О желании «дешево и сердито» или Об ощущении ненужности хорошей работы

Дата публикации: 30 марта 2016

Рано или поздно омскому бизнесу потребуются классные юридические услуги

Вот сильно хочется, чтобы эту статью прочитало побольше реальных бизнесменов Омска и не только. Деловых людей, базирующих свое дело в регионах. В «Хромой судьбе» Стругацких есть такой аппарат, который определял наивероятнейшее количество читателей текста. Чем талантливее произведение, чем выше его объективная художественная ценность — тем больше количество потенциальных читателей.

Но не литературная ценность (весьма сомнительная), а актуальность затронутой проблемы — вот на что расчет.

В чем проблема?

Проблема (гипотетически) внешне выглядит так: в Омском регионе, как правило, отсутствует потребность в классной юридической услуге. Кстати, может быть, коллеги из других консалтинговых областей (аудит, земельные вопросы, оценка, иное подобное) подтвердят мое предположение, что это часто относится и к их сфере? Если нет, то юристы оказались в этой удивительной ситуации в гордом одиночестве. А если да, то я предлагаю всем коллегам по консалтингу вместо слова «юридическая» во всех падежах представлять себе любое другое слово, которое их волнует.

Настоящая потребность — это желание получить классную юридическую услугу (думаю, что желания — хоть отбавляй), неразрывно соединенное с готовностью ее найти, заказать и оплатить по справедливой цене. Про отсутствие этой совокупности здесь и идет речь.

Наблюдения за тем, как в большинстве случаев у нас в городе покупают или не покупают услуги юристов, говорят о том, что у покупателей часто нет понимания соотношения цены и ценности этой услуги. Ценовой фактор слишком часто ставится во главу угла. Но желание низкой цены часто обесценивает саму суть вопроса и сразу закладывает какой-то компромисс по объему услуги или ее качеству.

Неужели ни с кем не было таких случаев, что после заказа посредством Интернета внешне классной вещи с качественными характеристиками по дешевой цене вы получали нечто, отдаленно напоминающее желаемое, что и в руки-то взять не хочется? И в этот момент еще раз убеждались, что самостоятельный выбор в магазине с «пощупать руками» неизменно приводит вас к гораздо более высокой цене, но при этом к приобретению той вещи, которую вы действительно будете использовать/носить. Которая представляет для вас ценность.

В общем, у многих есть такое вполне объяснимое желание получить услугу, соответствующую одновременно трем параметрам: быстро, дешево, качественно. Но любой материал по проектному менеджменту говорит нам о том, что соблюдение всех трех параметров на практике одновременно невозможно (модель проектного треугольника).

Если вы хотите быстро и качественно, то это будет дорого. А качественно и дешево в любой высокопрофессиональной услуге может быть только тогда, когда требуемый продукт или услуга не являются индивидуально-уникальными. Что вам в большинстве случаев не подойдет, потому что ваша проблема и индивидуальна, и часто по-своему уникальна.

Редкие покупатели высококлассных услуг наверняка смогут подтвердить, что, за нечастым исключением, все потраченные на услуги даже значительные средства окупаются многократно. Потому что если справедливо оценить их результат, «посчитать ситуацию», то в результате либо предотвращаются гораздо более значительные потери (несопоставимые со стоимостью услуг), либо случаются значительные приобретения (опять-таки, несопоставимо большие по цене, чем услуги).

Эти правила работают только в том случае, если вы действительно воспользовались качественным сервисом. И именно воспользовались, а не сказали в ответ на выработанные консультантами варианты действий «ага», но сделали все по-своему. Этот последний вариант всегда обескураживает, но не так уж редко встречается. Это отдельная тема для разговора: либо это недоверие к результату услуги, либо консультант просто не посвящен во все нюансы, которые противоречат предложенному им решению вопроса.

А в большинстве случаев мы наблюдаем элементарное неумение считать и/или недоверие к тому, что услуга вообще классная/принесет необходимую ценность/вообще нужна. Как вариант — неверие в решаемость проблемы юридическим способом.

И до сих пор встречается непонимание того, что недальновидные с юридической точки зрения бизнес-действия так же убыточны, а иногда и фатальны, как неправильно спланированная экономика или неверно поставленный учет/ошибочное производственное решение/серьезные недостатки маркетинга в целом и продаж в частности.

 

Мировые тенденции

Часто слышны мнения о том, что у российского народа особый путь, своя душа и нам не подходят пути в развитии общества, в развитии бизнеса в смысле деловой культуры и методов его ведения, апробированные и применяемые в других странах. В Омском Клубе Читающих Бизнесменов, например, в отличной тусовке, организованной агентством «Делфи» и лично Евгенией КЛИМАНОВОЙ, мы часто дискутируем этот вопрос при обсуждении бестселлеров бизнес-литературы, чаще всего написанных нероссийскими авторами.

Сложно возражать, что у нас есть свои особенности. С уважением принимаю ту точку зрения, что не все приемы ведения дел можно в России тупо скопировать, и они будут работать. Более того, убежден, что в потоке информации о том, как вести дела и стараться добиться успеха, всегда нужно отделять зерна от плевел и брать для применения именно то, что конкретно тебе в твоем бизнесе подходит. При этом модифицировать, адаптировать «под себя». А может быть, обоснованно все отвергнуть и придумать что-то свое (вряд ли, но чем черт не шутит). И чьи методы и традиции ты применишь — американские, японские, европейские, русские военные (методы Суворова), иные — это всегда твой выбор, который тебе никто не навязывает.

Но, во-первых, не стоит отказываться от опыта зарубежных коллег, чаще всего полученного потом и кровью, лишь на том основании, что у нас по-другому устроено сознание. Это как-то неумно, мне кажется, и ложно. Культурные особенности не отменяют логику и базовые поведенческие законы людей — бизнесменов, работников и покупателей (потребителей), а лишь привносят в них свои особенности, свой привкус.

А во-вторых, мировые тенденции в бизнесе как объективную реальность, которая будет с нами просто происходить, никто не отменял. И я решительно не придерживаюсь той точки зрения, что наш российский бизнес не последует мировым тенденциям в своем развитии. То есть что в отличие от всей остальной планеты у нас будет «особый путь», какая-то альтернативная реальность, построенная по своим законам.

Наличие этого «особого пути» в смысле конкретных инструментов достижения целей вполне допускаю, и есть примеры. А вероятность того, что наш бизнес в целом будет развиваться в соответствии со своими особыми закономерностями, отличными от мировых (то есть, в конечном итоге, выглядеть как-то по-другому), скорее всего, равна нулю. И, соответственно, равна нулю вероятность, что в силу каких-то российских или региональных особенностей бизнесу у нас не потребуется обладать достойными юридическими инструментами защиты и нападения.

Поэтому я исхожу из того, что классная юридическая услуга российскому и конкретно омскому бизнесу нужна, потому что она нужна всегда, если мы смотрим на эти самые мировые тенденции. И, опять же, исходя из этих тенденций, именно классная юридическая услуга не бывает дешевой. Это признается деловыми людьми всего мира, «голосующими кошельками». Ценность и необходимость классной юридической услуги уже давно нигде не дискутируется.

Очевидно поэтому объемы юридического бизнеса в других странах гораздо более заметны по финансовым показателям как в абсолютных цифрах, так и в относительных (в расчете на 1 юриста или на 1 час работы юриста).

Стоит задуматься и о том, что местечковые разборки нередко действительно не требуют какого-то высокого уровня юридической мысли, хотя все чаще и чаще требуют (растет уровень навыков местного бизнеса, это объективная реальность). Мы сейчас встречаемся на практике с тем, что при разрешении конфликтных вопросов с другими провинциалами не нужно иметь семи пядей во лбу. Но, опять-таки, уже далеко не всегда.

Столкновение же на юридической почве в конфликте или в созидательной ситуации с серьезными компаниями из столиц или других крупных городов с развитым бизнесом, тем более с иностранцами, практически всегда требует отличного уровня юридического обслуживания. Потому что чаще всего там тебе спуску не дадут ни инхаусы (внутренние юристы компаний), ни частные консультанты. Наверное, скажем так, не совсем верно надеяться победить с помощью нагана противника в бронежилете и с автоматом Калашникова. Разве что рассчитывая на везение, а в бизнесе на везении расчеты не основывают.

Итого: мировая тенденция за то, что классные юридические услуги нужны и они не бывают дешевыми, но их стоимость обоснованна, потому что они предоставляют клиенту необходимую ему ценность.

Что это такое — классные услуги? Зачем они?

Стало банальностью сравнение юридических услуг с медицинскими, но, увы, не избегу этой банальности. Потому что все-таки очень легко объяснить именно так.

Практически каждый взрослый человек на собственном опыте знает, чем отличается плохой врач от хорошего, как по результату, так и по процессу лечения. В отличие от плохого врача хороший быстрее и точнее поставит диагноз, назначит правильное лечение (не факт, что дорогое — главное, правильное), и будет результат — излечение от болезни. И стоимость хорошего врача не вызывает особых вопросов, особенно, когда уже побывал в руках плохого.

Хороший врач простую проблему вылечит просто, быстро и дешево (это будет значить, что она действительна была простой), сложная займет больше времени и существенно больше средств, но будет решена (если она может быть решена). И при этом вы будете полностью информированы о том, что с вами происходит и будет происходить. И вам будет понятна эта информация. В руках же плохого врача вы в непредсказуемой и непонятной ситуции.

Что такое классная юридическая услуга? Ее характеризует довольно простой набор признаков, который обязательно должен присутствовать в совокупности.

Во-первых,  главное — она приносит результат. Да, есть ситуации, в которых результатом является кристально четкое понимание того, что проблема не может быть решена, но этих ситуаций, как правило, немного. И это понимание — тоже основание для тех или иных действий, гораздо более эффективное, чем ложная надежда. Основное здесь: требуемый результат должен быть изначально предельно четко сформулирован.

В-вторых, прозрачность. Вы понимаете, что именно происходит, пока услуга вам оказывается, в любой момент времени происходящего. Вам всегда готовы предоставить промежуточные результаты, дать необходимые разъяснения. Вы информированы, что именно делают юристы для решения вашего вопроса и зачем. Вы получаете развернутые отчеты по всем действиям. Вы получаете понятные заключения и иные документы.

В-третьих, классная юридическая услуга оказывается по определенным стандартам. Кстати, здесь тоже ориентация на международный опыт, потому что «там» эти правила вырабатывались столетиями, это «кровавый» опыт. Начиная с правил принятия поручения (выяснение истинной сути решаемой проблемы, выяснение наличия конфликта интересов, письменная фиксация поручения, определение понятных сроков и т.д.), продолжая исполнением — подбор достаточно квалифицированных исполнителей (если необходимо — по согласованию с клиентом привлечение сторонней экспертизы), правильное управление проектом, принцип «вторых глаз», оценка рисков, проведение судебных дел по правилам «выжженной земли за спиной» и проч.

В-четвертых (по порядку, а не по значимости), классная юридическая услуга оказывается хорошими специалистами, которые действительно опытны в решении юридических проблем и обладают навыками анализа, необходимым креативом, навыками письма, ведения дискуссий и переговоров. Здесь очень важен синергетический эффект юридических команд: правильная юридическая фирма всегда знает намного больше, чем частный юрист или команда инхаусов (внутренних юристов), которые практиковали такое же количество времени. Потому что объединяет опыт многих юристов (не утрачивая его), полученный в работе над очень разными проектами.

В-пятых, сервис. Всегда на связи, удобный офис для конфиденциальных переговоров, неукоснительное соблюдение конфиденциальности в принципе, презентабельный внешний вид (что важно, если вы идете на переговоры с юристом к вашему контрагенту, или когда вас представляют в судах и иных гос. органах), отсутствие проблем с копированием и сканированием, оперативная реакция на электронную почту и так далее.

В-шестых, ценообразование и конечная стоимость. Классные юридические услуги дешевыми не получаются, потому что денежная мотивация хороших юристов высока, расходы на налоги, программное обеспечение, офисные и делопроизводственные нужды, на обучение людей, на посещение профессиональных мероприятий, иные — весьма высокие. И вы можете не согласиться с расценками и с условиями изначально, что повлечет ваш отказ от  покупки. Но... Если вас устроили цены, то вы получаете прозрачное ценообразование, практически каждый рубль имеет объяснение. Ничего не возникает "с потолка".

Мы часто сталкиваемся с тем, что в отсутствие какого-то базового понимания нужности юридических услуг деловой человек не учитывает их в своей плановой себестоимости. И поэтому воспринимает любую их стоимость как убыток, т.е. как трату непредвиденную и неприятно-необходимую, от которой нет "выхлопа". И понятно, что убыток — это то, что нужно снижать, невзирая ни на что. Но это "обрезанная" логика. Услуги юристов изначально не учитываются многими в себестоимости и воспринимаются как убыток ровно до тех пор, пока не происходит какое-то событие, грозящее несопоставимо большей суммой потерь или нереализованных возможностей, чем затраты на самых дорогих юристов.

Подсчет результата от этих «убытков», причем и прямой, и предполагаемый (абстрактный размер предполагаемых неполученных затрат от того, что с вами не произошли плохие события), быстро приводит к пониманию, что это не убытки, а необходимые расходы для получения результата. Эта логика на практике приводит, кстати, к пониманию  того, что расходы на хороших юристов, понесенные изначально (не при возникновении проблемы, а для того, чтобы она вообще не возникла), всегда в несколько раз (часто во много раз) ниже, чем расходы на устранение возникшей проблемы.

Существует еще много ответов на вопрос «зачем они?». Часть из них уже приведена в этой статье в разных ее частях. Я точно знаю, что эффективный деловой человек сам разберется, «зачем нужны», и для него вряд ли будет возможен такой вариант ответа, как «нет, вообще не нужны».

Есть еще вопрос — как их получить, что является темой отдельного разговора (я уже писал об этом на страницах «Коммерческих вестей»). Многие предприятия и предприниматели, например, стараются решить этот  вопрос, создавая свои юридические подразделения (правда, создать с нуля такую команду непросто, долго и дорого). Вполне справедливо полагая, что это обеспечит преданность, конфиденциальность, узкую специализацию (а значит, и экспертность) в вопросах работодателя, предсказуемость расходов.

Так оно нередко и есть, тем более что большинство таких работодателей все-таки понимают, что для специфических проблем лучше привлекать сторонних опытных специалистов, что и происходит на практике (у нас в городе, правда, не часто). Нам известны классные команды инхаусов (внутренних юристов) с отличным опытом. Более того, когда бизнесмен покупает юридическую услугу со стороны, то именно лидер инхаусов является наиболее эффективным представителем покупателя (главное, чтобы для него интересы работодателя были превыше всего).

Но, к сожалению, мы видели и ситуации, в которых инхаус напоминает такую недалекую жену, которая, заполучив мужа, растолстела и надела на веки вечные домашний халат и бигуди. Т.е. когда инхаус не представляет истинной ценности для работодателя, поскольку не развивается, не стремится к результату, а «отбывает номер».

В этой системе координат консалтер — это такая сексуально активная женщина, которая должна быть востребована постоянно, поэтому она должна быть красивой и уметь доставить наслаждение. Она должна быть всегда в форме, следить за модой, ходить в спортзал, быстро передвигаться и уметь не наскучить.

Более глубокие аналогии здесь ни к чему, они ложные. К примеру, жена — инхаус — это опора, твой хранитель, а консалтер — ветер мимолетный, в любой момент предаст и продаст. Встречается такое мнение. Так вот, юридическая фирма только тогда долго живет и является успешной, когда обладает репутацией на рынке, говорящей о том, что она: неукоснительно соблюдает конфиденциальность, выполняет все договоренности и реально решает проблемы или поставленные задачи клиента. Если нет таких сведений о фирме, то ей не получится развиться и просуществовать значительное количество времени, при этом являясь успешной с точки зрения развития ее бизнеса, доходов ее партнеров.

Но при этом встречаются разные фирмы и частные юристы, есть среди них и те, кто не стремится к репутации, а стремится к разовым неправедным большим деньгам. Инхаус тоже иногда может оказаться, как показывает практика, и не опорой и не хранителем, а местом утечки информации и даже скрытым представителем врага. Как и любой другой наемный специалист.

Классные юристы у нас все-таки есть

Итог довольно печальной ситуации с отсутствием спроса на классную юридическую услугу — отсутствие ее предложения. Может, все-таки мировая тенденция и вполне логичные, на мой взгляд, рассуждения в этой статье о нужности такой услуги — бред?

Да нет, у нас в регионе идут сложные (и довольно крупные) судебные дела, в которых все не очевидно, корпоративные войны, войны с внешними игроками, хитросплетенные уголовные дела, приобретение сложных активов с учетом всех российских рисков, многоплановые налоговые проверки, антимонопольные и административные производства, сложные вопросы с банкротством. Надеюсь, что будут и волна классических слияний-поглощений, непростые инвестиционные проекты, проекты в области государственно-частного партнерства.

И я точно знаю, что у нас в городе есть классные юристы, и их немало. Это и некоторые адвокаты и юристы некоторых юридических фирм, и инхаусы. Не говоря уже о государевых людях — судьях, прокурорских работниках, специалистах правоохранительных органов, везде встречаются достойные представители профессии. И есть какой-то довольно узкий спрос на классные юридические услуги и готовность выплачивать адекватное вознаграждение. Но очень узкий.

Спрос на услуги более дешевые гораздо шире. И позиционируются они тоже как классные. И клиентам намного приятнее платить относительно невысокие цены за ту же услугу, чем «в какой-то там дорогущей фирме, которая просто непонятно за что берет деньги». Только если оказываемые такими юристами услуги не соответствуют одновременно всем вышеозвученным критериям, то это не классные услуги. Хотя во многих ситуациях и уровень проблемы, собственно, не требует именно классных услуг.

Из-за отсутствия артикулированного сколько-нибудь значительного спроса на классные услуги нет и широкого развития идеи классного юридического бизнеса, понимания, что это такое. Все известные лично мне специалисты, которые стараются организовывать оказание качественных юридических услуг, делятся таким мнением: в Омске чаще всего не готовы достойно оплачивать качественную работу. Поэтому такие специалисты стараются найти неомских клиентов, уехать в Москву или Санкт-Петербург, работать много, но спустя рукава, на невысоком уровне, чтобы успеть «собрать» побольше за типовые тиражируемые услуги. Конечно, область работы топовых адвокатов — это отдельная тема, которая здесь не обсуждается.

Многие перемещаются в «смежные» области. Например, начинают плотно заниматься банкротством, как неким работающим механизмом, в котором все-таки бывает, что услуги оцениваются в приличные деньги. Особенно если стоимость этих услуг контролировать через «своего» арбитражного управляющего или применять какие-то дополнительные бендеровские способы «сравнительного честного отъема денег».

 

Нужна корпоративная площадка

Кроме того, наши юристы на какой-то системной основе не общаются между собой, мне неизвестно о существовании действительно посещаемой корпоративной площадки. Существует вроде бы Союз юристов, Ассоциация юристов. Ничего не слышал об их мероприятиях уже много лет. Уважаемая мною Адвокатская Палата, возможно, является такой площадкой для адвокатов, но, видимо, только «для своих». А «не своих» очень много. Мне лично, как ни парадоксально, известны больше иногородние юридические фирмы. Мне известны юридические тусовки в Москве, Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, на некоторых я бываю.

Зачем это общение нужно? Для создания единого информационного пространства в частных услугах, для общения, для того, чтобы знать друг друга и иметь возможность сотрудничества в интересах клиентов. Для возможности общения (и роста) для молодых и немолодых юристов между собой. Для отстаивания единых позиций по каким-то вопросам (например, по взысканию расходов на юристов в суде), для создания каких-то интересных развивающих вещей — например, тренингов на совместной основе.

В конце концов, такая причина, которая не следящим за тенденциями покажется неактуальной: для подготовки будущих слияний и поглощений в сфере юридического бизнеса. Это — та самая мировая тенденция, слияния и поглощения в юридическом бизнесе происходят часто и порождают новые сильные фирмы, которые обладают ресурсами для отбора и обучения лучших специалистов, объединенным опытом, синергетическим эффектом от объединения клиентской базы.

В Омске информационное пространство, какая-то площадка, на которой ты можешь познакомиться с коллегами, обсудить общие проблемы за рюмкой чая, отсутствует. Мы не привыкли общаться и знакомиться, кроме естественно возникающих личных контактов, мы не понимаем, нужно ли это. И, наверное, от этого мы тоже слабее, чем коллеги в соседних, и тем более в столичных регионах.

 

Эпилог: грусть и надежда

 

Эта статья написана из-за того, что очень сильно хочется  изменения ситуации в Омском регионе. Исходя из тенденций, уже упоминаемых, у омского бизнеса все равно рано или поздно будут востребованы классные юридические услуги. И идея классного юридического бизнеса среди юристов начнет восприниматься как то, к чему стоит стремиться и ради этого напрягаться. Я просто наивно надеюсь, что, посылая эти сигналы в космос, я каким-то образом приближаю эти времена, для меня весьма желанные.

Я заранее предполагаю, что будут виртуальные летящие в меня гнилые помидоры и тухлые яйца от некоторых моих омских коллег, в смысле уличения в неправильной оценке ситуации и в незаслуженном пафосе, вперемежку с обсуждением моих умственных способностей. Как выяснилось по опыту предыдущих публикаций, такая реакция в ответ на мои письменные размышления случается. И я заранее искренне благодарен этим неравнодушным читателям за проявленный интерес, за то, что смогли прочитать и нашли в себе силы пошипеть и поплеваться. Соответственно, перед получившими негативные эмоции извиняюсь и еще раз благодарю за то, что прочитали этот материал, в каком-то ключе оценили его.

Но еще более я благодарен тем, кто снисходительно проигнорирует форму подачи информации и вдумается в ее содержание. Кто согласится или не согласится по существу сказанного. Кто придет к выводу, что проблемы нет (она надуманна), или к выводу, что проблема есть, но формулируется она по-другому и состоит в другом. Или к выводу, что он согласен с изложенным. А если кто-то не просто обдумает, но и выскажется, я готов слушать, читать, обсуждать — мне это по-настоящему интересно.

Игорь ЖУРИКОВ,

вице-президент Омского областного союза предпринимателей, старший партнер Центра правовых стратегий «Лексфорт»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/mart/-12/o-zhelanii-deshevo-i-serdito-ili-ob-oshchushchenii-nenuzhnosti-horoshey-raboty