Жителей Тавричаники пытаются убедить в необходимости строительства у них мусорного полигона для миллионного Омска
3 марта 2016 года в администрации Таврического района побывала комиссия минприроды Омской области, которая в очередной раз хотела убедить жителей Таврического в том, что строительство полигона для отходов для них великое благо. Вел собрание Юрий ПОСТОВОЙ, глава Таврического района. Представляем читателя «КВ» сокращенную стенограмму этого заседания.
ПОСТОВОЙ. Мы собрались сегодня просто посмотреть, пообсуждать. Еще никаких действий не сделано, а вокруг свалки идут непонятные разговоры. Поэтому мы хотим разобраться. Я хочу сказать, что есть закон об утилизации твердых бытовых отходов, который мы на территории Таврического района не выполняем. Второе, с 1 апреля 2016 года вступает другой закон, обязывающий нас привести все в соответствие. Наша свалка не соответствует, и еще у нас более 30 свалок по поселениям. Сегодня, чтобы заниматься нашей свалкой, у нас денег нет. Прежде всего надо сделать проектно-сметную документацию, которая нам обойдется не менее 2 млн рублей, еще надо пройти экспертизу, и на строительство нужно не меньше 10 млн. Сегодня у нас, Таврического района, уникальная возможность, которую лично я поддерживаю. Есть новые технологии, которые опробованы в других регионах. Это не свалки, а предприятия по утилизации твердых бытовых отходов. Я обеими руками за предприятие, прежде всего потому, что ряд преимуществ нашему району будет. Это прежде всего дороги, которые будут. Где существует наша свалка, через Харламово дорога будет, новая дорога будет построена здесь, все приведется в порядок. Второй вопрос, который возникает у населения, говорят о том, что сейчас только решим этот вопрос, и повезут к нам мусор весь сюда. Мусор твердо-бытовой никто не повезет сюда. Пока не будет сделан проект этого предприятия. Следующее, самое важное для нас, это наполняемость бюджета. Современное предприятие которое будет работать по переработке мусора, там будут люди работать наши порядка 150 человек, это наши налоги, НДФЛ прежде всего, за землю, конкретно инфраструктура будет улучшена.
Мы сегодня пригласили из области специалистов, которые ответят на вопросы. Это МАТНЕНКО Александр Сергеевич, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области; КОЗЛОВ Евгений Юрьевич, заместитель министра имущественных отношений; Вдовина Татьяна Николаевна, начальник управления экологической безопасности министерства природных ресурсов и экологии Омской области; МИХЕЕВА Елена Михайловна, начальник отдела архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
МАТНЕНКО. В городе Омске, вы знаете, ситуация с мусором такая, что город сам себе валит на землю мусор, где-то рядом с кладбищем, где-то еще. То есть сегодня нет полигонов, сегодня есть большие кучи мусора. Также как в Тавричанке есть большая куча мусора, также как и во многих других наших населенных пунктах есть просто большие кучи мусора. Все это идет в почву, в землю, в воду, в подземную воду, все мы с вами это потом так или иначе поглощает, потом спрашиваем, откуда онкология. Сейчас 2016 год, а лет, наверно, 20-25 назад предлагали решение проблемы в городе с мусором и ужасную вещь говорили: в городе надо построить мусоросжигающий завод. На этом в конце 80-х годов целый ряд людей сделали себе политические карьеры, обеспечили себе будущее, а город остался с этими большими кучами мусора и с онкологией. Поэтому на тему экологии говорить сложно, но нужно.
Мы были в вашем районе, видели свалку, обычная свалка на земле. Сейчас уникальная возможность появилась в связи с тем, что губернатор Омской области принял решение о выделении средств на проект. Буквально вчера было заседание правительства, где стоял вопрос о средствах на проектирование полигона. Пока это действительно вопрос, где он будет проектироваться, это будет Таврический район или какой то другой район, но это будут большие инвестиции, инвестиции в современный центр обращения с отходами. И решение экологической проблемы прежде всего того района, где это решение будет реализовано. Таким образом, решается экологическая проблема. Большая свалка, которая лежит на земле, она незаконна, в любой момент может быть закрыта, она будет ликвидирована. Но я еще бы раз хотел сказать, эта тема всегда была и будет темой для спекуляций, для использования стереотипов для людей, что вот сейчас к нам привезут мусор из Омска, и мы станем помойным ведром для города Омска. Вам это будут говорить постоянно, все выборные кампании. Но вы знайте цену этим словам, что вы, так же как мы, омичи, станете заложниками этой ситуации.
Евгений КОЗЛОВ. Я бы хотел обратить внимание на то, что земельные участки для строительства центра с обращения с отходами будут предоставляться исключительно для строительства. Здесь должно быть понимание о том, что в случае предоставления земельного участка не произойдет автоматически сразу, как говорится, наваливание мусора в том понимании, которое сейчас присутствует. То есть земельный участок предоставляется для строительства объекта. То есть пока не будут вложены огромные, скажем так, средства, сотни миллионов рублей, пока не пройдут все экспертизы, не получат разрешение всех контролирующих органов, этот объект не зафункционирует. Поэтому здесь вопрос о том, что просто так земля предоставляется для свалки, неправильный. С другой стороны, для Таврического района будет происходить существенное развитие, в том числе по инфраструктурным моментам.
Татьяна ВДОВИНА. С 1 января 2016 года мы с вами живем в новой реальности правовой. И специально подготовлена презентация, которую мы уже озвучивали на общественном совете при минприроды Омской области, которую специально для вас хотим продемонстрировать. Для того чтобы вы знали, что тот центр обращениям с отходами, который предполагается построить в южной, северной, восточной, западной зонах Омской области, будет решать задачу цивилизованного обращения с отходами это всего лишь инструмент в той системе правоотношений, которая введена 458 Федеральным законом с 1 января 2016 года на всей территории РФ. (В течение часа комментирует презентацию завода).
Василий ГРИЦИНА, председатель районного совета ветеранов. Позавчера по Первому каналу был передача о Японии. Присутствовали высокопоставленные лица, которые заключили ряд соглашений именно по строительству предприятий по переработки бытового обслуживания. И я знаю, что дней 10 назад наш губернатор НАЗАРОВ В.И. присутствовал в Красноярске именно по этому вопросу, поскольку он очень актуален. Меня интересует опыт, который был накоплен в Красноярском крае.
ВДОВИНА. Коллеги уважаемые, мы в России живем, в настолько богатой стране, у нас столько земли, поэтому у нас и захораниваются отходы. Если бы мы жили в Европе или в Японии, где земли нет, и где еще с 1975 года есть акт о запрете на сохранение отходов. Мы просто на лет 50 отстаем от мирового процесса цивилизованного. Я сама в 1992 году была по специальной программе в Дании, мы объездили всю Данию, на всех этих заводах были, там все сортируется. Захоранивается там 10 процентов отходов. Мы были на полигоне, на котором захоранивают все промышленные отходы. Полигон, который я сама видела, переняла этот опыт личный к нашему ЗАО «Полигон». И поэтому-то у нас сейчас в нашем законе записано, это есть продолжение мирового цивилизационного процесса. Наш губернатор был в Красноярске и подписал соглашение с прогрессивной красноярской организацией, которая занимается сортировкой. Что они реально сделали в Красноярской и Московской областях, и мы, конечно, здесь, в Омской области, отстающие по обращению с бытовыми отходами.
ПРИХОДЬКО В.И., пенсионер. В газетах пишут, что с апреля к нам, в Таврическое, уже будут возить мусор из Омска. Так сначала завод построится, а потом будут возить мусор, или как?
ВДОВИНА. Так, давайте то СМИ, которое такое пишет, надо направить в прокуратуру. Проблема города, это проблема города, и с 1 апреля сюда не будут возить по определению, потому что сюда возить некуда. Это раз. Для того чтобы куда-то отходы вывозить, нужно, первое, участок сформировать. Второе, документацию разработать. Третье, провести по этой проектной документации общественные слушания, перед тем как направлять на государственную экологическую экспертизу. Четвертое, провести государственную экологическую экспертизу, получить положительное заключение. Потом подать положительное заключение на государственную экспертизу проектную документацию, затем получить разрешение на строительство в органах местного самоуправления. Потом только построить, ввести в эксплуатацию, а потом только что-то завозить.
Александр, художник, житель ТАВРИЧЕСКОГО. По поводу дорог. Я ездил в Чернолучье, и дорога из Омска в Чернолучье абсолютно вся в полиэтиленовых пакетах, это просто ужасно, все с машин летит на обочину, на деревья. И, соответственно, из Омска к нам будет такая же дорога, вся в полиэтиленовых пакетах и во всем этом…
ВДОВИНА: Вы заедьте в любое место Омской области, где нет свалки, у нас везде мусор лежит.
АЛЕКСАНДР. Ну, извините, от Омска до Чернолучья, именно та часть, которая до полигона, она просто ужасная. И, соответственно, здесь эти 10 километров тоже такие же будут?
ВДОВИНА. Если я вам скажу нет, то я тогда должна взять ответственность за перевозчиков Таврического района, потому что из города Омска и прилегающих районов не повезется мусор не рассортированный и не упакованный, не спрессованный, вы пропустили этот факт. Мусор, который летит, он здесь будет только из пунктов Таврического района, потому что в Таврическом районе смысла сортировки и прессовки нет.
ДЕМЧУК А. А., пенсионер. Меня убивает место, выбранное для этого сверхтехнологичного чуда – космического завода. Это курортная зона нашей Тавричанки. Не проводилась ни технологическая, ни экологическая экспертиза. Нынешняя свалка находится на высоте 87 метров над уровнем моря, пойма Иртыша на высоте 75 метров, разница 12 метров. До поймы Иртыша 4 км, цепи озер 2 км от этого места. Вы представляете, что будет, если произойдет техногенная катастрофа или стихийное бедствие. А я приведу пример: в 30-х годах прошлого века через Тавричанку прошла волна высотой в один метр, а 1986 году Тавричанка тоже плавала. Тогда возникает вопрос, куда все это поплывет? В город Омск, и омичи поимеют это все по полной программе. Я понимаю вас, Юрий Иванович, вы заботитесь о развитии района, но в данном случае по-моему лучше быть с голым задом, чем поиметь такое «счастье».
ПОСТОВОЙ. У нас есть уникальная возможность завод сделать по переработке…
ВДОВИНА. О зоне отдыха речь не идет…
Возгласы из зала: Мы все отдыхаем на «Щучке»…
ВДОВИНА. Один товарищ встает, говорит, что с 1 апреля будут мусор возить, второй о зоне отдыха. А речь идет о действующей свалке. О зонах отдыха вопрос давно закрыт, мы не рассматриваем тот участок, рассматривается на тех участках, что мы рассмотрели только на территориях действующих свалок, и прилегающие земельные участки. И только на территории действующей свалки с прилегающим участками есть смысл строить такие заводы, потому что все свалки нужно закрывать. Я никакой там зоны отдыха не видела, там ЛЭП идет, там дороги…
Возгласы из зала: Так до Щучки от свалки 2 км по прямой, это зона отдыха.
Елена МИХЕЕВА. Я хотела добавить, у нас зоны отдыха они все имеют юридический статус. На сегодняшний день выбор земельного участка осуществляется во всех муниципальных районах в соответствии с действующим градостроительным законодательством и органами СанПИНа. У нас в соответствии с СанПИНом допустимая санитарная зона 500 метров, мы, в свою очередь, при выборе земельных участков руководствуемся даже этическими нормами и ставим километровую зону. Если вы говорите о реке Иртыш, также существует 600 метров водоохранная зона, но не 4 км. Поэтому при выборе всех территорий северной, южной, западной и восточной, руководствуемся только этими нормами…
Александр БОЛЬ, депутат Ленинского поселения. Вот вы говорите, никто ничего не повезет. Но вы не берете во внимание то, что в округе находятся поля паровые Таврического животноводческого комплекса, и все это коровки будут поглощать, и все будет на круги свои возвращаться. Рядом находятся поля, арендованные фермерами у нас, у пайщиков. Это будет в виде пая возвращаться к нам во двор, через нашу живность, опять будет к нам возвращаться, это экологическая составляющая. А базу отдыха «Щучье» придется тогда закрывать, Юрий Иванович.
ПОСТОВОЙ. Вы что-то вообще не в ту сторону идете.
БОЛЬ. Да в ту, в ту.
ПОСТОВОЙ. Что касается пайщиков, пайщикам предоставляется гораздо лучшая земля. Там солонец. Коровы сегодня у нас не ходят, а стоят постоянно.
МИХЕЕВА. Вы обратили внимание на гидроизоляцию этого объекта, там все под пленкой, не пропускает ничего.
Возгласы из зала: Да, да. В Чернобыле тоже была изоляция.
Девушка из зала. У мне вопрос для Александра Сергеевича. На официальном портале «Омскрегион» выложена информация о том, что 2 февраля прошло заседание Региональной комиссии по обращению с отходами, где было ваше высказывание: «Включая критическое состояние городских полигонов. Областная власть сегодня определила гарантированный участок площадью около 100 га в Таврическом районе, который будет служить полигоном для отходов, поступающих из города». Завод, как было показано в документации, – это долгосрочная перспектива. Что вы можете сказать по поводу вашего высказывания и какая именно территория определена для сортировки городских отходов?
МАТНЕНКО. Тот участок, который кто-то называет свалкой, кто-то местом для отдыха. Об этом участке речь и идет. То есть речь идет о том участке, где сейчас расположена свалка, мы говорим не о полигоне, а о центре обращения с отходами, включая сортировку. Об этом участке и идет речь, он пока существует в проекте, и ради этого мы сегодня и собрались, чтобы развеять все домыслы, развеять все страхи.
ВДОВИНА. Извините, можно я чуть-чуть дополню, вот то, что на сайтах. Очень тонкий журналист сделал вброс политический. Не будет возиться мусор для сортировки из Омска сюда, это экономически не выгодно. Мусор омский будет сортироваться в Омске, там Ленинский полигон строится, 60 процентов уже построено. Никакая власть не потянет – возить отходы из центра города, нести такие затраты. И здесь вас обманули, этого не было сказано, как и не было сказано, что с 1 апреля в Таврическое будут возить мусор.
Возгласы из зала: Ну и стройте тогда завод в Омске.
МИХЕЕВА. У нас сейчас заложены средства на полигон, на центр, который будет в себя включать, кроме того, у нас заложены 3 млн рублей на строительство объездных путей.
Людмила Ивановна, пенсионерка. Скажите, пожалуйста, вы ведь не переходите в дом, пока он не построен, почему должен мусор уже завозиться, а ничего еще не построено.
ПОСТОВОЙ Ю.И. Никто завозить не будет. Завод планируется построить в 2017 году.
Надежда Николаевна, депутат Сосновского сельского поселения. Скажите, пожалуйста, мы говорим всегда все хорошо, мы не против таких вот заводов, но, как говорится, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Поэтому вопрос такой – как будет собираться этот мусор, в шаговой доступности это, наверное, не получится, в городе, может, это попроще, в деревне, не знаю насколько это будет эффективно. Поэтому проблем, конечно, здесь много, и не хотелось, чтобы район превратился в свалку.
ПОСТОВОЙ. На сегодняшний день мы собираем мусор, машина подходит и в Сосновское, и везет она сюда, и уже приобщаемся к этому. Тарифы еще будут утверждаться, но за все надо платить.
МАТНЕНКО. Если мы организуем в каждом поселении раздельный сбор мусора, если мы организуем за деньги прием, тогда у нас меньше будет отходов…
ПОСТОВОЙ. Азовский район, Омский район – главы бьются тоже за это, и нам нашу свалку, которая несанкционированная, будем прямо говорить, закроют, и мы с вами будем возить через Павлоградку и в Азово, если завод там поставят. Это в копеечку влетит, это ж надо понимать. Вот вам и тарифы сразу.
Геннадий КОНОФАЦКИЙ, житель Таврического. Татьяна Николаевна, вы уже сказали, что экспертизу экологическую вы не проводили, другие исследования тоже.
ВДОВИНА. А как ее проводить, если в проектной документации нет изысканий и нет участка…
КОНОФАЦКИЙ. Я поэтому и задаю вопрос. Мы фактически запрягаем телегу впереди лошади. Мы же говорим о том, что закладываем там мину замедленного действия, город получит то, что мы говорили, – Иртыш рядом, подземные воды. Эту свалку действительно надо закрывать, Юрий Иванович, правильно вы говорите, и надо каким-то образом что-то делать. Но факт в том, что надо провести сначала все исследования, а потом уже говорить, как сортировать мусор. Вы уверены, что после того, как уже решат вопрос с этим участком, экспертиза даст положительный результат?
ВДОВИНА. Нет, не уверена. Потому что не имеем инженерно-геологических изысканий. Потом экспертиза проводится, проектная документация разрабатывается с учетом ситуации гидрологической, геологической, потому что мы не знаем, какие там грунты. Мы только видим, что сейчас там солончак, и мы при выборе земельных участков, коллеги, тем и руководствуемся, что нельзя ценную землю сельхозназначения использовать под производство. Наш объект – это производственный обычный объект, любой завод возьмите, там тоже самое. Только, например, для молзавода сырьем является молоко, кстати, у молзавода очень много отходов, я вам хочу сказать, и химочистки и жиров, и там даже отходы потоксичнее, чем те, которые будут здесь. Завод по производству нефти, а, например, рапсовый завод – тоже отходов много.
Так вот, производство сортировки бытовых отходов гораздо меньше, чем от любого производства даже масличного, молочного, любого другого. Это обыкновенный завод, для которого все требования, которые к заводам существуют, они все должный изучаться, биология, гидрология, водные ресурсы, все лесные и т.д.
Александр ЛЕВАНДОВСКИЙ, глава Ленинского сельского поселения. Скажите, на какой объем будет рассчитан этот завод? То есть, если вы говорите, что мы первые ставим завод по переработке, если другие районы будут к нам возить мусор и этот завод наш не будет рассчитан на это, не будет ли так, что они будут сваливать до нас. На переработку какого объема он будет рассчитан? Не будет ли несанкционированных свалок?
ВДОВИНА. Переработка отходов ваших. Ваш район, вам нет смысла ставить сортировочную станцию, потому что вы здесь располагаетесь, рядышком с этим центром. Но центр строится для всей южной зоны.
Александр ГОЛОСНОЙ, художник, житель Таврического. Как Таврический район? Именно сам район будет проводить сортировку мусора?
ВДОВИНА. Мы открыты, кто мы такие, мы отвечаем за свои слова, нас все знают, люди, которые представляются, депутаты, члены общественных организаций, они тоже отвечают за свои слова. Поэтому, Александр, если вы что-то вбрасываете за Таврический район, сейчас говорите, вы представитель какой организации в Таврическом? Будьте добры, представьтесь.
Александр. Александр Юрьевич ГОЛОСНОЙ, художник, житель Таврического. Я просто здесь живу, мне интересно, как все будет. Го-лос-ной, моя фамилия. Отчество Юрьевич.
ПОСТОВОЙ. Уважаемые депутаты, я бы хотел, чтобы вы все донесли до населения, если кто-то что-то не понимает, если нет, то обращайтесь к нашим специалистам. Главы тоже должны эту всю информацию донести до населения, чтобы не было вот таких вот недопониманий. И я хочу вас еще раз убедить в том, что этот завод, которому сегодня уделяет много внимание и государство, и регион, должен быть у нас в Таврическом поставлен. Иначе нет нам жизни!
Диалоги со встречи записал Геннадий КОНОФАЦКИЙ