Николай ГОРНОВ: О безавтомобильности городов

Дата публикации: 16 марта 2016

На минувшей неделе аналитическое агентство «Автостат» опубликовало обновленные данные об обеспеченности россиян личными автомобилями. По состоянию на начало 2016 года в России на каждую тысячу жителей приходилось 283 легковых авто. Автомобили сейчас, как делает вывод «Автостат», имеются практически у каждой второй российской семьи, а у каждой шестой их два и больше. Хотя, понятно, распределены автомобили по стране не равномерно. В Омской области, например, показатели близки к средним – на 1000 жителей приходится 281 автомобиль. Да, нам еще далеко до Московской области, где автомобили есть у каждого третьего (345 машин на 1000 жителей), но даже с таким количеством, на мой взгляд, Омск уже не справляется. Никогда не задумывались, какие вообще плюсы и минусы получили города от автомобилей? И напрасно. В Омске с ростом количества личных автомобилей количество добра не увеличилось точно. Скорее наоборот. И ситуация становится только хуже.

Сегодня все автомобилисты (включая меня) раздражены неспособностью местных властей поддерживать на должном уровне качество автомобильной инфраструктуры. А давайте порассуждаем, кто и почему обязан строить нам дороги. Возьмем, например, среднестатистического омича, который накопил 300-400 тысяч рублей и купил себе «тазик» иностранного или российского производства, на котором он развозит товар, таксует или возит супругу в «МЕГУ». Свой личный комфорт такой омич в любом случае повысил. Вот только с какой стати приобретение «тазика» автоматически делает среднестатистического омича получателем немалых бюджетных инвестиций, направляемых в городскую инфраструктуру? Налогов от него городская казна не видит, поскольку он занимается, к примеру, частным извозом или нелегальными ремонтами квартир, его автомобиль наносит городу безусловный вред (выхлопы, дополнительная нагрузка на улично-дорожную сеть и риски аварийных ситуаций), но при этом он почему-то имеет ряд преимуществ перед пешеходом. И громче всех, кстати, возмущается плохими дорогами.

Можно ли решить проблемы, порождаемые автомобилями? Наши восточные мозги еще даже не задавались таким вопросом, для нас личный автомобиль намного больше, чем транспорт, это фетиш и маркер статуса. А вот западные урбанисты, у которых иные представления о статусе, уже планируют, как исправить последствия автомобилизации. Личные авто, по мнению самых продвинутых, – это тупиковая ветвь эволюции, поэтому в ближайшем будущем их не станет, города будут более компактными. Люди, мол, заслуживают права дышать чистым воздухом, пользоваться качественной городской средой и перемещаться по городу безопасно. В том числе по улицам. Ведь если не тратить деньги на поддержание автомобильной инфраструктуры, то улицы можно будет преобразить и улучшить. По такому пути идут сегодня в Осло, Амстердаме и ряде других европейских городов. К российским городам все это не относится, разумеется. Русские города суровы, а русские мужики готовы стоять в любых пробках, погибать в авариях, умирать в 50 лет от инфарктов и онкологических заболеваний, но не готовы отказаться от личных автомобилей. Они будут бороться с тлетворным влиянием Запада до последнего вздоха.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/mart/-10/nikolay-gornov-o-bezavtomobilnosti-gorodov