Заказчики и поставщики не поверили, что стоит тратить время на обсуждение проблем
27 апреля в Экспоцентре прошел Большой сибирский конгресс участников госзаказа, организованный Межрегиональным союзом заказчиков и поставщиков. В Омск по этому случаю съехались представители Минэкономразвития РФ, Федеральной антимонопольной службы России, Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Если на пленарной части заседания зал был более-менее полон, то к последовавшим за ним мастер-классам и круглым столам ни предприниматели, ни даже заявленные представители органов власти не проявили уже никакого интереса. На каждой из четырех площадок слушателей было от силы по 10 – 20 человек.
Даже посетивший дискуссионную площадку Общероссийского народного фронта депутат Госдумы Олег ДЕНИСЕНКО ушел с нее, не дослушав ответы на свои вопросы. Народный избранник пришел побеседовать на тему "Общество и власть: территория эффективного диалога", где речь шла об общественном контроле в сфере госзакупок. На сайте мероприятия было заявлено, что экспертами, помимо членов ОНФ, станут представители Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области и региональной прокуратуры, однако ни тех ни других за столом не оказалось.
Олега ДЕНИСЕНКО заинтересовало мнение участников площадки о том, каким федеральным законом следует руководствоваться при осуществлении общественного контроля госзакупок: 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в РФ" или 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
– Количество субъектов общественного контроля должно быть приведено в норму относительно 212-ФЗ, то есть мы должны оставить только общественные организации или, наоборот, расширить этот список, как указано в 44-ФЗ? – спросил ДЕНИСЕНКО. – Для меня как законодателя, конечно, интересен вопрос о расширении этого списка с тем, чтобы он начинался с субъекта общественного контроля – гражданина. По каким правилам должен работать гражданин в области общественного контроля или этих правил не должно быть? Куда, в какие органы государственной власти гражданин должен представлять материалы своей деятельности, где указаны выявленные недостатки?
Депутат заявил, что, направляя депутатские запросы по обращениям граждан в правоохранительные органы и прочие структуры (а за последний месяц писем от населения поступило, по его словам, порядка 8 тысяч), он далеко не всегда получает ответы, которые удовлетворили бы не только граждан, но и его самого.
– Гражданин, осуществляющий общественный контроль, материалы подготовил. Он понес их в прокуратуру. Реакция какая будет? Меньше, чем на депутатский запрос, или такая же? – спросил парламентарий.
Еще один поднятый им вопрос касался оплаты экспертизы госзакупок. От того, кто дает на нее деньги, по мнению Олега ДЕНИСЕНКО, зависит честность нанятых специалистов. Законодательно эта сфера в настоящее время, по его мнению, недостаточно урегулирована.
Нельзя сказать, что участники дискуссии нашли ответы на заданные вопросы, но и тех, что были, депутат не услышал, так как удалился из зала на середине обсуждения. Оставшимся отвечал на вопросы Олега ДЕНИСЕНКО эксперт отделения ОНФ в Новосибирской области Александр СТЕФАНОВ, про которого его коллега по региону Сергей ЛИХАЧЕВ несколько раз отметил, что тот не так давно был удостоен чести присутствовать на встрече с их "фронтовым" лидером Владимиром ПУТИНЫМ.
– 102-я статья 44-ФЗ предполагает наличие общественного контроля в системе муниципального и государственного заказа. Это один из механизмов контроля, без которого эта система работать не может. Если мы с вами как активные граждане не обеспечим наличие контроля, эта система работать не будет. В законе предусмотрено право гражданина как лично, так и в составе общественных организаций контролировать, – высказал Александр СТЕФАНОВ некий общий посыл.
Что до экспертизы, в ОНФ объяснили, что оплата экспертизы постфактум недобросовестным заказчиком предусмотрена в том случае, если правы оказались общественники, инициировавшие «разбор полетов» по конкретной госзакупке. Если же они зря оклеветали участника тендера, то пусть сами и оплачивают.
– Если у меня два стола, три стула, возьмите с меня цену этой экспертизы, – отметил один из слушателей.
– Действительно, это требует общественной инициативы. Пока это просто идея, – сказал СТЕФАНОВ.
Координатор проекта "За честные закупки" ОНФ в Новосибирской области Сергей ЛИХАЧЕВ отметил, что уже созданы "прецеденты" допуска общественников до экспертизы:"А механизм мы сейчас разрабатываем".
– Это все в процессе на самом деле, – добавил Александр СТЕФАНОВ. – Потому что пока правовых оснований для участия гражданина или общественной организации в приемке работы нет. То есть если заказчик или подрядчик не пожелает показать исполнительную документацию, то он правильно сделает. Мы не можем понудить его. Здесь речь идет о создании такого прецедента.
Еще до ухода Олег ДЕНИСЕНКО успел с подачи присутствовавшей на площадке общественности пройтись по действиям местной власти.
– Нет ли у вас ощущения, что все возможные инициативы общественного мониторинга, переданные в контролирующие органы, в прокуратуру в том числе, будут замалчиваться? – спросил депутат... – Может поступить команда из федерального центра, ведь впереди выборы. Дополнительные скандалы, связанные с региональным правительством, муниципальной властью, им не нужны. Как вы думаете?
– Я могу согласиться с тем, что, возможно, кому-то эти скандалы не нужны. Но исходя из недавнего разговора президента с народом, с обществом мы видели, что такое затягивание, непринятие мер чиновниками, правоохранительными органами носит для них очень серьезный характер, – в пример таких "затягиваний" он привел невыплату зарплаты на Сахалине. – Это для чиновников тоже штука опасная.
Удачным примером стали и омские дороги. Депутат отметил, что денежных средств на их ремонт выделяется достаточно. Дорожный фонд Омской области в этом году превысил 5 млрд рублей, и теперь "это сфера не только депутатов и общественников, а прямой вопрос к действующей власти", "вопрос эффективной траты денежных средств".
– Это недоработка органов исполнительной власти, – заявил Олег ДЕНИСЕНКО. – Законодатели по большому счету обеспечили все: бюджет принят, денежные средства для ремонта и строительства дорог определены, выделены. Теперь вопрос в том, как денежные средства тратятся и как контролируется качество исполнения работ.
При том, что министерство строительства и ЖКК возглавляет коммунист Максим МИХАЙЛЕНКО (а ДЕНИСЕНКО в Госдуме представляет фракцию КПРФ), депутат признал, что ему заранее "жаль денег, которые будут истрачены на ремонт омских дорог".
– Мы знаем, каким образом это происходит: с использованием известных "фей", кирпича. Может быть, как на Камчатке, с помощью фанеры будем забивать дырки, – предположил Олег ДЕНИСЕНКО.
При этом он был бы рад, если бы к 300-летию Омска были отремонтированы хотя бы основные магистрали.
Члены проекта "За честные закупки", который появился еще в сентябре 2013 года вслед за принятием ФЗ-94 "О контрактной системе" в мае того же года, сошлись на том, что законодательно урегулировать предстоит еще многое и все это в процессе. А пока всем неравнодушным гражданам порекомендовали обращаться со своими жалобами и обличающими находками в сфере госзакупок в ОНФ. Наиболее сурово по отношению к госзаказчикам был настроен Сергей ЛИХАЧЕВ. В процессе разговора он то и дело старался задеть чиновников – вплоть до того, что называл их ворами. Апогея в своих высказываниях он достиг, заявив: "В истории России уже случались времена, которые требовали таких мер, как опричнина при Иване Грозном, и такие меры, как при Сталине".