IT-технологии врываются в нашу жизнь практически ежедневно, облегчая работу, развлекая, заменяя собой устаревшие форматы. Студент 3 курса Сибирской автодорожной академии Павел МАЛЬЦЕВ разработал систему дополненной реальности, которой сможет пользоваться каждый владелец смартфона. О том, что она собой представляет и кому пригодится, создатель приложения рассказал корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.
– Павел, как вы пришли к победе в конкурсе «У.М.Н.И.К.»?
– Я и двое аспирантов СибАДИ разрабатываем приложение для смартфонов, которое будет использовать дополненную реальность. Мы создаем маркеры, ими может стать изображение кошки, кита или любого бытового предмета. На маркер наводится камера телефона, и на экране появляется уже не плоская картинка, а изображение дополненной реальности, например, объемный двигающийся кот. Мы разработали алгоритмы, они позволяют распознавать нарисованные объекты и сопоставлять с 3D-моделями, которые есть в базе данных.
– Это развлекательный проект или он имеет и практическую ценность?
– Надеемся, что он будет популярен у тех, кто занимается рекламой, потому что позволит сделать ее ярче, интереснее, красивее. Скажем, автосалоны смогут заказать маркеры на весь ассортимент своих автомобилей. Если в данный момент машины нет в наличии, то клиент сможет воспользоваться своим смартфоном: навести камеру на маркер и увидеть на экране 3D-модель, которую можно покрутить, посмотреть, как она выглядит со всех сторон. Это не просто двухмерная картинка, где нельзя понять габариты машины, а ее точная объемная копия. Можно использовать приложение и для обучения. Смартфоны сегодня есть у большинства студентов, а вот дорогостоящие приборы, например двигатели, под силу приобрести не каждому вузу. Мы предлагаем, вместо того чтобы отдавать 300 тысяч рублей за двигатель, вложиться в создание его 3D-модели. Она обойдется всего в 200-300 долларов.
Смогут пользоваться приложением и дизайнеры. Оно пригодится им, чтобы показывать, как будет выглядеть, к примеру, новая кухня в имеющемся интерьере. Для этого будет достаточно поставить маркер у стены и навести камеру телефона. На его экране заказчики увидят помещение с новой мебелью еще до заказа.
– Каким образом вы собираетесь добиться 3D-изображения на смартфонах?
– Это будет не трехмерная картинка, которую люди привыкли видеть в кинотеатрах. Мы создаем объемные модели с перспективой, их можно посмотреть со всех ракурсов. Использовали игровой движок Unity, его традиционно применяют для разработки трехмерных приложений и игр. Он работает под операционными системами Windows, OS X.
– Ваш проект – пока только идея или уже реализован?
– Рабочее приложение уже создано. Мы его предоставляли судьям на конкурсе «УМНИК». Сделали целую кучу маркеров – кот, акула, банкноты и др. Например, когда наводишь на банкноту номиналом в рубль, то в дополненной реальности появляется курс доллара и евро. Пока он меняется вручную, но в дальнейшем мы свяжем приложение с Интернетом, и тогда стоимость рубля будет меняться автоматически.
– Какие преимущества у вашего приложения?
– Самый известный представитель дополненной реальности – Google Glass. Это гарнитура для смартфонов на базе Android в виде очков стоимостью около 80 тысяч рублей. Правда, в январе этот проект закрылся. Microsoft сейчас разрабатывает свои очки дополненной реальности. Получается, все, что связано с дополненной реальностью, требует каких-то дополнительных приспособлений, гаджетов. Для нашего проекта, по сути, нужен только смартфон и приложение. Мы настроены на то, чтобы у клиентов не было дополнительных затрат.
– Вы уже запатентовали свой продукт?
– Пытались, но из-за того что комментариев к коду было мало, патент просили доработать. Код должен быть лучше объяснен. Мы его разрабатывали, мы понимаем, но для других это проблематично. На интуитивном уровне я понимаю, что и как работает, но объяснять другим – сложнее.
– Дополненная реальность – первая программа, созданная вами?
– В основном для начинающих программистов первая программа – это что-то типа «Hello, world». Но из крупных программ – да, это первая. Конечно, еще были курсовые работы – написание сайта, нестандартных калькуляторов. Если калькулятор Window,s вмещает около 20 символов, то мой имел 512.
– Как вы пришли к этой теме?
– Я решил свою жизнь связать с IT. До 9 класса учился в 139-й школе, а потом перешел в 149-й лицей при СибАДИ. Рассматривал два варианта поступления – в ОмГУ и в СибАДИ. В университет на одни специальности не проходил по баллам, а на другие – не хотел, потому что там мало практической части, сплошная математика. Поэтому мой выбор пал на СибАДИ. Сейчас учусь на третьем курсе факультета «Информационные системы в управлении».
– Лицей при вузе отличался от обычной школы?
– Пожалуй. Ощущения немного другие: вся школа – это один этаж, где только старшие классы. И отношение другое: по сути – это был второй дом, мы там проводили очень много времени: участвовали в конкурсах, олимпиадах, готовились к ЕГЭ и т. д. С коллегами-разработчиками приложения я знаком еще со времен учебы в лицее. Они там проводили игры «Что? Где? Когда?», а я играл в команде. Три года в лицее нас готовили к тому, что, по сути, мы учимся в вузе, т. е. у нас были не уроки, а пары и достаточно сложный материал по математике, физике, информатике, дополнительные занятия по черчению.
– На какой стадии разработки ваш проект сейчас?
– Сейчас уже можно управлять приложением с помощью виртуальных кнопок. Также делаем мультиплатформенность, чтобы можно было работать не только под Android, но и под Windows, iOS на обычных персональных компьютерах.
– Сколько потребуется средств, чтобы завершить работу?
– Чтобы доработать продукт, нам нужна полная копия Unity, она стоит порядка 100 долларов в месяц, аккаунт-разработчик, тоже порядка 100 долларов, и другие программные средства. Также требуются деньги на зарплату.
– Во что обойдется приложение пользователям?
– В основном цена будет складываться из стоимости 3D-моделей, которые захочет иметь клиент. Одна модель обойдется от 15 долларов до 10 тысяч в зависимости от качества. Само приложение планируем выставить в Android Market Web Store рублей за 300. Платить за приложение клиенты будут единожды, в дальнейшем их расходы коснутся только добавления моделей. Для не коммерческих пользователей будет разработан стандартный набор маркеров, кстати, будет возможность добавлять их самостоятельно – тем, кто захочет и сможет это сделать.
– Если говорить о дальнесрочных планах, чем хотелось бы заниматься в жизни?
– Я учусь информационной безопасности. Хотелось бы стать специалистом, заниматься поиском «закладок», обеспечением безопасности периметра, т. е. работой с аппаратурой. Защита информации нужна везде. И в нашем приложении тоже, ведь там будут храниться данные пользователя. Если выпускать продукт на рынок, он должен быть хорошо защищен.
– Собираетесь дальше участвовать в конкурсах?
– Да, сейчас я подал заявку на участие в конкурсе на студента-исследователя в СибАДИ. Это для тех, кто занимается научной деятельностью. В теории участники получают повышенную стипендию, но на практике ее хватает не на всех. Еще мой куратор готовит список конкурсов, в которых тоже можно поучаствовать.
– У вас есть увлечения вне компьютера?
– Какое-то время я занимался айкидо, а когда поступил в вуз, немного пауэрлифтингом. Очень много времени занимает организация игры «Что? Где? Когда?» в СибАДИ. Когда играем с другими вузами, я в команде, а в академии занимаюсь только организацией. Команда называется «Люби матан». Основная ее часть – с нашего факультета, и когда собирали команду, учили матанализ, он всем нравился, и решили так называться. «Что? Где? Когда?» – довольно популярная игра в нашей академии.
– Успешно играет ваша команда?
– Увы. В Омске есть достаточно сильные команды, с которыми трудно соревноваться. В ОмГУ – «Вова и медведь». Они играют на уровне России, и если не готовиться целенаправленно, тягаться с ними практически невозможно. Для нас же это просто развлечение.
Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»