В этом году женский праздник получился долгим, но по его поводу и без меня нашлось много желающих высказаться, поэтому я с облегчением промолчу. Меня как-то больше социально-политическая направленность беспокоит, особенно сейчас, когда времени терять нельзя, судя по стремительно растущей политической активности потенциальных народных избранников, хорошо заметной в СМИ и наружной рекламе. Надеюсь, никто не станет со мной спорить, что буквально каждый день весны стремительно приближает нас к осенним выборам? Не хочу никого пугать, но и бдительности терять не рекомендую. А то ведь у нас как всегда получается: отвлекся буквально на секундочку, а когда вернулся, то всех уже выбрали, кого нужно, и вот они уже широко улыбаются нам с экранов и вносят очередную инициативу по запрещению оскорблений чувств верующих, либерализма, кружевного белья и туфель на шпильках.
Всем наивным, кто искренне верит, будто в прошлые разы мы ошиблись случайно, но сейчас-то выберем своих представителей из числа действительно хороших парней, хотелось бы напомнить о классических экспериментах ученых-этологов, много и долго исследовавших групповое поведение социальных животных. Мне лично импонирует знаменитый эксперимент француза Дидье ДЕЗОРА с крысами-ныряльщиками, ярко демонстрирующий, насколько велика роль случайности, когда выстраивается иерархия в группе. Эксперимент был такой: исследователи закрывали в клетке шесть крыс, которые могли добывать себе еду только одним способом — ныряя с задержкой дыхания. И почти сразу же произошло разделение на роли: выявились «работники», «грабители» и «самостоятельные». «Работники» много ныряли за пищей, но могли приступить к трапезе лишь после того, как наедались «грабители». «Самостоятельные» кормились сами, в грабеже не участвуя. «Грабители» не ныряли вообще.
Когда в серии из тысячи экспериментов роли почти не поменялись, исследователи стали проявлять инициативу сами. В одной клетке они собрали вместе шесть ярко выраженных «работников», три месяца послушно нырявших за пищей, в другой — шесть отчаянных «грабителей», которые за это же время лапкой о лапку не ударили, зато хорошо научились делить добытую другими еду. И что вы думаете? В обеих группах перераспределились роли. Наиболее агрессивные из послушных почти сразу перестали самостоятельно добывать пищу. В итоге исследователи сделали интересный вывод, что выбор ролей в социальной ситуации происходит случайным образом и мало зависит от генетики, навыков и опыта. А со временем эта случайным образом выпавшая роль закрепляется, если ролевое поведение приносит успех. При переводе на бытовой русский получится примерно так: кто наглее, тому и счастье.
К народным избранникам все вышесказанное, увы, относится чуть больше, чем целиком. Большинство из них тоже оказывается в партии «Единая Россия» и в депутатах случайно, а уже потом эти люди с разной степенью успешности начинают играть роль политической элиты. Но если кому-то вдруг показалось оскорбительным упоминание в одном контексте крыс и депутатов, то прошу меня извинить. Я не то имел в виду, о чем вы подумали. Крысы, кстати, тоже творения божьи.