Сергей МЕТЕЛЕВ: «Мы становимся неинтересным субъектом РФ»

Дата публикации: 16 марта 2016

Реформы в высшем образовании дошли и до Омска. Сначала об объединении объявили ОмГТУ и ОГИС, теперь речь идет о создании гуманитарного опорного вуза на базе ОмГУ. Первым присоединиться к нему согласился Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. О том, что послужило причиной такого решения, корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО рассказал директор вуза, доктор экономических наук Сергей МЕТЕЛЕВ. Он возглавляет учебное заведение с 2005 года, и это уже вторая реорганизация за последние 10 лет.

– Сергей Ефимович, что стало толчком для объединения РГТЭУ и РЭУ им. Г.В. Плеханова в 2012 году?

– До 2012 года мы были в структуре РГТЭУ. Огромный вуз – более 70 тысяч студентов, 26 филиалов. Руководил им наш земляк доктор юридических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации Сергей БАБУРИН. Получилось так, что первый мониторинг филиалы прошли, а московская площадка – нет. Все ждали, что Сергей Николаевич съездит к министру ЛИВАНОВУ и объяснит ситуацию, поскольку там была чисто математическая ошибка. Но он не стал этого делать. В итоге наш Российский государственный торгово-экономический университет, который должен был в январе 2013 года отметить 210-летие, присоединили к Российскому экономическому университету путем реорганизации. Конечно, финансирование в РЭУ им. Г.В. Плеханова более мощное. Если в РГТЭУ бюджет составлял около 2 млрд рублей, то в Плехановке – 6 млрд. 240 млн

В РГТЭУ филиалам давали полную самостоятельность, директора были членами ученого совета. Когда нас присоединили к РЭУ, мы сразу почувствовали другое отношение: в состав ученого совета не входили, сидели на «галерке», с нами никто не считался. В январе 2013 года нас пригласили на круглый стол, где всем были даны гарантии, но получилось как всегда: мягко стелют, да жестко спать. На совещании я сделал неприятное открытие: Сергей БАБУРИН безвозмездно выделял денежные средства в размере 20 млн рублей филиалам в Краснодаре, Брянске, Казани, Уфе. Исключение составляли сибирские филиалы – Кемерово, Новосибирск, Иркутск, Омск. Им выделялась помощь в размере 250 тысяч рублей.

– Сейчас вы снова идете на реорганизацию. Что послужило причиной на этот раз?

– После объединения мы понемногу стали сами зарабатывать деньги, при этом никто не отбирал федеральные средства: из 68 млн рублей 20 были федеральные. Но в прошлом году у нас забрали 8 млн рублей, не дав никаких пояснений. Ну, забрали и ладно. Мы ввели дополнительные образовательные услуги – стали принимать у иностранных граждан комплексный экзамен. Месяц назад, не объясняя причин, снимают еще 3 млн 200 тысяч федеральных средств. При этом мы ежемесячно от своих доходов отдаем в РЭУ 10 процентов и выполняем все поставленные задачи. Да, по мониторингу институт не прошел по двум показателям (разрешается три) – среднемесячной заработной плате и доходам на одного преподавателя в год. Но это не только наш вуз, а любой в городе.

Плюс добавились еще несколько факторов. До 2018 года согласно указу президента в вузах должна в два раза увеличиться заработная плата профессорско-преподавательского состава. Откуда взять эти средства? Плехановка запретила нам набирать студентов на направление «Торговое дело». Но все 55 лет своего существования (эту дату институт будет отмечать 4 апреля) вуз готовил специалистов для отрасли торговли.

– Почему запретили?

– Пояснений не дали. Мы провинция, с нами разговаривать не хотят. В прошлом году филиалу финансового университета дали на очную форму обучения 153 бюджетных места, а нашему институту – 5. А нет бюджетных мест – нет и бюджетных ставок финансирования профессорско-преподавательского состава. Как хотите, так и живите. Но мы опять ужались. Заключили гражданско-правовые договоры с научно-педагогическими работниками и сотрудниками института.

16 октября заместитель министра  образования и науки РФ Александр КЛИМОВ подписал положение об опорных вузах. Что это значит? Прежде всего бюджет университета должен быть не менее 2 млрд рублей. У нас в городе нет такого университета. Очная форма обучения – не менее 10 тысяч студентов, а в целом с заочниками – 15–20 тысяч. Даже после соединения ОмГТУ и ОГИС они не выполняют этот показатель. В журналах, входящих в международную базу Web of Science, должно быть не менее 15 публикаций. В журналах, входящих в международную базу SCOPUS, – не менее 20. Мы это с нашим маленьким коллективом, к счастью, выполняем – при нагрузке на одного преподавателя.

Плехановка все планирует заранее, но не раскрывая при этом карт. Не так давно я узнал, что вопрос о ликвидации нашего филиала будет рассматриваться в середине 2017 года. Поэтапно будут ликвидированы 80 процентов филиалов. И тут волею судеб я познакомился с Алексеем Валерьевичем ЯКУБОМ, ректором ОмГУ. Многие удивляются: как он – не юрист, не экономист – руководит вузом. А надо просто каждому выполнять свои обязанности. Не стричь купоны, а добросовестно работать. Алексею Валерьевичу в настоящее время очень тяжело. Он взял на себя большую ответственность: 700 с лишним преподавателей, не полностью обеспечено финансирование профессорско-преподавательского состава, хищения на 100 млн рублей, которые произошли до него, и арест проректора по строительству. Мы встретились, обсудили наше положение. Алексей Валерьевич вышел с предложением об объединении, я подумал и принял его. Нам сейчас трудно, поэтому самым правильным будет экономический расчет.

– Ваш вуз останется в прежнем здании?

– Некогда весь наш имущественный комплекс, надо отдать должное бывшему директору Дмитрию Михайловичу РАДИЧКЕ, был выкуплен коллективом института за собственные средства. Но потом его пришлось отдать в федеральную собственность. Сегодня здание площадью 4 тыс. 233 кв. м федеральное, учредитель – Министерство образования и науки РФ. Оно зарегистрировано в Росимуществе города Москвы. Когда возникла идея объединения с ОмГУ, я связался с проректором РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергеем Рафаиловичем ШИБАЕВЫМ – уважаемым и коммуникабельным руководителем, и он поддержал нас в данном вопросе. В настоящее время документы находятся на рассмотрении в РЭУ и в Министерстве образования и науки РФ. Мы договорились с руководством ОмГУ, что проходим через ликвидацию филиала РЭУ, а имущественный комплекс при этом отходит ОмГУ, и на его базе мы создаем Институт торговли Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

В настоящее время институт сотрудничает с 49 предприятиями отрасли торговли в городе, готовит для них специалистов. Вопросов востребованности на рынке труда у нас нет. Есть свои шероховатости, недостатки, но коллектив института готов к любым испытаниям. Наши выпускники: президент Торгово-промышленной палаты Омской области Татьяна ХОРОШАВИНА, генеральный директор Агентства развития и инвестиций Омской области Вячеслав ФЕДЮНИН. Мы сотрудничаем с бывшим управляющим Омским филиалом ВТБ-банка Владимиром КОПМАНОМ, с владельцем сети супермаркетов «Низкоцен» Виктором ШКУРЕНКО. Он выплачивает стипендию пяти нашим лучшим студентам, устраивает их на практику.

– Кто будет решать вопрос о передаче здания?

– Я уверен, что министр образования и науки России Дмитрий ЛИВАНОВ решит судьбу филиала положительно, ведь речь идет о выполнении майских указов Президента РФ В.В. Путина. Вопрос решится в нашу пользу, если какой-нибудь из московских вузов, не имеющий филиала в Омске, не захочет нас забрать. В нашей стране возможно все.

– О каких сроках идет речь?

– Как только будут подписаны документы в министерстве. Срок рассмотрения – два месяца. Мне хотелось бы набор абитуриентов в текущем году сделать под флагом университета им. Ф.М. Достоевского.

– Какие-то финансовые договоренности с ректором ОмГУ уже намечены?

– Нет. Наш институт самостоятельно справится с данной проблемой. Мы и сегодня из своего кармана оплачиваем практически все налоги.

– Преподавательский состав будет сокращаться?

– Если имущественный комплекс перейдет к нам, то в этом не будет необходимости. Мы будем вести дисциплины, отличные от тех, которые преподают  в ОмГУ, никому не составим конкуренцию. Направления «Экономика» и «Менеджмент» вместе со студентами отойдут экономическому факультету ОмГУ. В то же время в классическом университете нет специалистов по направлению «Торговое дело». На нашей кафедре гуманитарных дисциплин, где работает семь человек, в основном трудятся совместители. Что касается остальных, мы решим и этот вопрос. За 10 лет моей работы кандидатами наук стали 33 человека, доцентами ВАК – 39, двое защитили докторские диссертации. Я сложно схожусь с людьми, но коллектив у нас слаженный. Есть и недостатки, например, не полностью можем применять инновационную методику образования. Но по принципиальным вопросам мы единомышленники.

Если не будем деньги вкладывать в человеческий капитал, в науку, что ждет регион? Мы становимся неинтересным субъектом РФ, и выезжает отсюда не только молодежь. Я занимаюсь демографическими процессами с 1993 года. Вот говорят, 46 тысяч человек въехало и у нас положительное сальдо. Это далеко не так! У нас из области выехало более 56 тысяч.

– Что-то уже можно сказать о наборе, который предстоит летом?

– Конечно, мы готовы к тому, что в первый год наберем меньше. В течение года объехали все районы области. Большинство наших студентов – около 86 процентов – из региона: Большереченский, Саргатский, Тарский, Большеуковский, Оконешниковский и, конечно, Омский район. Только из Ростовки за последние 10 лет у нас учился 81 человек. Плюс мы сотрудничаем с колледжем на 24-й Северной, к которому сейчас присоединяют техникум водного транспорта.

Ни в одном вузе вы не найдете стенда с составом регионального правительства. Только у нас. Считаю, студенты должны их знать в лицо. Мы заботимся о наших студентах. Благодаря бывшему ректору ОмГАУ Сергею Львовичу ПЕТУХОВСКОМУ и ныне действующему Оксане Викторовне ШУМАКОВОЙ наши учащиеся из области пользуются общежитием на Сибаковской, 5. Мы сделали ремонт, и сегодня 23 студента РЭУ живут в студгородке аграрного университета.

– Сергей Ефимович, не могу не спросить: летом вы баллотировались в ректоры ОмГАУ. Почему хотелось поменять вуз?

– У нас была договоренность с определенными влиятельными людьми, которые хотели поднять имущественный комплекс аграрного университета на высокий уровень, сделать вуз более привлекательным. Естественно, я должен был выполнить определенные обязательства. Я прошел все круги за исключением одного. Меня пригласил губернатор Виктор Иванович НАЗАРОВ, которого я знаю более 20 лет, и попросил отказаться от участия в выборах. Аналогичная ситуация случилась и в ОГИСе в 2013 году. Когда надо было голосовать на конференции, моих доверенных людей даже в зал не пустили. В итоге я понял, что действующей власти мои знания и опыт не нужны.

– Вы активно предлагаете идеи для улучшения бизнес-климата в регионе, в частности, по воссозданию на принципах сельхозпотребкооперации спецпредприятий, которые помогут уйти от тендеров. Почему это уже работает в Новосибирске, но не реализовано у нас?

– Здесь должна быть смычка «город – область». Мэр готов, площади есть. Нужна новая инфраструктура на селе, а мы все еще живем в старой, которую создали наши деды. Чем сегодня управляет министр сельского хозяйства?   У него нет ни финансов, ни имущества. Почему до сих пор в 32 муниципальных образованиях не определены точки роста, чтобы люди увидели, что власть начала работать?

Последние 25 лет все деньги находятся в торговле. Сегодня нефтезавод приносит 8 млрд рублей, а обиженная «Фармакопейка» по итогам прошлого года дала региону 7 млрд 200 млн рублей. При этом нефтехимия отравляет нам воздух. По загрязненности атмосферы мы на четвертом месте среди 85 субъектов РФ.

– Поэтому вы поддерживаете развитие местного экотуризма на берегу озера Теренкуль в Большереченском районе?

– Три года мы помогаем нашим выпускникам, которые купили поля вокруг озера и создали проект экопоселения. Показывали это озеро (в 10 км от Большеречья) нашим коллегам из Германии и Черногории: чистейшая пресная вода, ребята запустили там более 100 тысяч мальков и разрешили ловить рыбу только на удочку. Иностранные предприниматели еще два года назад обещали вложить 100 млн рублей, но хотели получить гарантии от регионального правительства, что деньги не разворуют. Гарантий они не получили, и дело остановилось. Сейчас, после того как землю у озера взяли в аренду на 25 лет, немцы снова готовы вкладывать средства, но на таких условиях: мы залили фундамент, они посмотрели на него по скайпу и тогда выделили финансирование. И они правы – доверие надо заработать. Там будут построены небольшие деревянные домики на семью, помещения для обслуживающего персонала, вся необходимая инфраструктура для отдыха.

– Сергей Ефимович, а как вы сами отдыхаете?

– Я очень люблю свою семью, это моя отдушина. Последние два года практически не отдыхал. Раньше увлекался охотой, рыбалкой. Теперь выбираюсь, только когда проводим конференции: лично везу иностранцев в Форпост на Московско-Сибирском тракте. Это деревенька такая: дорога 18 км – 64 поворота. Берем тягач и едем.

Люблю перечитывать «Финансиста» Теодора Драйзера. Любовь к литературе – это семейное: мой отец уже раз 20 перечитывал воспоминания маршала Жукова.

– Почему именно «Финансист»?

– Я хотел себя попробовать как предприниматель и создал фирму. Занимался зерновым бизнесом, торговлей, но в нынешних условиях быть предпринимателем трудно. Поэтому я вижу свою миссию в обучении студентов и передаче им опыта – как предпринимательского, так и исследовательского.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/mart/-10/sergey-metelev-