Известный омский общественник требует отменить мартовское решение депутатов горсовета и вернуться к предыдущему тарифу на проезд в общественном транспорте
Рассмотрение административного искового заявления Валентина КУЗНЕЦОВА началось в Омском областном суде 6 мая. Истец пытается доказать, что решение Омского городского совета № 436 от 16 марта 2016 года, которым был установлен максимальный провозной тариф для муниципального общественного транспорта на уровне 22 рублей за одну поездку, нарушает его конституционные и гражданские права как пенсионера, получающего пенсию в размере 10 тысяч рублей в месяц, а также не соответствует нормам федерального законодательства об организации регулярных пассажирских перевозок. Городские власти с ним категорически не согласны, они считают, что отмена решения горсовета приведет к еще большему росту цен на проезд в муниципальном транспорте.
Напомним, изменения в решение горсовета «О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска» городские депутаты внесли по инициативе мэра Омска. Решение было принято на пленарном заседании горсовета 16 марта 2016 года, причем сразу в трех чтениях. Увеличение стоимости одной поездки на муниципальном пассажирском транспорте с 1 апреля сразу на 4 рубля позволит, по подсчетам городских экономистов, сэкономить бюджету на компенсациях муниципальным перевозчикам 235 млн рублей. Против очередного повышения цены на проезд резко высказывались только депутаты-коммунисты.
С резких высказываний началось и рассмотрение иска Валентина КУЗНЕЦОВА к горсовету. Правозащитник в категорической форме заявил, что не собирается заниматься имитацией правосудия, и потребовал отвода судьи Омского областного суда Ольги ХАРЛАМОВОЙ, поскольку еще на стадии подготовки административного дела к рассмотрению она отказалась выслушивать позицию истца и потребовала, чтобы он участвовал в деле только через своего представителя (у Валентина КУЗНЕЦОВА отсутствует диплом о высшем юридическом образовании).
Жесткую позицию суда истец расценил как заинтересованность суда в отрицательном исходе дела как умышленное нарушение процессуальных норм и посягательство на его конституционные права. Получив отказ в удовлетворении ходатайства об отводе судьи, Валентин КУЗНЕЦОВ не отступил и сразу заявил ходатайство об отводе прокурора Елены ЧЕРДАКОВОЙ, которая, по его мнению, должна была надзирать за соблюдением законности в процессе, но со своими обязанностями не справилась, поскольку отказалась поддерживать ходатайство об отводе Ольги ХАРЛАМОВОЙ. После второго отказа Валентин КУЗНЕЦОВ демонстративно отказался садиться и простоял до конца заседания, постоянно вступая в споры с судьей, которая демонстративно не обращала на него внимания.
Только через час после начала заседания его участники смогли добраться до сути дела, после чего и выяснилось, почему именно Валентин КУЗНЕЦОВ считает мартовское решение горсовета не соответствующим федеральному законодательству о пассажирских перевозках. Федеральный закон № 220-ФЗ, принятый в июле 2015 года, предусматривает разделение пассажирских перевозок на два вида — с регулируемыми тарифами и нерегулируемыми тарифами, а горсовет, по мнению омского правозащитника, не отразил в своем решении, к какому именно виду регулярных пассажирских перевозок относится новый тариф в 22 рубля.
К тому же городские депутаты, по мнению истца, не проверили исполнение организатором перевозок (администрацией города Омска) своих обязанностей, предусмотренных федеральным законом № 220-ФЗ. На момент принятия решения, как уверяет Валентин КУЗНЕЦОВ, еще не был утвержден реестр муниципальных маршрутов, а конкурс по отбору частных перевозчиков, работающих на городских маршрутах с нерегулируемыми тарифами, мэрия и сейчас не собирается проводить. Да и само название принятого документа («О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска») не соответствует его содержанию и его смыслу. Какая же это, мол, социальная поддержка, если цена на проезд не уменьшается, а увеличивается сразу на 4 рубля.
По мнению правозащитника, если мартовское решение депутатов суд признает незаконным, то будет действовать предыдущее решение горсовета, согласно которому цена за проезд в муниципальном транспорте установлена на уровне 18 рублей. Представители горсовета, администрации города Омска и департамента транспорта уверяют, что все совсем не так, а после отмены решения горсовета, обеспечивающего льготы для пассажиров муниципального общественного транспорта, положение малообеспеченных омичей только ухудшится, поскольку городская власть в таком случае уже не сможет компенсировать из бюджета часть затрат муниципальным автотранспортным предприятиям и муниципальные перевозчики вынуждены будут возить пассажиров без всяких льгот, то есть по тарифам, утвержденным РЭК Омской области (от 26 до 29 рублей). Решение по административному иску к горсовету суд вынесет, судя по всему, 12 мая. Если оно будет не в пользу Валентина КУЗНЕЦОВА, правозащитник пообещал обжаловать его в Верховном суде РФ.
Кстати, в активе у Валентина КУЗНЕЦОВУ уже есть убедительная победа над властью. В начале 2015 года при поддержке областной прокуратуры правозащитник выиграл иск к РЭК Омской области, после чего регулятор вынужден был отменить принятое в 2014 году решение об увеличении предельного тарифа для автобусов малого и особо малого класса, после чего частным перевозчикам пришлось снизить цену на проезд с 22 рублей до 18 рублей. Свои требования правозащитник и прокуратура мотивировали тем, что РЭК Омской области рассчитал тариф для перевозчиков по нормативам, а нужно было брать в расчет подтвержденные документально затраты.