Сюда же относится «город-пень».«Вырубка зеленых насаждений производит крайне неприятный эстетический факт. Но, по сути, это влияет на экологию в наименьшей степени по сравнению с массой других факторов, например, транспортом», – считает он.

Как рассказала научный сотрудник географического факультета МГУ Наталья КОЛДОБСКАЯ, Омск в рейтинге самых грязных городов попадает во вторую двадцатку и входит в категорию «с неблагоприятной ситуацией».

В исследовании эксперты обращают внимание на то, что ключевым фактором загрязнения города являются выхлопы автомобильного транспорта и дорожная пыль. С точки зрения большинства населения (34%) на экологию негативно влияют мусор на улицах и во дворах. Причем люди говорят, что сами виноваты в этом. Промышленность – на втором месте. Автотранспорт, который в мегаполисах является основным загрязнителем, населением вытеснен на третье место. С точки зрения экспертов, эти результаты не соответствует реальному положению дел.

– С точки зрения экспертов, население гораздо меньше видит, что экологическая ситуация реально улучшается. Контроль за выбросами дает свои результаты. Динамика в основном позитивная. Население скорее апеллирует к сформировавшемуся негативному стандарту. Проблема заключается в кризисе коммуникаций. Общественность не имеет четкого представления о том, какие слухи прикреплены реальной экспертной базой, каковы проблемы и как решаются, – отметил Алексей ФИРСОВ.

Решения

По мнению специалистов, нужно исправить явную нехватку коммуникаций между административными органами, экспертным сообществом и населением. «Это позволит снизить психологическую нагрузку на население и стимулировать дальнейшую организационную работу», – пояснил Алексей ФИРСОВ.

По мнению директора Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирины ИРБИТСКОЙ, самая главная беда российских городов – это занятость населения:«У нас пока не созданы дифференцированные структуры экономики, где каждый житель может себя реализовать. Поэтому наши города теряют жителей. Города – это не революция, это рутинный режим благоустройства. И нужно сохранять тот человеческий капитал, который реально может привнести свою лепту в благоустройство города».

Так, она считает, что экология города – это вопрос системного планирования, а не точечных акций. И вместо экстенсивной застройки она предлагает создавать «компактные города», предельно осмысленно использующие свои земельные ресурсы.

«Капиллярная сетка зеленых насаждений на улицах и небольшие скверы гораздо полезнее для экологии города, чем один гигантский парк в центре. С запыленностью в Омске можно бороться непритязательными, но многочисленными фонтанами», – подчеркнула Ирина ИРБИТСКАЯ.

По мнению Натальи КОЛДОБСКОЙ, общие меры для решения экологической проблемы в городе достаточно типичны: рост золоулавливания на городских ТЭЦ, разгрузка центра города от автотранспортных потоков за счет строительства двух объездных дорог, продолжение технологической модернизации городской промышленности.

Председатель правления некоммерческого партнерства "Экологический комитет" эколог Сергей КОСТАРЕВ предложил в качестве срочной меры ввести мораторий на строительство в зеленых зонах и парках.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/iyun/23/ekologiya-v-omske-uluchshaetsya-no-zhiteli-schitayut-po-drugomu