Местным властям непросто дается анализ количества и состава производимого в Омской области мусора
10 марта в РЭК Омской области прошла рабочая группа на тему определения нормативов накопления твердых бытовых отходов в Омске и муниципальных районах. Эти нормативы должны быть рассчитаны в течение года и войти в единый тариф, который вступит в силу 1 января 2017 года, когда работа с отходами (они будут называться уже не ТБО, а ТКО — твердые коммунальные отходы) будет считаться уже не жилищной, а коммунальной услугой. Соответственно, изменится и процедура ее оплаты. Все эти изменения произойдут в рамках комплексного реформирования системы вывоза и утилизации отходов. Напомним, что с 2017 года в Омской области, как и в других регионах РФ, должна быть утверждена единая территориальная схема санитарной очистки, а также определен региональный оператор по обращению с ТКО. Для него РЭК и установит единый тариф.
Этапы
Чтобы рассчитать норматив на мусор, потребуется определять его объем, массу и морфологический состав в точках города и области, попавших в выборку. Эта обязанность возложена на органы местного самоуправления. Собранные данные представители городской и районных администраций должны передать в течение семи дней с момента их получения в Региональную энергетическую комиссию для сведения и последующей обработки. Объем выборки также утверждается самими муниципалитетами.
Советник отдела технической экспертизы коммунальных услуг РЭК Алла СЕМЕНЧЕНКО объяснила, что на каждый выбранный объект сбора мусора будет составлен паспорт: "Данные для заполнения таблиц по паспортам у нас предоставляют органы местного самоуправления либо управляющие компании. Это количество проживающих, наличие благоустройства, площадь дворовой территории, периодичность вывоза отходов на основании заключенных договоров с операторами". В процессе сбора и замера количества отходов, согласно федеральной методике, должны быть исключены смешивание отходов от объектов различного назначения (к примеру, жилого дома и соседствующего с ним учреждения) и утрамбовка в контейнерах обслуживающим персоналом. Мусор разравнивается, и для расчета объема мерной линейкой определяется глубина заполнения контейнера. Взвешиваются ТКО с помощью весов, получивших надлежащий сертификат. Затем происходит анализ морфологического состава отходов. Для изучения свойств крупногабаритного мусора предусмотрена отдельная процедура. В итоге все полученные данные сводятся вместе.
Частный сектор
Перечисленные процедуры будут проводиться в райцентрах и городах Омской области четыре раза: зимой, весной, летом и осенью – не только во дворах жилых домов, но также при торговых, культурно-бытовых и прочих объектах. Зимние замеры в большинстве муниципальных районов уже проведены. Как отмечают в РЭК, Омск включился в эту работу позже остальных.
Основная проблема в определении нормативов для администраций муниципальных районов — нежелание жителей частного сектора цивилизованно собирать мусор. Представители Калачинского и Горьковского районов утверждают, что от небольших поселений ожидать адекватных показателей пока бесполезно.
– У нас с многоквартирными домами сбор и вывоз ТКО организован, есть контейнерные площадки. То же самое с юридическими лицами. А с частным сектором трудности существуют, – рассказал врио главы Калачинского района Александр МАСЛОВ. – Контейнеров там очень мало. Их практически нет. Определение состава отходов частного сектора некоторую трудность вызывало. Мы подозреваем, что как раз те данные, которые мы получили от частного сектора, могут быть не очень корректны, могут не отражать всего объема отходов, который там есть.
Заместитель начальника управления ЖКХ администрации Горьковского района Юрий КАМЧАТКИН заявил, что у них ситуация не лучше: "Есть деревни, где сорок человек живет. Там люди даже не знают,что такое контейнер". Кроме того, жители частных домов, по его словам, не настроены предоставлять адекватные данные о количестве отходов для получения справедливого тарифа.
– Частный сектор утаивает. Думаю, это проблема всех сел.
Руководитель компании по вывозу и сбору мусора "ЭкоТрансСервис" Вадим ЗАВОРИН настроен менее пессимистично. У них, по его словам, уже есть успешный опыт работы на селе.
– Мы обслуживаем Тарский, Черлакский, Омский районы. В маленьких поселениях можно заключать договоры с каждым двором по, как я называю, "мешочному" варианту. У меня у самого мама в селе в Черлакском районе живет. Раньше у них заключали договоры с каждым жителем, и это стоило 40 рублей с человека в месяц. Процентов 60 заключили такие договор. На сегодня они взяли наш опыт — продажа мешка на 120 литров, который стоит 50 рублей, – Вадим ЗАВОРИН объяснил, что в эту сумму входит не только стоимость самого мешка, но и последующая утилизация мусора, который туда поместится. – Люди довольно охотно идут на это. Благодаря этой системе и должников нет.
Он отметил, что "мешочный" вариант также позволяет учитывать объем производимого сельчанами мусора.
Система не работает
Как рассказал директор "ЭкоТрансСервиса", ранее норма накопления мусора в расчете на одного человека составляла 1,25 кубометра в год. К настоящему моменту состав ТКО, по его данным, сильно изменился. Мусор стал в два-три раза более объемным, а значит, и норматив скорее всего увеличится значительно. Система заключения договоров с управляющими организациями, когда плата с собственников жилья взымается с 1 кв. м помещения, по мнению ЗАВОРИНА, себя не оправдывает: "Управляющие компании как-то по-своему работают, зарабатывают деньги, а то количество контейнеров, которое выставляется, намного больше того, что оплачивается. Получается, что мы вывозим с горками. К действительному объему это отношения не имеет".
– Ситуация очень серьезная, – заявил соучредитель управляющих компаний, советник губернатора Омской области по проблемам ЖКХ Александр ЛИХАЧЕВ. – Были нормативы 1983 года. Мы ими пользовались, но в конце 1990-х годов прокуратура по ряду причин эти нормативы оспорила, и их перестали применять. На практике коммерсанты просто тупо стали кидать мусор в помойки многоквартирных домов, особенно ларьки. Они не заключали договоров. Получается, страдали жители и мусоровывозящие компании, поскольку они больше вывозили, чем по документам.
Г-н ЛИХАЧЕВ рассказал, что еще в 2005 году при мэре Евгении БЕЛОВЕ соучредители компании "Чистый город" Виталий ПУТИНЦЕВ и Владимир РЯБОВ подготовили замеры отходов, на основании которых теоретически мог быть принят местный омский норматив. Однако директор департамента правового обеспечения администрации Омска Андрей ПОДГОРБУНСКИХ "сказал, что это незаконно".
– Юридически – я с ним согласен. Но труд ПУТИНЦЕВА и РЯБОВА даром не пропал. Мы им сейчас воспользуемся для сравнения с нашими показателями, – рассказал Александр ЛИХАЧЕВ.
"Бессовестные"
Советник губернатора раскритиковал чиновников городской администрации за "наплевательское" отношение к обсуждаемой проблеме. Под раздачу попал департамент городского хозяйства Омска в целом и лично его директор, первый заместитель мэра Сергей ФРОЛОВ. Согласно повестке рабочей группы РЭК, на ней должен был выступить заместитель ФРОЛОВА Евгений ФОМИН. Мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ даже лично заверил Александра ЛИХАЧЕВА, что тот придет, но никого от администрации города на заседании так и не появилось.
Более того, советник губернатора заявил о плагиате со стороны омской мэрии. По его данным, свои письменные предложения в адрес РЭК городские чиновники скопировали с уже упомянутых трудов ПУТИНЦЕВА.
– Бессовестный город взял и прислал нам предложения по выборке объектов, никем и ничем не утвержденные. Я взял документы 2005 года. Как я и думал, эти бессовестные люди тупо взяли и списали то, что делали РЯБОВ с ПУТИНЦЕВЫМ в 2005 году. Я крайне удивлен. Я ответственно заявляю, что на части тех домов, которые тут перечислены – тех, которые обслуживает моя управляющая компания – никаких замеров никто не производил. Я очень советую городу не представлять нам "левые" замеры. Мы быстро разберемся и докажем, что вы их не делали, – пригрозил ЛИХАЧЕВ.