Книжный клуб: Двойная жизнь американских богов на "пенсии"

Дата публикации: 23 марта 2016

Умберто ЭКО

Нулевой номер

Пер. с ит. Елены Костюкович

М.: АСТ, CORPUS, 2015 год. — 256 стр.

Тираж 15 000 экз.

«На мягких лапах»

Итальянские СМИ, история и последний роман

«Так, давай все опять по новой. Любое последствие имеет причину, так принято думать. Чудеса исключаются в принципе. Не станет Вседержитель морочить себе голову моим душем, это не Красное море. Ищем в мире рационального: рациональное следствие, рациональная причина». Герой последнего романа Умберто ЭКО пытается понять, как так оказалось, что ночью кто-то перекрыл в его квартире воду.  «Этот кто-то или эти кто-то

влезли ко мне в квартиру и небось опасались, что не они меня разбудят (будучи на мягких лапах), а что разбудит меня капанье из душа, которое и им сильно действовало на нервы.

Небось подумали: неровен час, капли меня разбудят. И проявили смекалку. Перекрыли, как постоянно делает и моя соседка, всю в квартире воду. Ну и что? Перекрыли — и что?»

Наверное, что-то искали. К примеру, искали что-то о газете. «Предположили, что я копи-

ровал работу, которую мы делали в редакции. А следовательно, что, если я получил какие-то сведения от пресловутого Браггадоччо, я их тоже якобы скопировал. На диск или дискету».

В общем, как поясняют в анонсе издатели, в Милане запускается пилотный проект газеты, которая должна стать инструментом политического влияния для спонсирующего ее медиамагната. Но редакция, состоящая из хронических неудачников, занимается не работой, а мифотворчеством. Один из сотрудников с маниакальной одержимостью собирает доказательный материал, подтверждающий его собственную версию о том, что случилось с Бенито Муссолини в 1945 году и как спецслужбы Союзников управляли политической жизнью Европы после войны. Отзывы российских читателей о книге разнятся от похвалы до полного неприятия. Но для того, кто любил тексты знаменитого европейца, и эта книга лишней не станет, да и господин ЭКО более уже ничего не напишет.

Е.К.

Нил ГЕЙМАН. Американские боги

Серия «Эксклюзивная классика»

М.: АСТ, 2015 год. – 640 стр.

Тираж 5000 экз.

Реальны только боги

Люди сражаются лишь за воображаемые вещи

Этот роман Нила ГЕЙМАНА получил в 2002 году все три высшие американские премии по фантастике – «Хьюго», «Небьюла» и «Локус». А начинается он с тюрьмы, где отсиживал последние дни Тень – так зовут главного героя. Он силен, накачан, но, на первый взгляд, несколько простоват. Когда его выпустили, он узнал, что жена погибла в автокатастрофе. Вместе с его другом, который обещал устроить на работу. По дороге домой, в маленький и неродной ему городок Игл?Пойнт, работу телохранителя ему предложил мошенниковатый одноглазый попутчик по имени Среда, который  оказался одним из старых богов. Тех богов, которых привезли в Новый Свет в своих душах и мозгах сотни лет назад поселенцы из  Европы. Африканцы, приплывшие  сюда в трюмах работорговцев, рассказывали друг другу про проделки паука-Ананси, арабы опасались джиннов с огненными глазами, египтяне, которые посещали Америку тысячелетия назад, верили тогда в Тота и Ибиса, суеверные британки выставляли у порога молоко для фэйри… Но шло время, новые поколения стали забывать  старых богов: «Для  таких, как мы, вы, люди… – Он помедлил. – Это как пчелы и мед. Каждая пчела приносит крохотную капельку меда. Нужны тысячи, миллионы пчел для того, чтобы набрать горшочек меда, какой приносят тебе на стол к завтраку. А теперь представь себе, что не можешь есть ничего, кроме меда. Вот каково это для нас… мы питаемся верой, молитвой, любовью».

У людей появились новые боги: телевидение, технический прогресс, «боги автомашин, мощный, с серьезными лицами десант, черные краги в крови, и кровь на хромовых зубах: им приносят человеческие жертвы с таким размахом, какой не снился никому со времен ацтеков». И это новое поколение собирается сбросить с «парохода современности» «стариков», у которых остались лишь крохи былого величия. Начинается  великая битва. Которая осуществится в умах людей. Первой жертвой ее стал работодатель Тени – мистер Среда, он же Один, он же Вотан, став знаменем для объединения старых богов всех народов. Но на самом деле все оказалось не так, как было описано выше.

mif1959

Александр ИЛЬЯНЕН

Пенсия

Издательства KOLONNA Publications, Митин Журнал, 2015 год. – 676 стр.

Тираж 500 экз.

«В романе есть его имя»

Зачем автору текст?

Журналист Иван Соколов (www.colta.ru) берет интервью у Александра ИЛЬЯНЕНА по поводу выхода в свет его романа «Пенсия». Мол, ваши друзья и знакомые тоже становятся персонажами вашего романа? Персонажи отличаются от своих прототипов? «О, какой хороший вопрос, – отвечает ИЛЬЯНЕН. – Один человек, с которым я подружился в последнее время, вдруг спросил: что же это я на его имя стал в романе намекать. Ему показалось — а может, это так и есть, – что в романе есть его имя, и он сейчас даже не приезжает уже, опасаясь, что из него, из его имени сделают персонажа. Говорят, что писать – опасно. Вот если бы ты меня спросил, как у папы римского: «О чем вы жалеете?» – я бы ответил, что со многими людьми нельзя кашу сварить. Вот я – многие вещи я не умею. Вообще мой роман просто наводнен всякими топонимами, именами собственными, что, вообще говоря, неприлично: я бы сослал себя за такое. Писать такие романы… Каждому писателю хочется, чтобы его сослали». Отчего бы, казалось, друзьям и знакомым волноваться? Да просто потому, что, по собственным же словам автора, он писал «ВКонтакте», на «стене». А потом собрал все в кучку и получился весьма своеобразный текст. Пойми потом, кто в него попал и кто еще мог бы попасть. А читателю – есть такие знатоки и любители чужой жизни – все интересно, что ни напиши. Особенно, если это по поводу книг, кино, музыки и прочих необязательных вещей. Александр ИЛЬЯНЕН и сегодня пишет «В Контакте». Вот запись от 23 февраля: «после свидания с Ваней в кафе на Синопской, поехал гулять по Веселому поселку. Видел человека с полосатой свинкой! впервые в жизни. На газоне в грязи. Oн строго с ней говорил, пытаясь загнать домой. Она визжала, хрюкала, огрызалась. Словно в «Постороннем» Камю, старый облезлый пес со своим хозяином Саламано». Каково? Сможете ли вы в момент вспомнить «Постороннего»? Или вот запись от 20 февраля: «вчера перед вечером В. Эрля зашел послушать лекцию об Алекси Киви в финском институте. Иногда полезно послушать одно перед другим, чтобы лучше понять то и другое. И замечательный получился промежуток, когда ехал по Невскому от Казанского собора до Фонтанки». Хорошая жизнь: лекции слушают в финских институтах. А еще часть текста в романе написана по-французски. Без перевода.

Е.К.

Олег РОЙ

Двойная жизнь

Серия «Капризы и странности судьбы. Романы О. Роя»

Издательство Эксмо, 2016 год. – 320 стр.

Тираж 18 000 экз.

«Так экзотично, так возвышенно»

Двойная жизнь таит много сюрпризов

«Муж, еще до брака, когда они только познакомились, сразу начал называть ее Юла – с ударением на первый слог. Это звучало так экзотично, так возвышенно, так изысканно, что Юля начинала себя чувствовать как минимум Галой Сальвадора Дали. Впрочем, это в ее финэке – Ленинградском финансово-экономическом – были сплошь сугубо прозаические, как и она сама, Вадики, Коли и Наташи. В богемной компании Алексея (звавшегося, по неведомым причинам, Шерифом) Катя становилась Кэтрин, Костю почему-то звали Бонсом, Ваня был непременно Джонни или хотя бы Яном, Оля – Хельгой или Оллой, даже простецкая Наташа превращалась в загадочную Тати. Да и компания была постарше Юлиных однокашников, никаких студентов, все сплошь готовые гении, хотя и непризнанные». Вот так красиво все начиналось. Теперь Юлия, которая терпеть не может свое слишком сладкое имя, трудится на поденных бухгалтерских работах, пытаясь добыть более-менее приличные средства на семью, в которой подросла дочь-студентка. Грезы рассеялись, оставив в сухом остатке мужа-неудачника на диване и тихие сожаления по давнему поклоннику Славику Ловцову, теперь плейбою и богатею. А ведь как хорошо начиналось! «Алексей, к примеру, числился автором двух довольно популярных песенок и пары-тройки «концептуальных», как они выражались, оркестровок классики, Бонс время от времени концертировал, все в каких-то мрачных подвалах, про Шушунчик (вообще-то Дашу) говорили, что ей Губайдуллина в подметки не годится. От мамы, учительницы музыки, Юля впитала чувство восторженного преклонения перед властителями звуков, так что иногда потом ей казалось, что она влюбилась тогда вовсе не в Алексея, а сразу во всю его компанию». Но не в компании теперь дело. В один миг жизнь успешного бизнесмена Дениса Воронцова превращается в ад. Проснувшись утром в номере питерского отеля, мужчина обнаруживает рядом с собой убитую девушку. Денис уверен, его подставили. Однако кому, а главное, зачем это понадобилось, времени выяснить нет. Все улики против него, Денис вынужден пуститься в бега… Какое отношение это имеет к Алексею и Юлии? Спросите у господина РОЯ.

Е.К.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/mart/-11/knizhnyy-klub